Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Городские данные
ГОРОДА КЫРГЫЗСТАНА ЧЕРЕЗ ЛИНЗУ УРБАНИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГОРОДА КЫРГЫЗСТАНА, КАКИЕ ОНИ? ЖИВЫЕ ИЛИ ЗАБРОШЕННЫЕ, ДАЛЬНИЕ И ЛИ БЛИЗКИЕ, КРИ¬МИНАЛЬНЫЕ ИЛИ БЕЗОПАСНЫЕ… ПРО КАЖДЫЙ ГОРОД У ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ СЛО ЖИЛОСЬ ОПРЕ¬ДЕЛЕННОЕ МНЕНИЕ, НО МАЛО КТО БЫВАЛ В ТЕХ ГОРОДАХ, О КОТОРЫХ СЛА ГАЮТ ЛЕГЕНДЫ, ОБ¬ЩАЛСЯ С МЕСТНЫМИ ЛЮДЬМИ, ПРОХОДИЛ ПО УЛИЦАМ. ЧТО ДЕЛАЕТ ГОРОД Г ОРОДОМ? – ВОПРОС К ИСТОРИКАМ И АНТРОПОЛОГАМ.
Специально к первому национальному урбанистическому форуму специалисты общественного фонда «Городские инициативы» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» провели первое междисциплинарное исследование городской среды малых и средних городов. Урбанистические исследования проводились до этого только в Бишкеке (но не комплексные) и в Оше (исследование социального капитала в рамках Ош Урбан Форума), а также специальные исследования различных проектных, чаще всего международных организаций. Но информации о состоянии городской среды, качестве жизни и о сообществах городов Кыргызстана практически не было. В этой статье приведены сводные выводы и наблюдения, накопленные за четыре месяца исследовательской работы с пятью городами.
КОМАНДА И МЕТОДОЛОГИЯ Комплексный анализ нужен был для того, чтобы оценить текущую ситуацию и понять, какие существуют проблемы в городах, как они решаются разными городскими субъектами, и какую роль в развитии города играют низовые инициативы. Также исследование помогло команде Форума оценить, в каких знаниях, услугах и решениях нуждаются города, а также начать горизонтальное знакомство с разными субъектами городского развития. В исследовательскую группу вошли: куратор исследования - урбанист Динара КАНЫБЕК кызы, исследователь-аналитик Салтанат АНАРБАЕВА, городской планировщик Атай САМЫЙБЕК и антрополог Зарина УРМАНБЕТОВА. В период с декабря 2016-го по март 2017 года исследователи совместно с шаарманами и специалистами МСУ собирали информацию для комплексного анализа города. К участию в исследованиях мы приглашали все города Кыргызстана, но из-за ограниченного времени (4 месяца) мы могли выбрать максимум 5 городов. Больше 20 заявок мы получили от общественных организаций, активистов и мэрий разных городов, из них выбрали тех, кто подтвердил заинтересованность, и кто был готов участвовать в переговорах с мэрией и другими лицами, а также помогать с организацией исследования и участвовать в нем. Этими городами стали Токмок, Балыкчы, Нарын, Баткен и Исфана.Методология исследования включала три компонента:
- Анализ физического пространства - команда изучала особенности организации городской планировки, состояние и использование инфраструктуры, социокультурных объектов, качество общественных пространств и сценарии их использования.
- Работа с городскими данными. По этому компоненту велась работа с мэриями городов, которые предоставляли данные по запрашиваемым показателям, анализ которых призван помочь выработать «набор городских данных», дающих ясное представление о городе в разрезе текущего времени, реальных запросов и возможностей прикладного использования.
Знакомство с местными городскими активистами-шаарманами. Этот компонент был важен для того, чтобы понимать особенности местных инициатив, мотивацию активных горожан, а также роль муниципалитета в поддержке этих инициатив. Также большую ценность эта работа представляет для организации широкой горизонтальной сети шаарманов по всей стране.
ЧЕМ ЖИВУТ ГОРОДА? Как экономические и социальные сценарии меняют городскую среду? Города Кыргызстана очень разные, у каждого города своя история - некоторые насчитывают несколько сотен лет, а некоторые совсем недавно достигли “совершеннолетия”. Конечно, особенности каждого обусловлены географией и историей образования и развития города. После распада СССР многие города, ранее встроенные в систему плановой экономики, пережили тяжелый период стагнации. И не все еще вышли из этого состояния. Опустошенные, и в физическом, и в моральном смысле, города – участники исследования – долго не могли собраться с силами, чтобы определить свои приоритеты, сильные стороны, и получить толчок к последующему развитию. Но сейчас города устремлены в будущее – об этом говорят проекты, которые планируют городские власти, инициативы активных горожан – шаарманов, сами жители в разговорах с исследователями.
