2014-03-01 / Практик практику:P2P
Гуляим ШАМШИДИНОВА,
специалист Проекта ГГПОМСУ, ИПР
«Опыт – это школа, в которой уроки стоят дорого, но это – единственная школа, в которой можно научиться».
Бенджамин ФРАНКЛИН
Осенью 2013 г. в село Боконбаево приехали главы, заместители глав и специалисты айыл окмоту из 22 айылных аймаков Иссык-Кульской области. Поездка по обмену опытом, организованная Проектом ГГПОМСУ, была посвящена практике вовлечения граждан в бюджетный процесс и участия в решении вопросов местного значения в сельских муниципалитетах.
Представители муниципалитетов обменялись опытом и ознакомились с достижениями своих коллег по вопросам практического решения дел местного значения через открытое прозрачное управление с участием граждан, а также прошли обучение по актуальным вопросам эффективного муниципального управления. В обменном визите также приняли участие представители государственных органов – региональный представитель ГАМСУМО и сотрудник районной государственной администрации. Участники смогли не только ознакомиться с практической стороной деятельности органов МСУ, НПО, частного бизнеса, но и принять участие в интерактивном тренинге по самым актуальным для АА темам.
Прозрачность рождает доверие
Координатор проекта в Ак-Чийском АА (Ак-Суйский район) Максат ДОРБАЕВ представил результаты общественных слушаний по проекту бюджета на 2014 год, при подготовке которых органы МСУ применили нестандартные методы проведения информационной кампании «До», «Во время» и «После» слушаний. Особое внимание муниципалитет уделил информированию о результатах слушаний после собрания, благодаря чему граждане смогли узнать, приняты их предложения по проекту бюджета местным самоуправлением или нет. На вопрос участников о том, меняется ли восприятие и отношение граждан к бюджету после слушаний,Максат ДОРБАЕВ ответил так: «Общественные слушания дают нам возможность полностью раскрыть информацию о бюджете или другому вопросу жизни сообщества. Живое общение с населением помогает «разбудить» людей, стимулирует их проявлять больше инициативы. Очень важно, что по поступившим от населения предложениям в проект бюджета внесены изменения, о чем раньше не было и речи». Глава Бостеринского АА (Иссык-Кульский район) Тимур АЙЫЛЧИЕВ рассказал о совместномвкладе айыл окмоту, населения и спонсоров в ремонт дорог и восстановление 50 малых мостов. По предложению инициативной группы населения айылный кенеш решил выделить из местного бюджета 300 000 сомов и сделать капитальный ремонт более пяти километров дорог внутри села. По словам главы, благодаря поддержке Проекта ГГПОМСУ, налицо тенденция увеличения заинтересованности населения в решении проблемных вопросов села в тесном сотрудничестве с органам МСУ, что побуждает айыл окмоту к дальнейшим шагам по решению более важных и актуальных задач аймака.
В сотрудничестве можно решить даже самые сложные проблемы
Глава Аралского АА (Тюпский район) Султанбек КАСЫМБАЕВ презентовал результаты достижений в области совместного вклада в решение проблемы поливной воды. По инициативе местных жителей было собрано почти 85 тысяч сомов, из местного бюджета выделено 30 тысяч сомов, для проведения ремонтных работ по очистке каналов, а в двух селах проложены новые каналы длиною 11 километров, установлены 6 водораспределительных щитов, построены 2 моста, к очистным работам привлечены 112 местных жителей. В результате поливной водой обеспечены более 520 гектаров земли, а урожайность злаковых культур выросла до 25-30 центнеров с одного гектара. Масштабно решили наболевшую проблему поливной воды в Липенском АА (Джеты-Огузский район). С помощью привлеченных инвестиций (областной фонд развития выделил 2,7 миллиона сомов, проект USAID – 3 миллиона), местного бюджета (10 миллионов сомов) и сообщества (300 тысяч сомов) построены 4 насосные станции, которые, в общей сложности, обеспечили поливной водой 1356 гектаров земель для 83 фермерских хозяйств. Пример Липенского АА демонстрирует эффективность сотрудничества для привлечения инвестиций по решению вопросов местного значения.
Детские сады: открывать нужно, но соблюдая закон!
