Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- НКО на службе общества
Признание роли и повышение эффективности НКО – приоритет общественного развития
Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет», председатель правления ИПР, советник Академии местного управления Центральной Азии
Некоммерческие организации призваны служить обществу, брать на себя решение многих общественных проблем, в отношении которых у государства и бизнеса не хватает инструментов, возможностей, мотивации. В целом условия жизни большинства граждан Кыргызской Республики формируют три силы или три субъекта развития: государство, бизнес и общественные организации. Но если вклад и роль государства и бизнеса каждому очевидны, то вклад общественных организаций часто остается недооцененным.
Так, каждый знает, что государство устанавливает правила (законы), следит за их выполнением, организует предоставление многих важных услуг, представляет нацию на международном уровне, охраняет безопасность и границы и так далее. И никто не задается вопросом: нужно ли государство нации, гражданам Кыргызской Республики, поскольку без государства нет ни нации, ни граждан, а есть только некое количество людей. Также каждый знает, в чем заключается роль бизнеса, который производит товары, предоставляет услуги, проще говоря, кормит, одевает, обслуживает каждого из нас в нашей ежедневной реальности. При этом существует немало инструментов, способов, чтобы оценить работу и вклад государства и бизнеса. Работу государства можно оценить на выборах, путем обращения в государственные органы, оценки услуг и работы депутатов и чиновников. Товары и услуги бизнеса мы каждый день оцениваем, покупая или не покупая конкретные товары и услуги.
А что же с некоммерческими, общественными организациями? К сожалению, часто роль НКО в жизни граждан, их вклад в развитие страны остаются недооцененными. На самом деле НКО работают с самыми сложными, «тонкими», чувствительными вопросами, которые составляют нашу социальную, духовную, общественную жизнь. НКО идут в те сферы развития, где бизнесу неинтересно, поскольку нет коммерческого потенциала, возможности получить прибыль; а у государства в этих сферах недостаточно возможностей, нет специалистов, времени, или эти сферы остаются без внимания, поскольку не выдерживают конкуренции с приоритетными вопросами развития. О каких сферах мы говорим в данном случае? Их много, и предстоит еще оценить вклад общественных организаций в развитие Кыргызской Республики, но можно уже сейчас получить представление о значимости этого вклада, перечислив некоторые направления работы НКО: оказание услуг и поддержки детей и взрослых с инвалидностью; детский хоспис; убежища для женщин, пострадавших от семейного насилия; защита зеленых насаждений от вырубки; организация общественных пространств; сохранение культурного населения; организация кружковой работы для детей; поддержка больных ВИЧ (которым государственная система здравоохранения не может оказать все услуги из-за анонимности); поддержка культуры чтения; общественный мониторинг государственных закупок и бюджета; юридическая поддержка работы государственных органов; привлечение грантов для развития сел; проведение информационных кампаний по правам граждан; бесплатная юридическая помощь гражданам; повышение финансовой грамотности, поддержка искусства; внедрение новых методик образования и многое, многое другое. Даже этот – неполный и несовершенный – список дает очевидный ответ на вопрос о том, нужны ли НКО Кыргызской Республике. Не просто нужны, крайне необходимы, чтобы страна развивалась гармонично, сохраняя человеческий потенциал, защищая интересы уязвимых групп, оберегая справедливость, человечность и духовность общества.
Но самим НКО непросто выполнять свои миссии. Не секрет, что почти все ресурсы, доступные НКО, поступают из внешних источников. В первую очередь, финансы – большинство НКО существуют на небольшие краткосрочные гранты от международных организаций, которые дают возможность этим организациям «не умереть», но не позволяют устойчиво, эффективно и на долгосрочной основе организовать свою деятельность, развивать кадровый потенциал, готовить молодых специалистов, расширять возможности тех социальных групп, которые НКО призваны поддерживать и защищать. Не менее важно, что в стране отсутствуют центры развития и поддержки самих НКО, центры управления знаниями, которые помогали бы находить и внедрять лучшие, инновационные методы работы, не только далеко заграничные, но и местные, региональные, адаптированные к реалиям Кыргызской Республики или даже на них основанные.
Нельзя сказать, что НКО не получают помощи, – получают. Но эти организации получают помощь в том виде и в том направлении, которые определяют сами источники помощи (чаще всего, международные организации). К сожалению, государство не уделяет должного внимания развитию НКО, причем речь идет не только о финансовых ресурсах, но и о совершенствовании, развитии правовых условий работы общественных организаций. Даже если сравнить ситуацию с Российской Федерацией, становится заметен разрыв между эволюцией законодательства и отношения власти в этой сфере. Например, в России некоммерческим организациям не только доступны государственные гранты на федеральном, региональном и даже муниципальном уровне, но и созданы правовые условия для формирования финансовой и материальной базы. В частности, активно развиваются фонды целевого капитала, позволяющие НКО накапливать и инвестировать резервы, получая пассивный доход для выполнения своей миссии. В Кыргызстане же единственное достижение законодательства в этом направлении, на которое часто ссылаются эксперты, – принятие закона о государственном социальном заказе. Но лукавство указанного достижения в том, что этот закон вовсе не направлен на развитие НКО, его цель – организация социальных услуг и решение социальных проблем, то есть закон просто дал новый инструмент управления государству, но никак не сформировал какие-либо принципиально иные условия для устойчивости и эффективности НКО. Сами же правовые рамки работы НКО «замерзли» на уровне двадцатилетней давности, никак не развиваются ни в отношении налоговых режимов, ни в отношении формирования капитала, ни в отношении развития кадрового потенциала, ни в отношении внедрения инноваций и управления знаниями, ни в отношении доступа к национальным богатствам, которыми активно пользуется государство и бизнес, но никак не общество.
Эти факторы также становятся причиной того, что вклад НКО в развитие Кыргызской Республики остается «невидимым» для общества, недооцененным, а сама их работа подвергается критике, часто не имеющей отношения к реальной деятельности общественных организаций, просто так, в угоду информационной моде.
Институт политики развития, издавая журнал «Муниципалитет» на протяжении вот уже 11 лет, тесно работает со многими НКО страны –как крупными, размещенными в столице, так и небольшими, оперирующими на уровне нескольких сельских сообществ. Эта работа позволяет убедиться, насколько эффективными и самоотверженными оказываются НКО там, где не хватает ресурсов и заинтересованности государства и бизнеса. На страницах журнала многократно были представлены результативные и инновационные инициативы общественных организаций, которые позволили достичь реальных изменений к лучшему во множестве местных сообществ Кыргызской Республики.
Но в то же время Институт политики развития, являясь сугубо местной, кыргызстанской организацией, сам проходит сложный путь становления, на собственном опыте понимает все трудности, с которыми сталкиваются НКО в своем организационном и программном развитии.
ИПР и журнал «Муниципалитет» стремятся внести свой посильный вклад в изменение условий работы НКО, в частности, помочь общественным организациям в расширении знаний – как в отношении содержания и методов программной работы, так и в отношении организационного развития. Для решения первой задачи журнал продолжит публикацию материалов, посвященных формам и методам сотрудничества НКО с органами МСУ и работы с местными сообществами. Но данный набор материалов будет расширен публикациями, посвященными организационному развитию и финансовой устойчивости. Поэтому целесообразным будет создание новой рубрики «НКО на службе общества», которая открывается в данном номере журнала для того, чтобы одна из целевых аудиторий журнала – руководители и сотрудники НКО – легко могли находить в содержании журнала адресованные им публикации.
Важно отметить, что журнал не стремится заменить тренинги и семинары, проводимые международными организациями и проектами, более того, редакция надеется, что сможет найти возможности кооперации с ними, чтобы обогатить друг друга. Академия местного управления Центральной Азии, в управление которой журнал «Муниципалитет» передан с 2021 года, со временем станет центром управления знаниями об институциональном развитии и финансовой устойчивости НКО, а публикации журнала перерастут в практическое и крайне необходимое НКО очное и заочное обучение методам управления. Институт политики развития, со своей стороны, планирует делиться своим собственным опытом организационного развития и управления финансами, отмечая, что данный опыт приобретен путем многолетних проб и ошибок в процессе изучения и адаптации как международной практики и методов, так и разработки, и внедрения своих собственных идей и практик.
Уровень полезности рубрики будет зависеть от того, насколько ее содержание соответствует насущным нуждам, актуальным потребностям самих НКО, особенно тех, кто работает на уровне местных сообществ. Поэтому редакция обращается к читателям с просьбой задавать вопросы и формулировать проблемы, предлагать для обсуждения любые идеи и гипотезы.
Кроме того, редакция заинтересована в получении реакции от других сторон – органов МСУ, государственных и муниципальных служащих, жителей городов и сел Кыргызской Республики. Крайне важно всем вместе обсуждать роль и будущее НКО, углублять понимание их места в развитии страны. Поэтому редакция с радостью ответит на вопросы читателей, которые не имеют отношения к НКО (или думают, что не имеют отношения), обсудит с вами любые мнения о том, кто такие НКО и зачем они нужны нашей стране. Пишите, делитесь своим мнением, своими ожиданиями, а мы найдем удобную и корректную форму для удовлетворения ваших информационных потребностей.
АНОНС: ТРИ ФАКТОРА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НКО В условиях работы с краткосрочными грантами, продолжительностью несколько месяцев, руководителям НКО крайне сложно прогнозировать развитие организации, планировать деятельность даже на среднесрочную перспективу. В такой ситуации все планы работы, стратегии развития, бюджеты являются скорее пожеланиями, мечтами, нежели реальными инструментами работы и управления. Есть ли выход из ситуации, или большинству НКО придется и дальше жить лишь сегодняшним днем? Какие факторы могут оказать существенное воздействие на финансовую устойчивость НКО? Журнал «Муниципалитет» представляет варианты ответов на эти вопросы. Ответы основаны на опыте Института политики развития, обобщении наблюдений за другими НКО, но, безусловно, не являются истиной в последней инстанции. Редакция приглашает к обсуждению темы и готова публиковать альтернативные мнения. Читайте в одном из следующих номеров журнала материалы по вопросам:
|