Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Делопроизводство и командная работа
Айыл окмоту – сердце местного развития – бьется ровно и сильно, в ритме цифровизации
Когда муниципальные услуги предоставлются своевременно и результативно, они становятся незаметными для людей, как-будто так и должно быть. Напоминают о себе лишь в том случае, если выполняются с перебоями или вовсе их нет. Не задумывающийся об источниках происхождения того или иного блага гражданин – лучшая награда для местного самоуправления. И, напротив, предмет для беспокойства, если поступает сигнал о том, что что-то идет «не так». В Аламудунском айыл окмоту благодаря командной работе и хорошему менеджменту (а здесь семь основных отделов – общий, финансово-экономический, налоговый, социальной защиты и по земельным вопросам) большинство дел идет успешно. Здесь каждый новый день думают над созданием возможностей для достойной жизни.
Пожалуй, главный отдел в любом учреждении – финансово-экономический. От величины бюджета зависит реализация того или иного замысла. Любая хорошая идея может так и остаться идеей, если для ее реализации нет средств. В финансовом отделе Аламудунского айыл окмоту работает три человека. Глава айыл окмоту Найзабек КОЛЬБАЕВ в течение всего дня находится на связи с отделом, чтобы обеспечить доходную часть бюджета и рационально использовать расходную. Как и в других айыл окмоту, в Аламудунском бюджет не позволяет сделать многого. Большая часть денег уходит на зарплаты сотрудников и коммунальные услуги. Тем не менее аймак обеспечивает себя сам, не получая дотации из госказны и решая вопросы местного значения.
При поддержке партнеров по развитию в айыл окмоту научились новым подходам к разработке бюджета и программ развития. Известно, что из-за нехватки средств в госструктурах многие мероприятия оказываются нереализованными, «живущими» лишь на бумаге. Однако не воплощенные в реальность дела и обещания – прямой путь к потере доверия граждан. Любые планы должны соответствовать бюджетам.
Айыл окмоту могут также привлекать средства извне. Опытные главы знают нюансы такой стратегии, при которой местный бюджет не будет разрываться на части. Основная роль в привлечении инвестиций возложена на глав айыл окмоту.
– Надо отметить, что за время управления аймаком нынешним главой бюджет айыл окмоту увеличился почти в семь раз – с 19 до 125 миллионов сомов. Большую часть доходов обеспечивают такие налогоплательщики, как «Куликовский», «Шинлайн», ремонтный завод и текстильные производства, – говорит заведующая финансово-экономическим отделом Чолпон АЛЫМБАЕВА.
Айыл окмоту по стилю работы похож на отделение скорой соцальной помощи – нужно всем быстро и без лишних вопросов решить проблему. Приходится оперативно выполнять как текущие задачи, так и долгосрочные планы, влияющие на жизнь населения численностью 14 тысяч человек. Как же успевают 16 сотрудников выполнять такой объем работы?
– В каждом айыл окмоту очень много дел. Нужно незамедлительно решать срочные вопросы, реагировать на просьбы жителей, отвечать на письма государственных органов. Я главой айыл окмоту работаю четвертый срок, поэтому мой опыт позволяет быстрее ориентироваться в задачах, – говорит Найзабек КОЛЬБАЕВ.
– Каждое утро глава проводит планерку с сотрудниками, на которой дает поручения и обсуждает их выполнение. Если какая-либо задача остается нерешенной, обсуждаются причины и возможные компромиссы, – рассказывает Азиз ДЖУМАНАЛИЕВ, специалист по закупкам.
– Я пришла в айыл окмоту случайно, – делится Нуриза АЙТИЕВА, ведущий специалист по соцразвитию. – Думала поработать всего год, но прошло уже семь лет. Почему я осталась? Мне понравился сильный, дружный коллектив и то, как была организована работа. Здесь каждый старается не только сделать свою работу, но и помочь коллеге. Я специалист в отделе социальной защиты. Работаю с инвалидами, пенсионерами, детьми-сиротами, многодетными и неблагополучными семьями. Вместе с комиссией, куда входят работники РОВД и акимиата, выходим в рейды. Помню свой первый рейд в соседнее село Садовое. Мы тогда собирали информацию о молодых людях. Поехать поехали, но вернуться не смогли из-за отсутствия транспортного сообщения. К счастью, со мной были еще три коллеги. Пришлось вызывать такси из Бишкека. Дорожные расходы нам возместили, но было дорого. Тогда мы поняли, как сложно людям передвигаться с места на место и сколько еще подобных проблем есть в аймаке.
Конечно, все преобразования в аймаке не могли случиться без поддержки местного кенеша, состоящего из 21 депутата, в числе которых шесть женщин.
– Удалось изменить многое, несмотря на ограниченный бюджет. Были восстановлены детские сады, отремонтированы школы, а ведь дети много лет учились в самых неподходящих условиях – в вагончиках! – говорит Алексей ФИЛИМОНЕНКО, председатель Аламудунского айылного кенеша. – Были выполнены важные инфраструктурные проекты – обеспечение чистой питьевой водой, установка светофоров, подведение газа и создание одиннадцати муниципальных предприятий по благоустройству аймака. Сейчас главная потребность – устройство канализации. Депутаты готовы поддержать главу во всем, он умеет объединять людей, благодаря чему все работают на один результат.
– В прошлом году на конференцию в наш аймак приезжали гости со всей республики – женщины-депутаты, государственные служащие, –рассказывает депутат Токей ОРУНТАЕВА. – Они посетили детский сад, детский образовательный центр, электронную библиотеку, водозаборную башню, им были показаны новые виды техники для вывоза мусора, маршрутные автобусы. Гости были приятно удивлены проделанной работой и высоким уровнем взаимодействия айылного кенеша и айыл окмоту.
«Руки и ноги» айыл окмоту – муниципальные предприятия. Они на работе в любое время: отвечают на вызовы, телефонные звонки, выезжают на места непредвиденных ситуаций. Жители привыкли, что в случае эксцессов можно всегда обратиться в соответствующую службу: мусор, вода, канализация, дороги, архитектура, освещение и даже культура и спорт – все в руках одиннадцати местных организаций.
С недавних пор айыл окмоту использует в ведении дел электронные программы. Это требование времени, и специалисты к новшествам адаптировались. Электронное делопроизводство позволяет ускорить и упростить процессы работы с документами, повысить их эффективность и качество. Оно экономит ресурсы и деньги, снижает затраты на услуги почты и курьеров. Бумажные документы требуют большого количества расходных материалов – бумаги, краски, а также мест для хранения, что ведет к необходимости аренды дополнительных помещений. Другое преимущество – экономия времени: все документы могут быть быстро найдены и переданы нужным лицам. Кроме того, электронные документы легче защитить от несанкционированного доступа.
Аламудунский айыл окмоту использует несколько видов электронных платформ.
«Е-КЫЗМАТ»
В Аламудунском айыл окмоту с ноября 2020 года функционирует информационная система «Е-Кызмат» – «электронный служащий». В программу занесены данные обо всех работающих муниципальных служащих. С ее помощью можно управлять данными о сотрудниках, в том числе отслеживать стаж работы и перемещения по карьерной лестнице. Каждое изменение фиксируется, вносятся дополнения или изменения. В ней также размещается информация о вакансиях, что помогает в поиске новых кандидатов для замещения вакансий, что удобно для тех, кто хочет сменить работу.
Благодаря «Е-Кызмат» повышается эффективность работы, улучшается коммуникация между сотрудниками и в целом увеличивается продуктивность работы всего муниципалитета, так как позволяет сократить время, необходимое для обработки документов.
«САНАРИП АЙМАК»
Автоматизированная система «Санарип Аймак» в Аламудунском айыл окмоту работает с ноября 2021 года. Она позволила получать статистические данные о домохозяйствах и их членах: количество проживающих по возрастам, национальности, полу и т. д. Программа способна отслеживать миграцию населения.
Благодаря программе айыл окмоту имеет информационную связь с другими госорганами – кадастром, паспортным столом, ЗАГСом, ветеринарным управлением.
С внедрением данной системы отпала необходимость ведения похозяйственной книги. Кроме того, через нее осуществляется выдача справок.
Сегодня в «Санарип Аймак» занесено 93% домохозяйств, или 82% населения. Но существуют проблемы с занесением информации в систему, в частности, невозможно внести в систему данные о домохозяйствах, где владелец является гражданином другого государства и не имеет персонального идентификационного номера (ПИНа); данные о неоформленных домах; данные о детях, чьи свидетельства о рождении не оцифрованы. Также невозможно получить справку о наличии скота, если данные в электронной базе ветеринарного управления отсутствуют или не обновляются.
«СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ»
Система «Социальный паспорт» предназначена для учета данных о льготных категориях жителей. В нее заносятся данные о лицах с инвалидностью, одиноких пенсионерах, получающих пособие «Үй-бүлөгө көмөк», участниках ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ветеранах войны в Афганистане и других социальных категориях. На данный момент в систему занесено 309 социальных паспортов. Эта система помогает муниципалитету отслеживать и анализировать социальную ситуацию в районе, а также обеспечивать льготные категории населения социальной поддержкой и услугами.
INFODOCS
Infodocs – это система электронного документооборота, которая была введена в эксплуатацию с ноября 2021 года. Для работы в системе были получены электронные цифровые подписи главы, заместителя главы, ответственного секретаря и заведующего финансово-экономическим отделом, а также выданы логины и пароли всем муниципальным служащим.
Преимущества этой системы заключаются в том, что она позволяет сократить ручной труд и время доставки и поиска документов, улучшить учет входящих и исходящих документов, а также предотвращает потерю документов. С помощью программы можно готовить и печатать электронные отчеты. Кроме того, система позволяет осуществлять взаимосвязь с другими органами для обмена информацией и ведения электронного документооборота.
Глава айыл окмоту контролирует исполнительную дисциплину с помощью этой системы.
«Электронные программы – прогрессивные инструменты для совершенствования местного самоуправления и работы госадминистраций, – считает Юрсина ДЖУМАЛИЕВА, ответственный секретарь. – Эти системы ускоряют процессы принятия решений, улучшают качество услуг и повышают прозрачность работы органов МСУ. Одна из важных задач, которую решает электронная программа управления, это автоматизация регистрации граждан. Программа ведет базу данных с информацией о каждом жителе: адрес, контакты, семейный статус и другие характеристики. С декабря 2022 года справки не выдаются, а организации, включая банки, получают информацию о человеке из электронной базы данных».
Айылный аймак имеет сайт alamudun.kg, где публикуются последние новости органов местного самоуправления. Также есть странички alamudun. kg в социальных сетях Инстаграм и Фейсбук. Информация о деятельности айыл окмоту постоянно обновляется на стендах в кварталах и здании айыл окмоту.
В процесс управления аймаков включены не только работники айыл окмоту с прогрессивными электронными системами, но 54 квартальных, ежедневно сталкивающиеся с проблемами сельчан.
– Село Аламудун – первое в республике, в котором начали работать по программе «Местное самоуправление». Глава создал пять ТОСов – органов территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан на части территории муниципального образования. В каждом из них по 20 человек – активистов, тесно работающих с айыл окмоту. Мы доводим информацию муниципалитета до людей, ведем просветительскую работу, мобилизуем жителей для каких-либо мероприятий, приглашаем на собрания айыл окмоту, – рассказывает Ширин САТУВАЛДИЕВА, председатель квартального комитета. – Население обладает всей информацией о событиях, происходящих в селе. Поэтому мы не обделены вниманием власти, а активно участвуем в жизни аймака.