Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Подписан Бюджетный кодекс Кыргызской Республики

2016-06-17 / Новости Законодательства

16 мая 2016 года Президент Кыргызской Республики Алмазбек АТАМБАЕВ подписал Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики», направленные на оптимизацию бюджетного процесса и усовершенствование бюджетного законодательства страны.

С принятием Бюджетного кодекса впервые все законодательство в бюджетной сфере объединяется в единый кодекс и, соответственно устраняются имевшиеся там ранее противоречия. Бюджетный кодекс был разработан в связи с необходимостью существенной переработки и сбора разрозненных норм законов в единый нормативный комплекс и принятия единого кодифицированного законодательного акта, который стал бы основой бюджетного законодательства страны. Целью разработки Бюджетного кодекса явилась необходимость оптимизации бюджетного процесса и усовершенствования бюджетного законодательства для приближения бюджетного процесса Кыргызстана к мировым стандартам и адаптации к прогрессивным новшествам.
 
Бюджетный кодекс устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления государственными финансами в процессе формирования, рассмотрения, утверждения, уточнения и исполнения республиканского и местных бюджетов, бюджетных инвестиций, государственного и муниципального долга, бюджетов Социального фонда Кыргызской Республики, Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики, а так-же определяет статус участников бюджетного процесса и правовую основу ответственности за нарушение бюджетного законодательства.С принятием Бюджетного кодекса Правительство Кыргызской Республики решает стратегическую задачу совершенствования бюджетного законодательства, заключающуюся в построении эффективной прозрачной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста, результативность бюджетных расходов и эффективную реализацию государством своих функций. В Бюджетном кодексе заложены следующие основные направления для дальнейшего реформирования бюджетного законодательства:
 
  • нормативное закрепление прав и обеспечение возможностей граждан открыто участвовать в обсуждении вопросов формирования бюджетов и возможности их мониторинга и контроля;
  • усиление контрольных полномочий Жогорку Кенеша КР;
  • введение бюджетных принципов и основополагающих требований к формированию, утверждению и исполнению бюджетов бюджетной системы республики;
  • четкая регламентация бюджетной системы, определений и терминов, используемых в бюджетном процессе, и процедур формирования и исполнения бюджетов;
  • внедрение основополагающих механизмов бюджетного планирования, а также программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат;
  • обеспечение прозрачности бюджетного процесса и минимизацию коррупционных проявлений при всех циклах формирования и исполнения бюджета;
  • построение эффективной системы межбюджетных отношений с прозрачными инструментами регулирования;
  • разграничение роли и полномочий и закрепление ответственности участников бюджетного процесса;
  • разграничение расходных обязательств между бюджетами;
  • последовательное развитие регионов;
  • определение бюджетных инвестиций, ориентированных на цели развития.
Особо необходимо также выделить следующие направления, заложенные в Бюджетном кодексе:
 
  • величина государственного долга будет определяться Правительством Кыргызской Республики с учетом международных показателей долговой устойчивости;
  • четко определена норма, в соответствии с которой проекты законов об изменении финансовых обязательств государства, об увеличении расходов бюджета, финансируемых из республиканского бюджета, либо о сокращении его ресурсов принимаются только с согласия Правительства;
  • реформирована система учета специальных средств, в состав которых будут включаться только средства, полученные от выполненных работ и оказанных услуг по перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;
  • предусмотрены особенности формирования бюджетов судебной системы и Счетной палаты Кыргызской Республики;
  • бюджет ФОМС стал самостоятельным и будет утверждаться отдельным законом Кыргызской Республики.
Бюджетный кодекс вводится в действие Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» с 1 января 2017 года, за исключением статьи 87 («Оценка эффективности бюджетных программ»), которая вступит в силу с 1 января 2018 года. Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» признаются утратившими силу 4 основных Закона Кыргызской Республики: «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», «О финансово-экономических основах местного самоуправления», «Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики», «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики».