Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Новшества Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»

2016-10-21 / Новости Законодательства

За последние годы была проведена большая работа в части дальнейшего совершенствования муниципальной службы, сочетания муниципальной службы с государственной службой, выравнивания статуса муниципальной службы по отношению к государственной службе, исключения разницы между двумя службами в нормативно-правовой сфере, установления одинакового уровня квалификационных требований к государственным и муниципальным должностям, принятия решения о проведении ротации должностных лиц, занимающих должности одинакового уровня, в связи с одинаковыми квалификационными требованиями к обеим службам, обучения муниципальных служащих, повышения их квалификации, введения компьютерного тестирования при поступлении на муниципальную службу и разработки новой одинаковой системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих, основанной на системе оценки деятельности служащих.

Разработан и утвержден новый Реестр государственных и муниципальных должностей, в котором проведено не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание статуса государственной и муниципальной служб единого значения. Главным документом, принятым в результате проведения указанных выше работ, стал Закон «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», подписанный Президентом Кыргызской Республики, вступивший в силу 30 мая 2016 года. В ответ на вопросы руководителей и сотрудников органов МСУ журнал «Муниципалитет» и Государственная кадровая служба рассказывают об изменениях и дополнениях в связи с принятием данного закона, которые касаются органов местного самоуправления, осуществления в них муниципальной службы, по сравнению с прежним Законом Кыргызской Республики «О муниципальной службе».В Закон КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» внесены следующие новые понятия. Карьерное планирование – это комплекс действий, направленных на перспективное продвижение по службе, на основе системы оценки деятельности, профессиональных и моральных качеств государственного гражданского и муниципального служащего. Комплекс разрабатывается каждым органом самоуправления на индивидуальной основе.
Если ранее поступивший на муниципальную службу служащий связывал свое будущее лишь с айыл окмоту и мэрией города, ограничивая служебный рост в рамках органа местного самоуправления, то теперь трудоустройство молодых специалистов, их служба и дальнейшее продвижение по карьерной лестнице реализуется законом. Ранее повышение по должности для муниципального служащего предусматривалось только на конкурсной основе, теперь же, в рамках данного закона, ему предоставляется возможность повышения по службе по результатам оценивания.Патронатная должность – в прежнем законе эти должности не отмечались специально (или: в прежнем законе эти должности не были отдельно отмечены). Это должности консультантов, советников и помощников, учрежденные на срок полномочий лиц, занимающих политические государственные должности, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, для содействия в реализации их полномочий. Патронатная должность является особым видом ад-министративной должности. Главы органов местного самоуправления вправе назначать на патронатные должности вне конкурса. Ряд новшеств внесен в следующие направления муниципальной службы:
 
  • совершенствование оценки деятельности служащих на основе конкретных результатов их работы и отмена аттестации;
  • внесение на основе оценки других механизмов осуществления службы - назначение следующего этапа по оплате труда, внесение во внутренний резерв кадров, присвоение классных чинов, предоставление возможности для продвижения по служебной лестнице без конкурсного отбора.
  • Расширены функции Совета по Государственной службе.В соответствии с новым законом, Совет будет регулировать вопросы формирования стратегии развития государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также политики муниципальной службы на основе принципа разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, установленных Конституцией.
  • Нынешнее название Совета – Совет по государственной гражданской службе и муниципальной службе, и в его состав, кроме ранее действующих представителей трех ветвей власти, включены и представители органов местного самоуправления. Точнее, включены мэры городов и главы айыл окмоту.
Кроме того, если ранее осуществление единой политики в сфере государственной гражданской службы входило в обязанности статс-секретарей государственных органов, отныне эти же функции обязаны выполнять в органах местного самоуправления руководители аппаратов мэрий и кенешей городов, а также ответственные секретари айыл окмоту. Также предусмотрено создание службы управления персоналом в целях формирования, развития и профессионального совершенствования кадрового потенциала государственного органа, органа местного самоуправления. В связи с ограниченностью штатных единиц в айыл окмоту и городах районного значения, функции по управлению персоналом могут быть переданы в обязанности одному из служащих.В группу административных муниципальных должностей внесена высшая должность. В высшую должность входят вице мэры, руководители аппаратов мэрий и городских кенешей Бишкека и Оша – городов республиканского значения, а также должности глав районных администраций Бишкекской мэрии. Нормы закона позволяют, так же, как и ротация внутри государственного органа или органа местного самоуправления, производить ротацию служащих между двумя службами – государственной гражданской и муниципальной. Необходимо отметить, что в вопросе присвоения муниципальным служащим классных чинов были схожие взгляды, его порядок значительно упрощен.
Согласно прежнему закону, классный чин «муниципальный советник муниципальной службы» по результатам аттестации присуждался муниципальным служащим, занимающим в органах местного самоуправления главную административную должность, Президентом Кыргызской Республики. В эту группу входят 1396 муниципальных служащих, занимающих должности заместителей глав айыл окмоту, ответственных секретарей, вице-мэров, руководителей аппаратов мэрий городов и городских кенешей. С присвоением муниципальным служащим данной категории должностей классных чинов «муниципальный советник муниципальной службы» стало наблюдаться снижение его значимости.Остальным более чем 7590 муниципальным служащим, занимающим старшие и младшие административные муниципальные должности, классные чины «советник муниципальной службы», «инспектор муниципальной службы» присваивались Государственной кадровой службой. Новый закон предусматривает присвоение чина муниципальным служащим на уровне органов местного самоуправления по результатам оценки деятельности муниципальных служащих. Соотношение классных чинов муниципальных служащих приравнено к уровню классных чинов государственных служащих, а также дополнительно внесен чин «младший инспектор муниципальной службы». Вместе с тем, при переходе из государственной службы в муниципальную или из муниципальной в государственную, сохраняется классный чин, соответственно, нет необходимости поднимать вопрос о присвоении соответствующего классного чина при переходе на новую должность.
Внесен ряд изменений в порядок присвоения классных чинов.В связи с тем, что классные чины, присваиваемые муниципальным служащим, приравнены к чинам государственных гражданских служащих, а муниципальные должности стали также делиться на «высшие должности», повышена степень классного чина «муниципальный советник муниципальной службы», теперь она присуждается Президентом Кыргызской Республики 17-ти муниципальным служащим, занимающим высшие административные должности.Классный чин «Советник муниципальной службы» присуждается Государственной кадровой службой более 860-ти муниципальным служащим, занимающим главные административные должности. Главам органов местного самоуправления также оказано доверие присваивать классные чины, теперь они вправе присваивать классные чины более 7800 муниципальным служащим, занимающим старшие и младшие административные должности. Лишение классного чина или понижение в классном чине производится должностным лицом, присвоившим чин. Размер оклада за классный чин определяется в соответствии с размером оклада за классный чин государственных служащих. Резерв кадров состоит из национального и внутреннего резервов. Национальный резерв формируется уполномоченным государственным органом. Внутренний резерв формирует глава органа местного самоуправления.
Главные особенности формирования резерва - национальный резерв состоит из кандидатов на высшую и главную должности, а внутренний резерв - из кандидатов на старшую, младшую, а также другие должности. По результатам оценки, кандидатуры служащих, занимающих в соответствующих органах административные должности, дополнительно предлагаются во внутренний резерв.В прежнем законе вступление в должность вице-мэров городов, глав айылов (староста) вызывало много споров. Так как обе должности являются административными муниципальными и, несмотря на то, что необходим конкурсный отбор, имеющиеся в законе противоречия относительно назначения вице-мэров на основании согласия депутатов кенеша, а глав айыла – с согласия жителей села, порядок вступления в должность был значительно усложненным. В принятом законе установлен особый (внеконкурсный) порядок для поступления в должность вице-мэров, глав айылов наряду с лицами, занимающими патронатные должности. В результате:
 