Экс-глава Улахолского АА (Тонский район) Эдилбек СЕЙИТКАЗИЕВ рассказал о том, как была организована работа по восстановлению детского сада, где сегодня воспитываются 35 детей и чьи родители с помощью фонда развития, выделившего 400 тысяч сомов, отремонтировали муниципальное здание старой школы, выделенное для этих целей решением местного кенеша; купили необходимое оборудование. Интерес вызвала организация работы дошкольного учреждения – за каждого ребенка взимается оплата в размере 200 сомов,которые полностью уходят на питание и игрушки,а 4 воспитателя работают безвозмездно, так как сами являются родителями. Этот пример вызвал большую дискуссию, в ходе которой все участники сошлись во мнении о том, что многие международные организации помогают открывать аналогичные сады, реабилитационные центры, дома сирот и берут на себя расходы по заработной плате персонала в течение определенного времени (например, на 1 год), а после истечения срока проекта все эти расходы ложатся на местный бюджет. Дотационным муниципалитетам не под силу нести такие расходы, и как быть дальше, где искать средства, неизвестно.
Проблема отсутствия дошкольных образовательных учреждений стоит очень остро практически во всех селах страны,и решение данного вопроса остается открытым, так как законодательство не успевает за реалиями жизни. Повсеместно открываются альтернативные виды общинных садов, официальный статус которых до сих пор не решен во многих аймаках, и работа которых, соответственно, не регулируется. Такие сады наиболее востребованы в сельской местности, о том, как решить эту проблему, опираясь на действующее законодательство, подробно рассказал в своей презентации специалист по правовым вопросам Проекта ГГПОМСУ Бектур ОРОЗБАЕВ. Участники обмена узнали о новых моделях сельских общинных (кратковременных) детских садов, которых на сегодня по республике насчитывается около трехсот. Часть из них финансирует республиканский,часть – местный бюджет; среди них есть сады, работающие с лицензиями и без оных. На основании статьи 9 Закона КР«О лицензировании» и статьи 40 Закона КР «Об образовании», за исключением государственных садиков, лицензирование обязательно, независимо от форм и видов дошкольного образовательного учреждения, которых насчитывается 12 разновидностей (статья 7 Закона КР «О дошкольном образовании»). Изначально при открытии альтернативных детсадов многие донорские организации вместе с органами МСУ допускали ошибку, работая без лицензии и других необходимых документов, из-за чего возникали проблемы не только с оплатой персоналу садика, которую нужно регулировать с госорганами в лице районных управлений образования, но и с фискальными органами.
Административные взыскания: роль местного самоуправления
Многие главы МСУ не подозревали, что их полномочия по наложению административных взысканий по административным правонарушениям намного шире, чем они привыкли думать. Эта тема вызвала наибольший интерес у участников,каждый из них поделился случаями из своей практики: с какими видами административных правонарушений приходится постоянно сталкиваться и путями решения этих проблем. Многие отметили, что все штрафные санкции производились по решению местного кенеша либо согласно Уставу местного сообщества. Но на самом деле такие действия органов МСУ незаконны. В результате бурных дискуссий участники пришли к единому мнению о необходимости разработки «Положения об административной комиссии органов МСУ», а также изучения данного вопроса на местах с участием муниципалитетов. Необходим также анализ часто совершаемых административных правонарушений со стороны местных жителей. Только на основании анализа можно подготовить изменения в Кодекс об административной ответственности,чтобы передать административным комиссиям МСУ дополнительные полномочия по взысканию,оперативному и объективному решению этих вопросов.
Специалист Проекта ГГПОМСУ Танат ОСМОНКУЛОВ презентовал участникам тему «Основы организации услуг по уборке и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО)», где подробно рассказал о соответствующей практике в муниципалитетах Чуйской области. Этот вопрос волнует практически всех руководителей органов МСУ Кыргызстана, и в ходе обсуждений участники пришли к следующим выводам:
-
муниципальное предприятие по вопросам ЖКХ создается по инициативе айыл окмоту на основе решения местного кенеша;
-
при получении юридического статуса в органах юстиции форма собственности должна быть муниципальная;
-
в учредительных документах муниципальных предприятий необходимо предусматривать порядок взаимоотношений органа МСУ и муниципального предприятия, а также право органа МСУ решать вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения руководителя предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Своим опытом поделился бывший глава Кара-Ойского АА, а ныне заместитель акима Иссык-Кульского района Данияр ИМАНАЛИЕВ, который подробно рассказал о создании и организации муниципального предприятия по ЖКХ, о его преимуществах и достижениях. Штатная численность сотрудников составляет 4 человека, заработная плата приравнена к зарплате ведущего специалиста айыл окмоту; на основании постановления местного кенеша урегулированы вопросы с антимонопольным комитетом; с каждым из 650 дворов аймака составлен договор, а оплата осуществляется по квитанции. Что касается пансионатов, то с каждого контейнера взимается оплата в размере 200 сомов, с машины – 500 сомов. В итоге местный бюджет за 2012 год получил чистой прибыли на сумму 700 080 сомов.
