Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ предоставления муниципальных услуг

2016-01-07 / Услуги МСУ
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ предоставления муниципальных услуг

Органы местного самоуправления занимают важное место в системе государственного управления в Кыргызской Республике, которая должна обеспечивать в целом систему жизнеобеспечения граждан и организацию предоставления услуг. Обязательствами и ответственностью как государственных органов, так и органов местногосамоуправления является создание условий для развития в целом системы предоставления услуг, вне зависимости от их вида, в том числе создание условий для предоставления услуг коммерческого характера через развитие местной экономики, что в соответствии с Законом «О местном самоуправлении» является вопросом местного значения.

Но прямой ответственностью органов МСУ является предоставление муниципальных услуг и организация процесса предоставления услуг в рамках решения вопросов местного значения. Эти два направления в сфере услуг имеют свои особенности по методам управления, в том числе по финансовому управлению. Финансирование услуг в рамках решения вопросов местного значения имеет определенную нормативно-правовую основу и наработанную практику. Существуют моменты, требующие усовершенствования как законодательства, так и методологической базы, и эти вопросы должны также стать сферой внимания государственных органов.Но наиболее актуально и приоритетно обсудить финансовые аспекты предоставления муниципальных услуг.
 
Это связано прежде всего с тем, что в последние годы стала формироваться государственная политика именно в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, которые имеют общую природу, характеристики и критерии отнесения к этому виду услуг.Муниципальная услуга - результат деятельности муниципальных учреждений, осуществляемой в рамках их компетенции по исполнению запросов физических и юридических лиц, направленной на реализацию прав, удовлетворение законных интересов потребителей услуг либо исполнение обязанностей, возникающих в результате гражданскоправовых отношений.С точки зрения финансирования важно отметить следующие особенности муниципальных услуг:
 
  • предоставляются бюджетными учреждениями (в том числе непосредственно органами МСУ);
  • финансируются из местного бюджета;
  •  платность услуги должна быть обоснованной и подтверждаться Межведомственной комиссией;
  • стоимость услуги не должна превышать ее себестоимость;
  • если услуга платная, оплата поступает на специальный счет бюджетного учреждения и отражается в местном бюджете.
В соответствии с Законом «О государственных и муниципальных услугах», органы МСУ могут предоставлять муниципальные услуги только в том случае, если они входят в местный реестр услуг. В свою очередь, местный реестр услуг состоит из услуг, входящих в базовый реестр местных услуг, и услуг, входящих в дополнительный перечень муниципальных услуг. Если правительство утверждает базовый перечень услуг, то это подразумевает определенные гарантии со стороны правительства по их финансированию. Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальные услуги из базового реестра услуг финансируются из местного бюджета, но государство создает условия, чтобы этих средств было достаточно для их исполнения. В настоящее время роль государства в обеспечении источниками доходов определяется системой межбюджетных отношений, которая включает закрепление источников налоговых и неналоговых доходов (в том числе расщепление общегосударственных налогов), а также расчет и передачу трансфертов.
 
В случае, если со стороны органов МСУ будет обоснованный запрос о том, что существующая система межбюджетных отно-шений не обеспечивает выполнение расходных обязательств по муниципальным услугам из базового реестра, то этот запрос должен стать основанием для воздействия со стороны государства на бюджетный процесс на местном уровне в сторону повышения доходного потенциала или направления трансферта. Такая постановка вопроса имеет определенную обоснованность, так как стандарты, а также административные регламенты предоставления муниципальной услуги из базового реестра услуг, которые являются прямым основанием для расчета расходных обязательств, так же утверждаются правительством.Несколько другая ситуация с расчетом денежных ресурсов для финансирования услуг из дополнительного перечня муниципальных услуг.
 
Дополнительный перечень муниципальных услуг - утвержденный перечень муниципальных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальными учреждениями на бесплатной и платной основе, который формируется сверх Базового реестра муниципальных услуг с учетом особенностей каждой административнотерриториальной единицы, исходя из возможностей местного бюджета.Для этого типа услуг органы МСУ ответственны за выполнение расходных обязательств исключительно в рамках собственных средств: местного бюджета или, возможно, внебюджетных средств.Более того, органы МСУ самостоятельно принимают стандарты и административные регламенты муниципальных услуг и должны учитывать при этом финансовый фактор.Закон «О государственных и муниципальных услугах» допускает передачу исполнения муниципальных услуг на аутсорсинг частным компаниям, НКО, муниципальным предприятиям.
 
При этом важно отметить, что передается исключительно исполнение услуги, но не полномочия по их предоставлению. То есть не важно, кто исполняет услугу, ответственность за предоставление услуги несет орган МСУ.Пример: орган МСУ включил в дополнительный перечень муниципальных услуг предоставление детям до 3 лет бесплатного биолакта. Исполняет услугу МП «Молочная кухня». Но право предоставления этой услуги исключительно право органа МСУ, и гражданин видит в нем ответственную организацию за предоставление этой услуги. Если МП «Молочная кухня» не в должном качестве оказывает эту услугу, перед гражданином отвечает орган МСУ.В такой схеме взаимоотношений заказчика в лице органа МСУ и исполнителя большое значение приобретает метод финансирования, основанный на исполнении муниципального или социального заказа.Важно, чтобы финансирование по этому методу основывалось на оплате за достижение результата по выполненной задаче, а не по объему затрат на выполненную работу, как это часто практикуется в настоящее время.
 
В случае аутсорсинга платной услуги, полученные денежные средства не поступают напрямую исполнителю услуг, а направляются в бюджет органа МСУ, откуда потом в качестве оплаты муниципального или социального заказа поступают исполнителю. Такой «извилистый» путь денег оправдан в случае, когда необходимо обеспечить целевое расходование бюджетных средств, чтобы не допустить «растекание» этих денег в бюджете исполнителя. Дополнительным риском является вероятность оплаты гражданином некачественных услуг,так как деньги, поступившие от конкретного потребителя непосредственному исполнителю «обезличиваются» в общей массе денежных средств и не отражают качество предоставления услуг конкретному гражданину. Поэтому именно орган МСУ, как единый заказчик от имени местного сообщества,должен аккумулировать в местном бюджете средства от платных услуг, чтобы по результату выполненной работы произвести оплату.Нахождение той или иной услуги в местном реестре услуг делает расходное обязательство по ней обязательной нормой для органов МСУ.
 
То есть, это является важным основанием при планировании расходной части местного бюджета: рассматривать эти расходы приоритетными наравне с защищенными статьями и коммунальными расходами. В связи с этим большое значение, с точки зрения расчета затрат на муниципальную услугу, имеет содержание стандарта муниципальной услуги и процедуры административного регламента. Орган МСУ самостоятельно разрабатывает (исполнительный орган) и принимает стандарт и административный регламент (местный кенеш), что повышает их ответственность, прежде всего, в сохранении баланса между запросами граждан и возможностью оказывать эти услуги на устойчивой, долгосрочной основе. То есть, стандарт и административный регламент должны быть обоснованными, реалистичными и подкрепляться финансовыми ресурсами.
 
Актуальным становится требование наличия типовой методики расчета затрат по предоставлению муниципальной услуги, исходя в том числе из нормативов затрат. Кроме этого, важно овладеть практикой формирования административного регламента, обеспечивающего наиболее короткий и наименее затратный способ предоставления услуги.В перспективе требование по обязательному предоставлению услуги из местного реестра услуг и, соответственно, ее финансирование заставит органы МСУ находить наиболее оптимальные способы предоставления услуг, которые без ухудшения качества предоставления позволят снизить издержки при финансировании.

Похожие материалы: