2015-11-18 / Услуги МСУ
Финальный отчет о выполнении Проекта «Повышение уровня прозрачности и подотчетности бюджетного процесса Бишкека» (по заказу DFID)
Цели и задачи проекта Ключевая цель Проекта – обеспечить устойчивость процесса прозрачности в деятельности мэрии г. Бишкека, продемонстрировать эффективность инструментов прозрачности в формировании партнерства местного сообщества и органов местного самоуправления.Для достижения поставленной цели выполнялись следующие задачи и ключевые мероприятия:
-
закрепление практики предоставления бюджетной информации в доступном для горожан виде путем второго издания Гражданского бюджета и принятия Инструкции о разработке Гражданского бюджета;
-
расширение круга пользователей информации по городскому бюджету посредством информирования и обучения представителей гражданского общества г. Бишкека;
-
расширение и детализация информации по бюджету для горожан по стимулирующим грантам для повышения эффективности реализации их инициатив;
-
информирование населения об их обязательствах как налогоплательщиков и их роли в формировании доходной части местного бюджета.
Основные результаты Комплексный подход к обеспечению открытости бюджетного процесса стал закрепленной практикой мэрии Бишкека Достижение данного результата подтверждается принятием Инструкции о разработке Гражданского бюджета, где четко изложены положения:цели и задачи Гражданского бюджета, какие организации и группы участвуют в его подготовке, кто должен предоставлять информацию и статистику, сроки, механизмы, инструменты, источники финансирования. Отныне Гражданский бюджет должен быть опубликован в течение 30 календарных дней после утверждения Бишкекским городским кенешем, в установленном законодательством порядке, бюджета города Бишкека. Этот документ очень важен, так как дает начало системному подходу к обязательному раскрытию бюджетной информации в простом и доступном виде.
Каждый экземпляр брошюры проходит через несколько пар рук. Поэтому с уверенностью можем сказать, что тысячный тираж Гражданского бюджета столицы 2015 года увидят и прочитают несколько тысяч человек. К тому же электронные версии Гражданского бюджета размещены на сайтах мэрии, Агентства развития города, Института политики развития. Эти информационные ресурсы имеют аудиторию в сотни тысяч читателей.Мэр Бишкека Кубанычбек КУЛМАТОВ однозначно заявил, что «вместе или без доноров» Гражданский бюджет будет выходить регулярно, так как это в первую очередь нужно жителям столицы. Можно с уверенностью сказать, что начало положено, и процесс будет развиваться. Как пример, Минфин, который стал своими силами выпускать Гражданский бюджет республики, хотя первый выпуск брошюры родился с подачи и финансовой помощи ИПР. Повысилось качество и обоснованность обращений со стороны гражданского общества при формировании запроса на услуги к органам МСУ г. Бишкека, число поддержанных мэрией гражданских проектов выросло почти втрое Достижение данного результата подтверждает рост числа проектов поддержки инициатив горожан на 265 процентов, по сравнению с 2014 годом (2014г.: 12 проектов без учета проектов 2013 года;
2015г.: 25 проектов за 9 месяцев). Программа развития города за счет стимулирующих (долевых) грантов реализуется с 2005 года. Источниками формирования грантов являются средства бюджета столицы. В 2014 году официально зарегистрированы и доработаны до стадии рассмотрения 33 проектные заявки, из них поддержаны 21, профинансированы 20 проектов на 3 211 550 сомов, один проект отозван заявителем. Также нужно отметить, что за счет средств 2014 года профинансированы 9 проектных заявок, рассмотренных в 2013 году, на 2 063 052 сома. Итого в 2014 году выделены денежные средства за счет стимулирующего (долевого) гранта 29 проектным заявкам на сумму 5 274 602 сома. Зато за 9 месяцев текущего года были рассмотрены десятки проектов, из них 25 ут-верждены. Всего более чем на 18,7 миллиона сомов. Средства пошли на ремонт крыш, подъездов, дворов многоэтажных домов, а также строительство спортивных площадок и закупку инвентаря для тренажерных залов в новостройках столицы и другие полезные инициативы. Количественный рост заявок на участие в конкурсе на получение грантов говорит о том, что информация мэрии и АРГ доходит до адресата, да и «сарафанное радио» делает свое дело. По словам специалиста агентства Чолпон ДЖУМАЛИЕВОЙ, все больше людей интересуются Программой, и благодаря тренингам и семинарам, проводимым силами АРГ и при поддержке ДИФИД и ИПР, осведомленность руководителей ТСЖ, квартальных комитетов и просто неравнодушных граждан улучшилась.
Т. АНТОНОВА, председатель ТСЖ «Сплоченный дом»: «Участие в конкурсе занимает много времени и требует немалых усилий и терпения, но оно того стоит. Ведь можно из городского бюджета получить грант в размере до 450 тысяч сомов на благоустройство или ремонт дома. Вот мы, например, сумели с помощью мэрии полностью отремонтировать крышу, которая во многих местах протекала. Теперь люди живут спокойно и в комфорте». М. КЕРЕМАЕВА, председатель ТСЖ «Айгуль»: «Польза от стимулирующих грантов не только в обновлении подъездов, асфальтировании дорожек и дворов. Это материальная сторона. Но есть еще и другой фактор – мобилизация людей. Благодаря участию в конкурсе и совместной работе по освоению гранта жители наших домов лучше узнали друг друга, подружились. Стали активнее участвовать в общественной жизни товарищества». Н. БАРАТБАЕВА, SBDC consult: «Необходимо еще активнее распространять информацию о стимулирующих грантах. У нас еще много домов, общественных мест, требующих вмешательства хозяйских рук. К тому же, на мой взгляд, необходимо расширить перечень услуг, на которые можно получить долевой грант. И уменьшить бюрократические барьеры при подаче заявки».
Повысилось осознание горожанами своей роли в бюджетном процессе г. Бишкека Изменения по данному результату подтверждаются ростом знаний участников тренингов – жителей города Бишкека, который составил около 20 процентов. Нурия ТЕМИРОВА, координатор ОО «Арыш»: «Спасибо организаторам тренинга «Особенности формирования бюджета столицы 2015 г.». За три часа нам рассказали о самых главных разделах, о существующих проблемах городской казны. О том, какие усилия и меры предпринимает мэрия, чтобы сделать нашу столицу красивей и богаче. Уверена, что нужно больше и чаще проводить подобные семинары, и чтобы больше было участников из числа НПО, которые затем донесут полученные знания в массы». Выполненные работы, воздействие и извлеченные уроки Задача 1: Закрепление практики предоставления бюджетной информации в доступном для горожан виде путем второго издания Гражданского бюджета и принятия Инструкции о разработке Гражданского бюджета. ВОЗДЕЙСТВИЕ: усилиями проекта удалось институционализировать практику разработки и распространения гражданского бюджета города Бишкека через утверждение соответствующей инструкции.
Появилась уверенность в том, что далее местное самоуправление города будет самостоятельно готовить гражданский бюджет и делать его доступным для горожан.По результатам исследования, 41,7% горожан отметили, что за последние 2 года информация о городском бюджете стала достаточной или частично доступной. УРОКИ: основным уроком в процессе разработки и утверждения документа стало то, что в вопросах раскрытия бюджетной информации представительный орган (кенеш) и исполнительный орган (мэрия) должны занимать согласованную позицию и быть приверженными принципам прозрачности, подотчетности и противодействия коррупции в равной степени. В рамках выполнения данной задачи совместно с Агентством развития города Бишкека сделано следующее:
-
подготовлен и утвержден проект Инструкции о разработке Гражданского бюджета;
-
организован выпуск брошюры Гражданского бюджета на русском и кыргызском языках – 1000 экземпляров;
-
организован выпуск плаката-инфографики Гражданского бюджета на русском и кыргызском языках – 1000 экземпляров;
-
Гражданский бюджет и плакат-инфографика переданы Агентству развития города, которое распространило их среди подразделений мэрии, МТУ, ТСЖ;
Гражданский бюджет публикуется на сайтах мэрии и Агентства развития города Бишкека. Задача 2: Расширение круга пользователей информации по городскому бюджету посредством информирования и обучения представителей гражданского общества г. Бишкека. ВОЗДЕЙСТВИЕ: представители гражданского общества, особенно из новостроек вокруг Бишкека, стали более информированными о структуре и возможностях городского бюджета, их спрос с мэрии стал более осознанным, требования в отношении объема и качества услуг возросли. Вместе с тем они яснее увидели трудности городского бюджета в сложный момент реформирования финансового управления города. Это позволило повысить уровень доверия к органам МСУ со стороны горожан.
Исследование показало, что 25% горожан считают, что СМИ стали более полно и интересно предоставлять информацию о городском бюджете.УРОКИ: мэрия должна на системной основе готовить информацию для горожан о состоянии и трудностях городского бюджета, оперативно сообщать о возникающих проблемах, в том числе связанных с участием и ответственностью граждан, чтобы горожане разделяли с местным самоуправлением ответственность за развитие столицы.Агентство развития города на основе приобретённого опыта продолжит практику информирования и обучения граждан особенностям бюджетного процесса.В рамках выполнения данной задачи сделано следующее.
-
В нескольких ведущих изданиях столицы – «Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек», «24.kg», Акипресс, «Для Вас»,«МСН», «Общественный рейтинг»,КирТАГ, сайт ВБ,Comment.kg и др. –в июне-июле вышли статьи, репортажи, посвященные деятельности ТСЖ по благоустройству города, а также реформам и нововведениям, которыми отличается бюджет столицы 2015 года.
-
Организован 30 июня семинар для общественных организаций – НПО, ОФ, ОО столицы – «Повышение уровня прозрачности и подотчетности бюджетного процесса города Бишкека».
-
Организована 8 июля пресс-сессия для столичных СМИ, посвященная реализации бюджета Бишкека 2015 года.
-
22 сентября состоялся «круглый стол» «Бюджет Бишкека для горожан: прогресс, проблемы и перспективы». К тому времени все запланированные Проектом мероприятия и задачи были выполнены. Вниманию участников, а приглашения были разосланы в Минфин, мэрию и ее структуры, АРГ, международные организации, такие, как ПРООН, DFID, Фонд «Сорос - Кыргызстан», ЕС, Фонд Ханнса ЗАЙДЕЛЯ, «Хельветас», Фонд «Евразия», а также местным НПО и общественным организациям, СМИ - предлагались самые злободневные темы. Тон разговору задал градоначальник К. КУЛМАТОВ.
В программе КС: презентации экспертов ИПР, результаты исследования прозрачности бюджета, полученные в процессе тренингов и семинаров, презентация Гражданского бюджета 2015 года, выступления депутата горкенеша Э. ДОКЕНОВА и вице-мэра З. МАЛАБЕКОВА, ответы на вопросы. С большим интересом были приняты аудиторией приветственные речи замглавы представительства DFID в Центральной Азии Ника БОУЛЕРА и руководителя ИПР Надежды ДОБРЕЦОВОЙ. Всего в обсуждении вопросов «круглого стола» приняли участие около 60 человек.
Задача 3: Расширение и детализация информации по бюджету для горожан по стимулирующим грантам для повышения эффективности реализации их инициатив.ВОЗДЕЙСТВИЕ: внедрена устойчивая схема информирования граждан о возможностях по финансовой поддержке их инициатив. На несколько десятков увеличилось количество заявок на получение стимулирующих грантов. И все благодаря тому, что АРГ сделало процесс принятия и рассмотрения заявок круглогодичным. Способствовало популяризации программы обучение горожан - тренинги и семинары, консультации, проводимые специалистами мэрии самостоятельно и при помощи спонсорских организаций. Также стоит заметить, что мэрия активно использует партнёрство с бизнесом для продвижения рекламы стимулирующих грантов. К тому же опыт Бишкека привлек внимание других муниципалитетов республики и гражданского общества регионов, желающих его повторить у себя.