  • мэры городов республиканского значения назначают вице-мэров, глав районных администраций г.Бишкека;
  • мэры городов – вице-мэров;
  •  главы айыл окмоту – с согласия собрания сельских жителей – главу айыла.
Здесь необходимо отметить, что утверждение мэров городов и глав айыл окмоту – лишь после получения согласия со стороны депутатов местного кенеша, отбор вице-мэров и глав айылов из числа профессиональных кадров, отвечающих квалификационным требованиям, открывает хорошие возможности для своевременного и качественного решения задач, поставленных местным кенешем перед мэрией и айыл окмоту. Внесение в данную категорию глав айылов (староста) является требованием времени. Потому что, по состоянию на 1 сентября 2016 года, по республике из 1243-х глав айылов 962, или 77,3 процента, являются специалистами со средним специальным и средним образованием. Как всем известно, начиная с февраля 2013 года, аттестация муниципальных служащих и конкурсный отбор производился на основе компьютерного тестирования. Однако многие главы айылов, которые имеют достаточный опыт работы и пользуются уважением, почетом среди местного населения, не смогли сдать тест и, соответственно, им не удалось пройти конкурс. В связи с этим от органов местного самоуправления, общественности и депутатов стали поступать обращения с просьбой предусмотреть более облегченные испытания для кадров, успешно работающих с местным населением, которые хорошо наладили общественную работу, однако в силу недостаточности знаний и навыков, не могут сдать тест. Поэтому данный вопрос включен в 2 статью закона.Несмотря на поступление на должность во внеконкурсном порядке, главы айылов обеспечиваются всеми социальными гарантиями и компенсациями в полном размере, предусмотренными для государственных и муниципальных служащих. Самое главное, при поступлении на должность в особом порядке создаются условия, необходимые для того, чтобs удержать высокий уровень.     
Для служащего, впервые поступающего на муниципальную должность, раньше не предусматривалось принятие присяги, отныне, в рамках данного закона, он обязан дать письменную присягу. Если раньше для служащего, впервые поступающего на муниципальную должность, предусматривалось 3 месяца испытательного срока, то сейчас испытательный срок в 3 месяца может быть установлен руководителем государственного органа, органа местного самоуправления при поступлении на службу лиц, имеющих стаж работы на государственной или муниципальной службе.
Служащему, при замещении временно отсутствующего на рабочем месте служащего, несмотря на выполнение всех его функциональных обязанностей, не предусматривались соответствующая оплата труда, социальные гарантии и компенсации.Данный пробел восполнен новым законом.Так, трудовая деятельность по замещению временно отсутствующего служащего засчитывается в стаж государственной и муниципальной службы, а при наличии классного чина и выслуги лет выплачиваются соответствующие надбавки.Оценка деятельности муниципальных служащих раньше регулировалась постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 июня 2013 года, № 383 «О мерах по совершенствованию системы оплаты труда государственных и му ниципальных служащих Кыргызской Республики на 2013-2020 годы». Теперь оценка деятельности служащих должна осуществляться в рамках нового закона. В нем расширены предложения, принимающиеся по результатам оценки, на основе которых:
 
  • определяется соответствие или несоответствие занимаемой должности;
  • вносится предложение о продвижении или понижении в должности;
  • вносится предложение о ротации служащего, рекомендуется для присвоения классного чина и для включения во внутренний резерв кадров.
В связи с годовой оценкой деятельности муниципальных служащих, аттестация муниципальных служащих не проводится. При стаже работы на государственной и муниципальной службе по совокупности более 20 лет оплачиваемый отпуск увеличивается на 8 календарных дней. В соответствии с Указом Президента КР «О вопросах совершенствования системы обучения государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики» от 12 июля 2013 года, № 162, была введена система переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в соответствии с госзаказом. В этом направлении законом определен порядок переподготовки муниципальных служащих не позднее трех месяцев со дня вступления в должность, а также о повышении квалификации в рамках нескольких должностей не менее одного раза каждые 3 года за счет средств государственного бюджета.В связи с принятием Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», возникла необходимость разработки подзаконных нормативных правовых актов. Государственная кадровая служба в настоящее время работает над этим вопросом. Подзаконные нормативные правовые акты будут регулировать правильное применение закона и окажут содействие в успешном осуществлении муниципальной службы. Надеемся, что в дальнейшем также будет проведена разъяснительная работа по правильному применению принятых нормативных правовых актов.