Гражданские инициативы, которые появляются как ответ экономическому и социально-культурному кризису постсоветского периода, помогают определять направления развития городов. К процессу подключаются разные городские субъекты: местная власть, активные горожане, представители бизнес-сферы, эксперты. Осознание того, что будущее города в руках самих жителей и что нужно уже выходить из состояния «спячки» и «застоя» происходит по-разному. Где-то молодежь начинает объединяться, забывая прошлые межрайонные распри и активно участвуя в городских событиях, самостоятельно организовывая культурный досуг и дополнительное образование. А в другом городе объединяют усилия, ресурсы, чтобы улучшить общественные пространства, и развиваются по принципу: «не критиковать государство, не сделав ничего для развития своей малой родины». В каждом городе наша команда познакомилась с интересными и уникальными шаарманами, которые и являются движущей силой городов.
В каждом городе она своя. Так, в Токмоке занимаются благотворительной и волонтерской деятельностью, помогают бездомным и пожилым, балыкчынцы работают над укреплением межрайонных, соседских отношений, а вот в Нарыне шаарманы взялись за улучшение общественных пространств. Баткенские шаарманы активно развивают малый бизнес, в основном – социально ориентированный, а исфанинцы успешно работают с гражданским обществом всего Лейлекского района, и это единственный город, исчерпывающую информацию о котором вы найдете в Википедии. Если в северных городах мы видели, что инициативы в основном связаны с благотворительностью, благоустройством и оформлением городских общественных пространств и немало внимания уделяется искусству и визуальному облику, то в южных городах очень активны и деятельны местные и международные неправительственные организации, которые ведут работу по межэтническим и межграничным отношениям, по укреплению потенциала работы НПО в регионе.
СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ Общественные пространства во многих городах схожи как по внешнему виду, так и по функциональному использованию. Большие пустые площади с административными зданиями и памятником Ленину – известная отличительная черта всех постсоветских городов, и наши города не стали исключением. Правда, отличился город Исфана, с памятником Исхаку Раззакову на главной площади. Центральные площади традиционно используются для проведения общенациональных и городских официальных праздников и мероприятий, для сбора горожан по политическим мероприятиям (выборы, митинги). Почти в каждом городе есть парк со скудной уличной мебелью и памятниками или обелисками в память о Великой Отечественной войне. Но состояние парков довольно удручающее, практически нет хороших детских игровых площадок, приятной уличной мебели, и они не очень популярны среди жителей. Зачастую формат открытых общественных пространств – это наследие советской планировки, поэтому они не соответствуют современным запросам горожан. Надо отметить и то, что многие парки и скверы разрушались, деградировали в кризисные 90-е, а после средств на их восстановление на нашлось. Полностью был уничтожен городской сквер в г. Токмоке, о котором с ностальгией вспоминает старшее поколение. В городах также остро стоит вопрос защиты общественных пространств от застройки. Самый наглядный пример – центральный парк в Балыкчы, где два гектара территории парка были захвачены под застройку.
Хороший пример использования закрытых общественных пространств у города Нарына. Здесь была проделана огромная работа по улучшению библиотек, изменился формат их работы, появились новые образовательные услуги и ресурсы для самооразования. В частности, библиотеки начали работать как коворкинг-центры. И они действительно пользуются популярностью у горожан всех возрастов, особенно у школьников.В целом, по итогам знакомства с пространственной организацией пяти городов, можно сказать, что сейчас очень актуальна необходимость переосмысления понятия «общественное пространство», возможных форматов, функций и их событийного наполнения.
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ НА БАЗАР Базары – это самые «живые» точки городов, центры активности города. Они являются важными объектами экономики города, обслуживая не только свое население, но и население близлежащих сел. Во всех пяти городах жители именно базарам отдавали роль «спасителя» города и народа во время кризиса после распада Советского Союза. На сегодняшний день базары не теряют статус экономического и социокультурного пространства. Во многих городах отсут ствие детской развлекательной инфраструктуры становится причиной превращения базаров в места для совместного времяпрепровождения с детьми. Значимость базаров в социокультурном плане подтверждается транспортными линиями города, основная часть которых проходит через территорию городских базаров, и это явление показывают еще одну их функцию, как неофициальных вокзалов.
