Муниципалитет Научно-популярный журнал

6 (152) 8 Июля 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Уже пора: партнерские муниципалитеты Проекта USAID «Успешный аймак 2» прошли обучение по организации и проведению общественных слушаний по бюджету

2024-07-08 / Прозрачность МСУ

Жылдыз КЕРИМОВА, консультант Проекта USAID «Успешный аймак 2»

В мае 2024 года более 80 представителей органов МСУ – партнеров Проекта USAID «Успешный аймак 2» (Проект), выполняемого Институтом политики развития (ИПР), прошли обучение на тему «Общественные слушания по формированию местного бюджета как инструмент создания положительного имиджа МСУ». Обучение проводилось в Баткенской, Нарынской, Ошской и Иссык-Кульской областях. 

«Наш Проект проводит тренинг именно в мае, чтобы органы МСУ успели качественно подготовиться и провести общественные слушания по формированию местных бюджетов на 2025 год. Ведь согласно требованиям Бюджетного кодекса КР до 1 июня в каждом муниципалитете должна быть принята Программа социально-экономического развития (ПСЭР), на основании которой формируются местные бюджеты и обсуждаются с общественностью. Лето – время формирования и обсуждения с населением того, на что и как распределять средства местного бюджета», – говорит Джамиля АРБАНАЛИЕВА, координатор компонента Проекта. 

Общественные слушания по проекту бюджета на 2025 год будут отличаться от предыдущих, так как это будут бюджеты городов и айылных аймаков в их новых границах. В соответствии с Указом Президента КР, муниципалитеты были укрупнены, и информацию о проекте бюджета нужно донести до жителей всех айылов, которых стало больше в реформированных айылных аймаках. Поэтому к организации и проведению таких слушаний нужно приложить больше труда и использовать новые подходы, инструменты. При проведении данного тренинга широко использовались инструменты симуляции, практические и онлайн-модели проведения общественных слушаний, в том числе используя возможности социальных сетей и мессенджеров. Так, во время этих упражнений участники тренинга примеряли на себя роли участников общественных слушаний, выступая в роли глав айыл окмоту, активных жителей, финансистов и молодежи, требующей внимания и деньги на открытие спортивной секции; в роли ответственного секретаря айыл окмоту и фер-меров с их приоритетами. Другими словами, во время тренинга были разыграны ситуации, взятые из жизни, с целью формирования практических навы ков у участников при взаимодействии с разными категориями жителей аймака, прогнозирования ситуаций (предотвращение конфликтов), которые могут возникнуть во время проведения общественных слушаний, отработка презентационных навыков выступающих и многое другое.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 127. Общественные бюджетные слушания

1. Общественные бюджетные слушания – это мероприятие в форме открытого обсуждения вопросов формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, проводимого по инициативе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для изучения общественного мнения, получения предложений, рекомендаций и принятия решений с учетом интересов населения.

2. Материалы к общественным бюджетным слушаниям должны публиковаться на официальном веб-сайте соответствующих государственного органа и органа местного самоуправления за 10 дней до проведения общественных бюджетных слушаний.

3. Государственный орган или орган местного самоуправления обеспечивает регистрацию участников общественных бюджетных слушаний, представителей средств массовой информации (в случае необходимости), ведение протокола и оформление итоговых документов.

4. Государственный орган или орган местного самоуправления по итогам общественного бюджетного слушания обобщает поступившие от участников общественных бюджетных слушаний предложения, направляет им ответы о решениях, принятых по результатам их рассмотрения.

«Мне нравится, что проект старается задействовать весь состав айыл окмоту и даже депутатов, так как на практике мы видим, что процесс общественных слушаний возлагается на начальников финансово-экономических отделов и некоторых отдельных сотрудников органа МСУ, хотя так не должно быть, каждый из ответственных лиц должен сделать вклад в проведение слушаний для населения», – сокрушается Гулнур МУКАМБЕТОВА, специалист по инвестициям Тору-Айгыр-Тамчынского айыл окмоту Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области.

Также участники тренингов познакомились с онлайн-формой Гражданского бюджета, который размещен на веб-ориентированном портале Министерства финансов КР и с его возможностями. Через этот портал (www.gb.minfin.kg) участники заполнили проекты бюджетов на 2025 год. Одними из первых данные на 2025 год внесли партнерские муниципалитеты Кочкорского района. Следует отметить, что во время проведения тренингов Проект получил очень много положительных отзывов об этой возможности. Так, многие отметили удобный формат и качество; что информация о бюджете органа МСУ находится в открытом доступе; что любой житель может задать вопрос и получить ответ. Представители органов МСУ отметили также «легкость» данного портала в применении и полезность, в особенности при подготовке к самим общественным слушаниям по бюджету. Все это в перспективе должно привести к повышению уровня доверия населения к органам МСУ, к положительному росту имиджа айыл окмоту, сокращению социальной напряженности и другим позитивным результатам.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 88. Программы социально-экономического развития городов и айылных аймаков

1. Программа социально-экономическогоразвития – документ, содержащий цели, задачи и мероприятия социально-экономического развития городов и айылных аймаков, определяющий основные направления и приоритеты фискальной политики на предстоящий период.

2. Программы социально-экономического развития разрабатываются исполнительными органами и утверждаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и содержат фактические показатели за два предыдущих года, ожидаемую оценку на текущий год и прогнозы на три последующих года. <...>

5. Программы социально-экономического развития и приоритеты местных бюджетов утверждаются местными кенешами не позднее 1 июня года, предшествующего очередному бюджетному году. Исполнительные органы местного самоуправления проводят общественные слушания по обсуждению проектов программ социально-экономического развития.

«Очень понравился портал по заполнению гражданского бюджета, он удобен в применении для отражения информации о местном бюджете для населения», – считает Азат РАСАХАН уулу, начальник финансово-экономического отдела Кара-Сууйского айыл окмоту.

«Узнал много интересного и полезного в сфере формирования и исполнения местного бюджета. Понравился портал «Гражданский бюджет онлайн», который легко применим в работе и будет понятен населению. Уверен, теперь мы сможем провести наши общественные слушания по бюджету на должном уровне», – подчеркнул Майрамбек АСАНБАЕВ, глава Сары-Булакского айыл окмоту Кочкорского района Нарынской области.

К Институту политики развития, автору и воплотителю идеи создания портала «Гражданский бюджет онлайн», обращаются представители органов МСУ с вопросом: «Как нам работать с порталом после АТР? После объединения с соседним аймаком у нас поменялось название. Многие жители пока не знают об этом. Что делать?»
 
Институт политики развития отвечает:
«Уважаемые сотрудники органов МСУ, депутаты местных кенешей, жители городов и аймаков! На портале будет произведена реорганизация, будут доступны страницы с новыми названиями административно-территориальных единиц. Также будет дополнительное объявление для  ителей ваших аймаков и городов с предупреждением об изменениях. Спасибо за сотрудничество!»

Следует отметить, что на тренинги были приглашены представители районных финансовых управлений Министерства финансов КР. Так, участие начальника финансового управления МФ КР по Кара-Сууйскому району Ошской области Каримбека ТАГАЕВА и участие начальника финансового управления МФ КР по Иссык-Кульскому району Максата АБЫКЕЕВА придало больше импульса для подготовки органов МСУ к бюджетным слушаниям, поскольку представители Министерства финансов пришли на встречу с данными, необходимыми аймакам для формирования бюджета.