Но есть проблема. Получается, что орган МСУ сам себе (через ЖКХ) предоставляет услуги и при этом оплачивает налог с продаж, который составляет 3%. Например, заказчик в лице айыл окмоту переводит деньги в размере 30 тыс. сомов на счет муниципального предприятия за сбор и вывоз мусора с территории школы или садика, при этом оплачивает 3% налога. Вопрос в том, куда уходит этот налог, и почему органы МСУ в лице ЖКХ оплачивают налоги за решение вопросов местного значения? По сути, местное самоуправление платит государству налог за то, что выполняет собственную общественно значимую функцию через собственное предприятие. По мнению главы айыл окмоту, нужно внести изменения в закон, чтобы четко разделить услуги по категориям. При этом услуги по решению дел местного значения, в том числе услуги малоимущим слоям населения, не должны облагаться налогом, а на все виды частных услуг трехпроцентный налог должен остаться.
Некоторые участники высказали сомнение в необходимости создания специальной службы по вопросам ЖКХ, так как почти весь мусор (пластиковые бутылки, целлофановые мешки, бумага) сжигается жителями. С этим мнением не согласился Танат ОСМОНКУЛОВ: «Кроме бытового мусора, производимого домохозяйствами, есть общественные места, парки, площади, кладбища. Нужно решать не только вопросы уборки, но и вопросы благоустройства, озеленения. Всем этим должна заниматься отдельная специализированная служба».
И снова о муниципальных землях …
Вопрос управления муниципальными землями остается актуальным на протяжении многих лет и будет таковым еще долгое время. При обсуждении опыта Кун-Чыгышского АА (Тонский район) в области учета и инвентаризации муниципальных земель выяснилось, что многие муниципалитеты еще не проводили такой работы, есть лишь единичные случаи полной регистрации объектов муниципальной собственности в местных регистрационных органах (МРО); мало практики по предоставлению муниципальных земель в аренду. Однако глава Бостеринского АА поделился опытом предоставления земель общего пользования вдоль дорог в аренду под коммерческие торговые точки, от которых в местный бюджет поступает более двух миллионов сомов. Успехи коллег вдохновили ответственного секретаря Ак-Чийского айыл окмоту Максата ДОРБАЕВА. Вернувшись домой, Максат совместно с коллегами начали применять полученный опыт: разработали реестр объектов МС; депутаты АК поддержали инициативу и приняли решение провести учет и инвентаризацию муниципальных земель;создали рабочую группу, привлекли к полевым работам куратора из архитектуры; получили топографическую карту, обратились за помощью в МРО ДКРПНИ (Госрегистр). Уже идут полевые работы,есть первые результаты: в селе Качыбек найдено 45 незастроенных свободных земельных участков,площадью11,57 га. Необходимо отметить, что в своей многолетней практике по учету и инвентаризации муниципальных земель эксперты ИПР впервые столкнулись с ситуацией, когда сельский муниципалитет самостоятельно, без помощи доноров и НПО, принял решение взяться за такую сложную работу. Эта инициатива органа МСУ стала большим достижением для Ак-Чийского АА.
“Сухой” остаток и обращение к главам МСУ
В конце поездки организаторы вместе с участниками, работая в группах, подвели итоги обменного тура. Участники отметили, что за два дня практического обучения и содержательного обсуждения они действительно получили реальную помощь по многим вопросам. Был сделан важный вывод: многие примеры решений можно применить в других муниципалитетах, у каждого для этого есть возможности.
Вопрос в том, есть ли желание! Завершая рассказ об учебной поездке в Тонский район Иссык-Кульской области, Проект ГГПОМСУ обращается к руководителям органов МСУ, которые недостаточно серьезно относятся к подобным мероприятиям, игнорируя их или посылая вместо себя других специалистов.
Уважаемый глава местного самоуправления!
Вы являетесь руководителем важнейшего звена системы управления, за вами стоит ваше сообщество, вы в силах улучшить жизнь каждого вашего земляка. Обмен опытом с вашими же коллегами, достигшими больших результатов в решении дел местного значения, – это хорошая возможность научить и научиться, получить практические навыки лучшего управления, свободно обменяться мнениями в неформальной обстановке, повысить квалификацию, взглянуть на свою работу со стороны и сделать соответствующие выводы. Не пренебрегайте такой возможностью! М