Таким образом, базары – это не только место купли-продажи, это общественные пространства, центры социальных коммуникаций и неформальные «вокзалы» или главные транспортные узлы. Место, где реализуются основные социальные и культурные сценарии большинства жителей го рода, повседневная коммуникация между людьми, обмен ежедневной информацией.Базары также аккумулируют в себе основную часть городских проблем: пробки, нехватка парковочных мест, хаотичная торговля и визуальное загрязнение. Хаотичность застройки вокруг рынков, несоблюдение норм строительства становятся причиной возникновения опасных ситуаций.
ЭКОНОМИКА И МЕЖГОРОДСКИЕ СВЯЗИ Основной потерей для городов с развалом СССР и закрытием промышленных производств стал отток трудоспособного, образованного населения. Их дома заняли жители из ближайших сел, которые «привезли» привычный для себя сельский уклад жизни в города. Дефицит рабочих мест вынудил многих жителей городов содержать скот в своих домохозяйствах. Наряду с содержанием скота развивалась домашняя торговля. Но ни торговля на базаре, ни содержание скота не смогли решить проблему безработицы. Для жителей многих городов возможностью содержать свои семьи стала трудовая миграция в другие страны.
Вложения мигрантов – это основные инвестиции в города. Благодаря денежным переводам мигрантов в городах оживилась экономическая жизнь, строятся дома. В центре городов, кроме торговых точек, начали открываться филиалы банков и других финансовых учреждений. В городах начали строить индивидуальное жилье, но о комплексном территориальном развитии говорить еще рано. Значительно изменились только центральные кварталы и основные улицы, где выше плотность потоков, общественных пространств, соответственно, они более активны экономически, здесь расположена коммерческая недвижимость и магазины, центры досуга.
Многие города пытаются найти пути использования территорий бывших промышленных предприятий, коммунальных хозяйств и заполнить разрывы городской ткани. Но преобладает в городах частная застройка – индивидуальные одноэтажные дома, реже – двухэтажные. Во всех городах есть минимум 2-3 маршрута общественного транспорта (маршрутки, в Нарыне – еще и троллейбус), которые хотя и не охватывают все районы города, остаются востребованными среди горожан. Развивать общественный транспорт, открывать новые маршруты, по словам горожан и представителей МСУ, просто нерентабельно. Второй по популярности транспорт – такси, которые берут несколько попутчиков (получается по 15-20 сомов с человека). Очень многие мужчины в Токмоке, Балыкчы и Нарыне подрабатывают таксистами.
В исследованных пяти городах очень сильные связи «город – село», жители близлежащих сел работают и реализуют свои сельскохозяйственные товары в городах, молодые люди приезжают сюда учиться. В Балыкчы существует практика перевозных базаров, когда продавцы городского рынка выезжают в близлежащие крупные населенные пункты – Тоң и Кочкорку и др. Географическое расположение городов также влияет на межгородские экономические и социальные связи городов. На экономику Токмока сильно влияет близость к Бишкеку, можно сказать, что город в агломерации столицы, и если жители сел приезжают в Токмок, многие токмокчане ездят на работу и по делам в Бишкек. Токмок также связан с приграничными районами Казахстана, а Исфана активно взаимодействует с соседним Худжандом.
ГОРОДСКИЕ МЕДИА За редким исключением городские СМИ – это городские газеты, которые выходят 2 раза в месяц и публикуют в основном официальные новости. Новости из газет быстро устаревают, и это делает их менее популярными, но многие жители все равно являются постоянными читателями. Популярности газетам не добавляет и их неконкурентоспособность с новыми технологиями, инструментами получения информации. Отчасти причиной неэффективной работы СМИ в городах является отток квалифицированных кадров в большие города или же за границу. Те же, кто сейчас работает в этой сфере, зачастую не имеют навыков и знаний по использованию новых инструментов распространения информации. Другая проблема – отсутствие независимых СМИ. В век цифровых технологий и уникальных возможностей новых медиа, малые города страны не могут воспользоваться их преимуществами.
Правильное использование новых инструментов и фокус на материалы, которые будут интересны разным аудиториям горожан, могли бы восполнить это упущение. Городская газета Балыкчы открыла свои страницы в социальных сетях и начала использовать новые медиа, и постепенно их аудитория растет. Газету стали читать и балыкчынцы, которые живут в других городах и странах.
Другим успешным примером использования новых медиа-инструментов можно считать работы токмокского активиста Марата АБДРАЕВА. Он сумел создать площадку для активных дискуссий в социальных сетях. Это тематическая группа «Я люблю Токмок» в «Одноклассниках», где токмокчане обсуждают проблемы города, решают проблемы, собирают деньги нуждающимся в помощи. В 2015 году Марат работал советником мэра города Токмока и администрировал официальные страницы мэрии в соцсетях. Он не только своевременно информировал токмокчан о новостях, но и успешно помогал населению решать проблемы, связанные с функционированием городской инфраструктуры. Мэрия, в свою очередь, могла оперативно узнать мнение горожан о качестве своей работы и важных моментах жизни города. Аккаунты в социальных сетях работают до сих пор, но уже в другом формате – не как официальные страницы мэрии, а как виртуальная социальная площадка для кооперации и объединения усилий по решению проблем жителей города Токмока.
