2014-01-14 / Новости законодательства
Изменен Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей» (через Закон КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» 16 октября 2013 года)
Статья 27 закона о выборах дополнена нормой по привлечению к ответственности граждан за уничтожение, повреждения и порчу печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.Помимо того, законом внесена дополнительная норма, согласно которой во время выборной кампании печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников,владельцев указанных объектов.В целях повышения роли политических партий,новый закон предусматривает особый порядок замещения вакантного мандата депутата городского кенеша, а также дополнительные основания для досрочного прекращения полномочий депутатов городского кенеша – отзыв депутата городского кенеша руководящим органом политической партии по предложению фракции.Данное изменение внесено в статью 52 Закона.Впредь, в случае досрочного прекращения полномочий депутата городского кенеша, его мандат по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии может передаваться кандидату из списка от политической партии, представленному руководящим органом политической партии,либо, если руководящий орган политической партии в течение трех дней со дня образования вакантного мандата не воспользуется таким правом,вакантный мандат передается следующему кандидату, избранному в списке от политической партии при выборах по пропорциональной системе.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 52 Закона,руководящий орган политической партии на основании предложения соответствующей депутатской фракции вправе отозвать депутата городского кенеша, избранного из списка данной политической партии. Тем самым новый закон внес механизм отзыва депутатов городских кенешей посредством передачи такого права политическим партиям, а не избирателям.Соответствующие изменения внесены также в законы КР «О местном самоуправлении», «О статусе депутатов местных кенешей».
О расширении полномочий городских кенешей
Изменен Закон КР «О местном самоуправлении» (через Закон КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»16 октября 2013 года).
Закон дополнен нормами об увеличении заместителей председателей городских кенешей от одной до двух единиц, по одному заместителю от коалиции большинства и меньшинства.В статью 21 Закона внесено уточнение, что избранные депутаты городских кенешей объединяются в депутатские фракции (далее – фракции) именно в соответствии с партийной принадлежностью.Статья 24 Закона дополнена аналогичной нормой о прекращении действия депутатского мандата по отзыву руководящим органом политической партии на основании предложения соответствующей депутатской фракции.Вместе с тем компетенция городского кенеша расширяется с предоставлением дополнительных компетенций по даче согласия на назначение вице-мэров, руководителей подразделений и служб,обеспечивающих жизнедеятельность города, а также выражение им недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов городского кенеша, что влечет отстранение их от занимаемых должностей.Исходя из вышеуказанных дополнений, внесено изменение в пункт 3 части 1 статьи 44, где полномочия мэра города сужаются. Если раньше мэр города имел самостоятельное право на назначение и освобождение от должности вице-мэров города,руководителей структурных подразделений, то впредь он вправе назначать и освобождать их только по согласованию с городским кенешем.
Об этике депутатов местных кенешей
Дополнен Закон КР «О статусе депутатов местных кенешей» (через Закон КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»16 октября 2013 года).
Закон дополнен новой статьей 8-1, касающейся депутатской этики. Данная норма гласит, что депутат местного кенеша в своей деятельности должен придерживаться общепризнанных норм морали, сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других депутатов, иных должностных лиц и граждан, воздерживаться от действий, заявлений и поступков, которые компрометируют местный кенеш, избирателей и государство в целом. Депутату местного кенеша вменяется соблюдение требований Кодекса депутатской этики и запрещается использование депутатского мандата в личных целях.
О правовом статусе электронных писем,направленных в государственные органы и органы местного самоуправления
Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О порядке рассмотрения обращений граждан» вступил в силу с 1 января 2014 года.
Данный закон инициирован депутатами Жогорку Кенеша Д. Бекешев ым, Т. Шайназаров ым, У.Кочкоров ым, Д.Тербишалиев ым, А. Келдибеков ым, был принят Жогорку Кенешем 30 мая 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.Итак, в связи с чем был инициирован данный законопроект?Инициаторы закона в своей справке-обосновании к проекту отмечают, что законопроект подготовлен сцелью увеличения возможности граждан для обращений в адрес государственных органов и органов местного самоуправления, а также повышения скорости их отправки и рассмотрения.
Как известно, до 2014 года обращения принимались либо в письменной (бумажной), либо в устной форме; закон же предусматривает обязательность рассмотренияи электронных обращений.Несмотря на распространение Интернета, в нашей стране до сих пор отсутствует всеобщая практика приема обращений граждан соответствующими органами по электронной почте. Одним из немногих экспериментов в этом направлении можно считать работу Аппарата Президента КР, чья канцелярия принимает e-mail-письма. При этом, как указывает официальный сайт президента, «интернет-обращение распечатывается, и последующая работа по данному обращению осуществляется аналогично письменным обращениям в установленном порядке ответственным сотрудником отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Президента КР».
Таким образом, уже сделаны первые шаги по внедрению отдельных элементов электронного документооборота, однако отсутствует законодательная база, определяющая формат подобных обращений граждан и порядок их рассмотрения.В связи с этим инициаторы подготовили соответствующие поправки в Закон КР «О порядке рассмотрения обращений граждан», которые позволяприравнять электронные обращения к обычным письменным или устным.
Так, принятый закон обязывает государственный орган или орган местного самоуправления с 1 января 2014 года для приема электронных обращений граждан зарегистрировать в сети Интернет официальный адрес своей электронной почты.Адрес электронной почты государственного органа или органа местного самоуправления должен быть размещен на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления, а при его отсутствии – на официальном сайте Правительства КР.
При этом следует иметь в виду, что при отправке электронного обращения гражданин в обязательном порядке должен указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет электронное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо егодолжность,а также свою фамилию, имя, отчество (при наличии), контактный телефон (домашний, мобильный или рабочий), адрес проживания, изложить суть обращения.
Допускается прикладывать к электронному обращению копии, в том числе отсканированные,электронных документов, адреса в сети Интернет,по которым размещены электронные файлы (электронные документы, фото- и видеоматериалы).
Далее в течение трех рабочих дней после получения электронного обращения государственный орган или орган местного самоуправления направляет гражданину электронное сообщение – уведомление о принятии его обращения к рассмотрению с указанием даты и времени поступления,присвоенного входящего номера и соответствующих справочных телефонов или об отказе в рассмотрении с обоснованием причин отказа. Помимо электронного ответа государственный орган или орган местного самоуправления также направляет гражданину письменный ответ.
Государственный орган или орган местного самоуправления вправе не рассматривать следующие электронные обращения:
-
1) содержащие ненормативную лексику и оскорбительные высказывания, а также призывы к свержению существующего государственного строя и разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни;
-
2) в которых отсутствуют сведения о наименовании государственного органа или органа местного самоуправления (либо ФИО соответствующего должностного лица), а также нет своей фамилии,имени, отчества, контактного телефона (домашний, мобильный или рабочий), адреса проживания.Кроме того, законом сокращаются в целом сроки рассмотрения письменных (электронных) обращений, поступивших в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу, с 30 до 14 дней.Впредь государственный орган и/или орган МСУ обязан ответить на письменные и электронные обращения в течение 14 дней (со дня их регистрации).
Таким образом законодательно приравнивается статус электронных обращений граждан к письменным и устным. Более того, принятым законом достигаются следующие цели:
-
значительно повысится скорость доставки обращений граждан;
-
направлять свои обращения смогут кыргызстанцы, находящиеся вдали от родины;
-
сократятся расходы как граждан, так и соответствующих органов на почтовые услуги и бумагу.
О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике
15 ноября 2013 года был опубликован и вступил в силу Закон КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», касающийся развития механизмов государственно-частного партнерства.