Об этом свидетельствуют звонки и обращения в ИПР из Токмака, Каракола и других городов. Благодаря выходу в свет Методического пособия «Управление многоквартирным домом», разработанного авторской группой Агентства развития города при финансовой поддержке данного Проекта, тиражом 1000 экземпляров, практически готовую инструкцию по участию в конкурсе на получение стимулирующих грантов, а также ответы на все вопросы получат десятки тысяч гражданских активистов и не только в Бишкеке, но и других городах страны. Главный редактор газеты «Для Вас» Елена ЖОЛОБОВА: «Я специально взяла книгу, чтобы передать ее нашему квартальному, который постоянно жалуется, что никто не помогает ему навести порядок во дворе и в подъездах, что нет денег даже на маленький ремонт. А ведь на самом деле оказывается есть столько возможностей, надо лишь захотеть и проявить инициативу».УРОКИ: созданы предпосылки для расширения сферы применения стимулирующих грантов, помимо поддержки инициатив ТСЖ. Появились основания для начала обсуждений по изменению процедур предоставления стимулирующих грантов. С ростом доходов городского бюджета есть необходимость увеличения объема стимулирующих грантов. В рамках выполнения данной задачи сделано следующее.
-
Состоялись обсуждения, консультации специалистов агентства, экспертов и консультантов ИПР и дизайнерской группы по подготовке и изданию информационной и печатной продукции о пользе стимулирующих грантов.
-
Были изготовлены и развешаны в самых людных местах столицы 5 билбордов, из них 4 - размером 3х6 и 1 - размером 3х4, призывающих граждан активнее участвовать в конкурсе на получение стимулирующих долевых грантов (дислокация билбордов: пересечение ул. Павлова - пр. Чуй, ул. Жукеева-Пудовкина – ул.Камская, в районе Орто-Сайского рынка, Т.Молдо – ул.Фрунзе, ул. Токомбаева – ул. Байтик Баатыра).
-
Организованы и проведены 5 тренингов по Программе развития города за счет стимулирующих грантов (25 и 26 июня, 2 июля, 27 и 28 августа).
-
Организовано широкое обсуждение проблем города и их решение с помощью стимгрантов «Городские разговоры» совместно с общественной организацией «Городские инициативы» на площадке бизнес-центра Таш-Рабат (2 сентября).
-
Завершена работа по изданию (дизайн, верстка, редактура, перевод) методического пособия «Управление многоквартирным домом», подготовленного специалистами АРГ. Задача 4: Информирование населения об их роли в бюджетном процессе
ВОЗДЕЙСТВИЕ: заложены правовые основы для проведения органами МСУ г. Бишкека работ по повышению ответственности граждан по налоговым обязательствам. Созданы условия для мотивации районных администраций, МТУ повышать сбор налогов.
УРОКИ: необходимы дополнительные усилия и действия по реализации вышеназванного Порядка. Важно, чтобы потенциал сотрудников мэрии, районных администраций и особенно МТУ соответствовал поставленным задачам. В рамках выполнения данной задачи сделано следующее:
-
При участии экспертов Проекта разработан и принят Бишкекским городским кенешем Порядок управления административными районами, в котором определены полномочия территориальных подразделений мэрии по проведению информационной кампании среди налогоплательщиков по сбору налогов.
-
Организован и проведен 30 июня семинар для общественных организаций – НПО, ОФ, ОО столицы - «Повышение уровня прозрачности и подотчетности бюджетного процесса города Бишкека», на котором с презентацией выступил эксперт ИПР А. ЧЕКИРОВ.
-
Организована 8 июля пресс-сессия для столичных СМИ, посвященная реализации бюджета Бишкека 2015 года. На нее были приглашены представители мэрии и АРГ. Перед журналистами выступил А. ЧЕКИРОВ.
-
Подготовлены варианты плаката для налогоплательщиков.
-
Распространение информации о деятельности проекта в соцсетях и на сайте ИПР.
-
Прошло обсуждение презентаций мэра столицы К. КУЛМАТОВА, зам. директора АРГ Д. ТУРДУМАЛИЕВОЙ, эксперта ИПР А. ЧЕКИРОВА на финальном «круглом столе».