ОТНОШЕНИЕ ГОРОЖАН К СВОЕМУ ГОРОДУ Город - это среда обитания человека, поэтому важно его отношение к этой самой среде, его ощущения, эмоции, ассоциации, связанные с городом, восприятие. Важной частью знакомства с городами были знакомства, разговоры с людьми там проживающими, через которые мы пытались понять как идентифицируют себя жители разных городов. Познакомились мы с самыми разными горожанами – чиновниками, активистами, молодежью, самых разных взглядов и интересов. Во время “городских разговоров” – спонтанных бесед во время прогулки по городу, мы узнавали мнение горожан о том, что важно для города в первую очередь в вопросах развития, какие инициативы они готовы поддержать, как хотели бы, могли бы включиться.
Кроме того, в каждом городе был проведен социальный опрос по единой анкете для пяти городов, которая дополнялась вопросами от местных партнеров. Анкета помогла исследовательской группе с вопросами о самоидентификации горожан, об особенности организации локальных сообществ определить уровень удовлетворенности жизнью на местах. Так, доля тех, кто называл себя жителем своего города, составила менее 4% в каждом городе, кроме Исфаны, где таких оказалось 8%. Чаще всего люди идентифицируют себя с профессиональной принадлежностью, с тем, что являются гражданами КР, либо говорят о себе как о члене семьи, со своими обязанностями и правами.
Ответы респондентов на вопрос о самоидентификации также имеют общие черты. Кроме этого, горожане ассоциируют свои города в основном с географическими местами или знаками/марками, местными/ национально-известными личностями, профессиональными нишами, а также природными особенностями. Например, Балыкчы - город ветров, Нарын - высокогорный, Баткен - это урюк и цветок Айгюль, Токмок – промышленный город, Исфана - родина Исхака Раззакова.
Подавляющее большинство респондентов социального опроса во всех пяти городах ответили, что удовлетворены жизнью на местах и переезжать не собираются. Однако более трети респондентов городов Нарын (31,3%), Токмок (35,1%) и Балыкчы (40%) хотели бы переехать из этих городов, если бы им представилась такая возможность. Каждый пятый житель Токмока, Балыкчы, Нарына, каждый шестой житель Баткена и каждый восьмой житель Исфаны отметили, что их не устраивает жизнь в этих городах.
Среди причин неудовлетворенности чаще всего называли:
- отсутствие возможностей для работы;
- отсутствие и/или непривлекательность общественных пространств;
- низкую доступность и проблемы с качеством медицинского обслуживания;
- плохое качество дорог и тротуаров или их отсутствие;
- некрасивый или непривлекательный город;
- низкое качество и недоступность жилья;
- плохую работу общественного транспорта.
Пять изменений, которые респонденты хотят увидеть в своих городах в ближайшие 5 лет (самые популярные ответы):
- Улучшение дорог/городской инфраструктуры.
- Зеленый, освещенный, чистый город.
- Новые многоэтажные дома/здания или реконструкцию старых зданий/домов.
- Больше культурно-развлекательных мест.
- Развитие города/развитие промышленности/больше рабочих мест.
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ Управление развитием территорий В рамках исследования большое внимание мы уделяли пространственному анализу городов. Мы стремились узнать, как и в каком направлении развиваются города, какая у них инфраструктурная база и какие механизмы используются для управления и планирования развития территорий. Мы тесно работали со специалистами МСУ, отделами архитектуры и другими муниципальными предприятиями. Сотрудничество с ними открыло для нас ряд серьезных проблем. Практически во всех городах отсутствуют специалисты по градостроительству и городскому планированию. Муниципалитеты не имеют четкого видения пространственного развития, и нынешняя работа отделов архитектуры сводится к выдаче разрешительных документов и проектированию небольших объектов. Вдобавок к этому отделы архитектуры не имеют обновленных карт застройки и землепользования. Зачастую работники пользуются устаревшими картами и генеральными планами. Многие градостроительные решения часто принимаются без исследовательской основы, не ведется мониторинг использования городских земель.
У города Нарына хорошо налажен сбор и хранение информации о состоянии городской инфраструктуры. При поддержке Aga Khan Development Network на базе мэрии был создан ГИС-центр, где собираются и наносятся на карту данные об инженерно-технических сетях, о земельных участках и муниципальных объектах. Это дает городу хорошие перспективы для более прозрачного и эффективного управления городскими ресурсами.У городов-участников исследования также есть общая проблема с правовым статусом некоторых общественных культурных учреждений. Так, в Исфане городской парк находится не на балансе мэрии, а на балансе Министерства культуры, и мэрия города не может начать реконструкцию парка. В Балыкчы и Токмоке такой же вопрос с кинотеатрами, которые хотят восстановить, но они принадлежат другому собственнику.Отсутствие актуальной базы данных наряду со слабой подготовкой местных специалистов в сфере городского планирования является основными проблемами при пространственном управлении городов.
Инфраструктура Что касается городской инфраструктуры, здесь тоже существует ряд проблем: это плохое состояние муниципальных дорог, вопросы сбора и утилизации мусора, проблемы с водоснабжением. Инженерно-технические сети, заложенные в советское время, устарели и требуют реконструкции и модернизации. Более того, многие районы городов не подключены к системам центральной канализации и водоотвода, что негативно отражается на санитарно-эпидемиологической ситуации в городах.
Финансовые ресурсы городов не позволяют комплексно решать эти проблемы. Из городского бюджета, в основном, финансируется ремонт дорог и улучшение системы водоснабжения.
Исследование городов также показало, что города не уделяют достаточно внимания состоянию общественных пространств и городских зеленых насаждений. Системы ирригации разрушены или их попросту не существует.
Эффективная работа с населением – одна из основных задач для городских властей. Первые лица городов участвовали в исследовании с целью найти способ стать ближе к горожанам, узнать мнение населения о работе муниципальных органов и понять, насколько горожане готовы участвовать в улучшении города. В Нарыне, Балыкчы и Токмоке муниципалитеты стараются использовать возможности социальных сетей и мобильных приложений для налаживания коммуникации с населением, для вовлечения молодежи. Эти инструменты используются для информирования населения о работе МСУ, для оценки работы муниципальных и коммунальных органов, изучения общественного мнения о городских проблемах и т.д. В то же время проведение общественных слушаний, собраний и активная работа квартальных комитетов остаются одним из эффективных каналов коммуникаций между населением и мэрией города.
ГОРОДА НА ПОРОГЕ ИЗМЕНЕНИЙ… Сейчас каждый город ищет свои путь развития. Токмок пытается реанимировать свою промышленность и академический потенциал. Открытие МУЦА в 2008 году послужило поводом для того, чтобы сделать сферу образования одним из приоритетных направлений развития. Балыкчы хочет использовать возможности своего географического положения и стать важным логистическим центром, связывающим не только северные области, но и южные регионы. Администрация города возлагает большие надежды на альтернативную дорогу север-юг, строительство которой завершится в 2018 году.
У Нарына очень плодотворный опыт сотрудничества с международными организациями, и город продолжает работать над развитием инвестиционного климата. В приоритетах инвестиций легкая и перерабатывающая промышленность, сфера услуг и туризм.
Баткен, получивший статус города в 2001 году, не имеет промышленной базы, и это очень сильно отражается на нынешнем состоянии города. Город живет за счет торговли, сельского хозяйства и мигрантов. Ему еще предстоит стать городом, комфортным для проживания, городом со своей культурой. В Исфане, напротив, богатая городская культура, и жители ощущают себя именно горожанами, исфанинцами. Поэтому у города очень хороший потенциал для продвижения и в масштабе региона, и в масштабе страны – на основе уникальной культуры, продуктов, атмосферы.
ПОНЯТЬ СВОЙ ГОРОД – ВАЖНО, НО ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО В качестве послесловия мы хотим сказать о двух важных принципах. В любом исследовании самое важное – это заказчик (адресат) или кто и как будет использовать его результаты. В нашем случае - это мэрии и активные горожане городов. Не отдельно мэрия и отдельно активисты, а именно вместе они – адресаты этого исследования. Исследовать город в комплексе недостаточно, важен диалог на равных, совместное обсуждение результатов и совместное планирование действий. Второе – в нашем исследовании важен был не только результат, но и процесс. И он еще не закончен, мы надеемся, что обсуждения тем на Форуме городов дадут шаарманам идеи и силы, чтобы продолжать задаваться вопросами, искать на них ответы, делиться информацией и таким образом уже менять сознание сограждан. Более подробную информацию о результатах исследования по каждому из пяти городов, данные опроса горожан, карты можно изучить на сайте форума: http://forum.urban. kg/ (раздел «Исследования»).
Похожие материалы:
-
№4 / 2017-04-03 МИГРАЦИЯ И НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