В частности, изменения и дополнения внесены в следующие законодательные акты Кыргызской Республики: Земельный кодекс Кыргызской Республики; Таможенный кодекс Кыргызской Республики;Налоговый кодекс Кыргызской Республики; Закон Кыргызской Республики «О статусе столицы»; Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»;Закон Кыргызской Республики «О муниципальной собственности на имущество»; Закон Кыргызской Республики «О статусе города Ош»; Закон Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления»; Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации»; Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»; Закон Кыргызской Республики «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики». В целом принятый закон предусматривает нормы, направленные на реализацию положений Закона КР «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике».
Изменениями Закона КР «О местном самоуправлении» исполнительные органы местного самоуправления в лице мэрий и айыл окмоту наделены дополнительными компетенциями: осуществление поиска, инициирование проектов государственно-частного партнерства и заключение соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике».
Об отборе кандидатуры для назначения на должность акима района
10 января 2014 года внесены изменения в Закон "О местной государственной администрации".
Целью изменения является совершенствование порядка отбора кандидатуры для назначения на должность акима района и уточнение порядка его освобождения от должности, поскольку имеющиеся недостатки в законодательстве создавали проблемы на практике в процессе отбора депутатами совместного заседания местных кенешей кандидатур на должность акима.Так, новый закон предусматривает следующие новшества:
Упрощена процедура голосования по отбору кандидатуры акима, согласно которой отобранной во втором туре будет считаться кандидатура, набравшая большинство голосов от числа депутатов, принявших участие на совместном заседании местных кенешей, тогда как в соответствии с предыдущей нормой, отобранной считалась кандидатура, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей.Введен промежуточный тур для определения кандидатов на второй тур голосования среди тех кандидатов, у которых имеется одинаковое количество голосов.
Введено новое положение: в случае если по итогам второго тура обе кандидатуры набрали равное количество голосов, эти кандидатуры считаются отобранными и предлагаются премьер-министру для решения вопроса о назначении одной из них на должность акима.Внесено ограничение к переносу заседания по отбору кандидатуры на должность акима на следующее заседание.
Изменено основание к освобождению акима от занимаемой должности, согласно которому аким может быть освобожден от занимаемой должности по инициативе одной трети депутатов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей, если она поддержана двумя третями голосов депутатов, принявших участие на совместном заседании местных кенешей, тогда как в предыдущей норме аким освобождался в случае выражения недоверия ему двумя третями голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей.
Дополнен перечень оснований к освобождению от должности акима новым положением, согласно которому премьер-министр вправе инициировать вопрос об освобождении акима, при этом такая инициатива должна быть поддержана одной третью голосов депутатов, принявших участие на совместном заседании местных кенешей.
Инициатор данного Закона КР «О внесении изменений в Закон КР «О местной государственной администрации» О. Ч. ТЕКЕБАЕВ причины такого изменения обосновывает следующим:
«С момента принятия Закона КР «О местной государственной администрации» произошел ряд изменений, в частности, институт «районный кенеш», куда непосредственно избирались депутаты по многомондатным округам был изменен.В настоящее время районный кенеш заменен совместным заседанием местных кенешей. Так,к примеру, если Кеминский районный кенеш раньше состоял из 25 депутатов, то в настоящее время совместное заседание местных кенешей Кеминского района насчитывает 163 депутата;
Сокулукский районный кенеш – 30 депутатов, совместное заседание местных кенешей Сокулукского района – 350 депутатов; Кадамджайский районный кенеш – 29 депутатов, совместное заседание местных кенешей Кадамджайского района – 305 депутатов.Таким образом, количество депутатов, участвующих в отборе кандидатуры на должность главы района (акима), выросло, в зависимости от количества местных кенешей, в 7-10 раз.Положительным моментом данного нововведения является то, что наибольшее количество представителей разных сел принимает участие в отборе кандидатуры на должность акима.
Вторым положительным моментом выступает антикоррупционный механизм, поскольку большое количество нардепов сложно подкупить,подговорить, что положительно отразится на процессе отбора.Однако имеется и негативный момент. Учитывая, что численность депутатов совместных заседаний местных кенешей составляет 150-300 и более человек, отбор кандидатуры акима большинством голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей в обоих турах отбора выглядит весьма труднодостижимой задачей, что может привести к роспуску всех местных кенешей, расположенных на территории района, даже при достаточно активном участии депутатов в отборе кандидатуры.При этом, несмотря на отсутствие серьезных противоречий непреодолимой силы внутри кенеша, могут быть распущены и те местные кенеши, которые единогласно отдадут свои голоса за ту или иную кандидатуру.
В связи с чем предложено исключить требование о необходимости набора во втором туре большинства голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей и установить, что отобранной из двух кандидатур считается набравшая наибольшее количество голосов от числа депутатов,принявших участие в заседании.Предлагаемая процедура будет способствовать более оперативному решению вопроса о назначении акима в соответствующий район и, соответственно, предотвращению частого роспуска местных кенешей, что, как правило, влечет большие финансовые расходы из государственного бюджета, связанные с проведением новых выборов местных кенешей.
О роли МСУ в сохранении историко-культурного наследия страны
13 января 2014 года Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атам баев подписал Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики».
Закон инициирован депутатом Жогорку Кенеша К. ИМАНАЛИЕВЫМ и принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 5 декабря 2013 года. Указанным законом внесены поправки в законы «Об охране и использовании историко-культурного наследия» и «О местном самоуправлении».Цель закона – совершенствование законодательства об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики. Установлена норма о разработке и утверждении Правительством КР концепции по охране и использованию историко-культурного наследия и отчете о ее исполнении перед Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в рамках ежегодного отчета премьер-министра о работе Правительства Кыргызской Республики.Повышен уровень ответственности органов местного самоуправления, так как в их ведение переданы вопросы по управлению в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения. Помимо того, закон включил органы местного самоуправления в перечень субъектов, полномочных осуществлять контроль за исполнением законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия.Инициатор закона депутат Жогорку Кенеша КР К.ИМАНАЛИЕВ обосновывает эти изменения следующим образом:
«Трудно переоценить роль археологических памятников в духовном и интеллектуальном развитии любого общества. В нашей республике представлены почти все типы археологических памятников с эпохи камня до позднего Средневековья. Но в нашем обществе превалирует восприятие археологических памятников просто как памятников былой, серой древности или восприятие музея как склада старых вещей. В археологии есть металлические предметы двух-трехтысячелетней давности, сделанные искусными мастерами, труды которых не сможет повторить ни один из современных мастеров. Есть уникальные орнаментальные мотивы на металле, о которых не знают современные ювелиры и дизайнеры высшего класса. Имеются уникальные надписи на камнях, сделанные нашими предками в различные периоды Средневековья. Незнание своей истории и этих ценностей приводит к бездуховности общества. В настоящее время Министерство культуры и туризма Кыргызской Республики, как государственный орган по охране и использованию историко-культурного наследия, по объективным причинам не имеет возможности вести работу на местах по сохранению этих объектов.Памятники истории, археологии нужны для всех нас, и мы должны их сохранить и передать следующему поколению. Если современное поколение будет относиться к ним бережно, то следующее поколение оценит этот источник духовного и интеллектуального развития.Эту проблему могут решить органы местного самоуправления совместно с местным населением, которые вполне моугт осуществлять охрану памятников. В каждом селе живут знатоки,любители памятников древности».
О процедурах мониторинга и оценки нормативных правовых актов, (стратегий£программ), принятых государственными органами и органами местного самоуправления
21 февраля 2014 года, вступил в силу Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты КыргызскойРеспублики».
Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 15 января 2014 года, инициатором которого выступили депутаты Жогорку Кенеша НИКИТЕНКО Н.В., САСЫКБАЕВА А.А., АЛТЫБАЕВА А.Т.,СКРИПКИНА Г.А., АЛЫМБЕКОВ Э.Дж. и ИМАНАЛИЕВА Э.С.Принятым законом внесены дополнения в следующие законодательные акты Кыргызской Республики: Закон КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», Закон КР «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», Закон КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Закон КР «О местном самоуправлении». Закон закрепляет процедуры мониторинга и оценки нормативных правовых актов, (стратегий/программ), принятых государственными органами и органами местного самоуправления. В отношении органов местного самоуправления закон предусматривает следующие дополнения:
-
Нормотворческие органы, в том числе местные кенеши, обязаны проводить мониторинг и оценку проектов нормативных правовых актов, принимаемых ими с целью выявления эффективности и результативности их действия.
-
Местные кенеши к осуществлению мониторинга и оценке нормативных правовых актов могут привлекать независимых экспертов и представителей гражданского общества. При этом мониторинг и оценка нормативных правовых актов осуществляются в порядке, установленном правительством.
-
Органы местного самоуправления обязаны ежегодно публиковать в средствах массовой информации данные о мониторинге и оценке нормативных правовых актов, принятых ими в отчетном году. Вместе с тем опубликованная информация должна содержать данные о мерах принятых по улучшению эффективности и результативности действия нормативной правовой базы.
-
Мэрии городов наделены дополнительной компетенцией по мониторингу и оценке, а айыл окмоту должен ежегодно публично представлять отчет об исполнении программы социально-экономического развития территории.
В целом эти поправки устанавливают обязанность государственных органов и органов местного самоуправления проводить мониторинг и оценку принятых ими нормативных правовых актов и публично отчитываться об эффективности и результативности их выполнения.
Разъяснение о применении Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в законы Кыргызской Республики «О статусе депутатов местных кенешей», «О местном самоуправлении»), вступившего в юридическую силу 3 мая 2013 года.
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в законы Кыргызской Республики «О статусе депутатов местных кенешей», «О местном самоуправлении») от 25 апреля 2013 года № 59 вступил в юридическую силу 3 мая 2013 года.Согласно статье 22 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» (в редакции закона КР от 25 апреля 2013 года № 59), депутат местного кенеша не может состоять на государственной службе или иной муниципальной службе в случаях:
-
1) если государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он занимает руководящую должность,расположен в пределах территории того же айылного аймака пли города, что и представительный орган местного самоуправления (местный кенеш айылного аймака или города),депутатом которого он является;
-
2) если государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, подотчетен представительному органу местного самоуправления (местному кенешу айылного аймака или города), депутатом которого он является;
-
3) если избрание, представление к назначению, освобождение руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, относится к полномочиям того представительного органа местного самоуправления (местного кенеша айылного аймака или города), депутатом которого он является.
-
-
Депутатские полномочия также нельзя совмещать с должностью руководителя государственного или муниципального предприятия, государственного или муниципального учреждения образования и здравоохранения, оказывающих услуги населению соответствующего айылного аймака или города за счет средств республиканского и местного бюджета Согласно части 5 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.
-
-
Исключения из настоящего правила представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его отдельного структурного элемента предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта.Законом Кыргызской Республики «О внесении изменении и дополнения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в законы Кыргызской Республики «О статусе депутатов местных кенешей», «О местном самоуправлении»), вступившим в юридическую силу 3 мая 2013года, не предусмотрена его обратная сила.
В связи с этим действие данного Закона распространяется на отношения, возникшие после его вступления в юридическую силу, т.е. исключительно на депутатов местного кенеша, избранных и зарегистрированных в качестве депутатов после 3 мая 2013 года согласно которой он подпадает под требования предусмотренные статьей 22 Закона Kыргызской Республики «О местном самоуправлении».
Отдел правового обеспечения
Государственного агентства по делам
местного самоуправления и межэтнических
отношений