Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Руководителю муниципалитета: инженером можешь ты не быть, но менеджером быть обязан!

2017-02-11 / Услуги МСУ

В рамках реализации Программы малых грантов Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого Институтом политики развития (Проект ГГПОМСУ), муниципалитеты-победители конкурса 2016 года выполняют или уже выполнили проекты по ремонту социальной инфраструктуры и улучшению условий по предоставлению населению услуг в рамках вопросов местного значения. Султан МАЙРАМБЕКОВ, специалист по грантам Проекта ГГПОМСУБП

В процессе реализации проектов муниципалитеты сталкиваются с рядом нерешенных проблем, включая отсутствие профессиональных специалистов – технического эксперта, специалиста по техническому надзору, сметчика, инженера. На конкурс от муниципалитетов поступают проекты разного направления, включающие строительство и ремонт зданий, сооружений, ремонт водопроводной системы, установку уличного освещения, строительство линии электропередачи, ремонт внутренних дорог и т.д. Выполнение всех этих проектов требует большого объема специфических, часто технических знаний, которых у органов МСУ явно не хватает. Вот распространенная жалоба руководителя органа МСУ: «Одним из приоритетов нашего местного сообщества является проблема питьевой воды в селе, мы наняли сметчика, который сделал все расчеты по проекту питьевой воды, после мы провели конкурс на закупку работ по ремонту водопроводной системы в селе, выбрали подрядчика.
Подрядчик начал ремонтные работы, но в процессе заявляет, что смета проекта составлена неправильно, проводить работы по смете неэффективно, надо провести другие виды работ, которые требуют дополнительного финансирования. В результате у нас не хватает средств, наш проект выходит за рамки запланированного финансирования. Как быть и что делать?». Распространенность приведенного примера характеризует остроту важнейшей проблемы управления проектами – неправильно рассчитанной сметы проекта, отсутствия на местах сметчиков- профессионалов. Но есть и другая сторона медали: сколько специалистов, столько же и мнений, разные сметчики дают разные сметы – кому в этой ситуации верить? Практика показывает, что не все сметчики добросовестно относятся к своим обязанностям. Выявились случаи, когда сметчик, нанятый муниципалитетом, вообще не видел объекта (не выезжал на объект), по которому составлял смету, работал согласно дефектному акту, составленному комиссией, состоящей из непрофессионалов. В результате смета проекта получилась «сырой» или с завышенным (заниженным) объемом работ.
В этом случае можно рекомендовать органам МСУ нанимать проверенных специалистов с отзывом об их работах.При этом в договоре о сотрудничестве нужно прописывать ответственность стороны (сметчика) в случае внесения изменения в смету проекта и ответственность за проведение технической экспертизы в Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики. Согласно требованиям Стандартной конкурсной документации на закупку работ одноэтапным, двухэтапным и упрощенными методами, утвержденной приказом Министерства финансов КР от 14 октября 2015 года, N 175-п: «Закупающая организация до проведения конкурса на строительные работы должна иметь разработанную проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в уполномоченном органе по строительству, и документы на участок. Проектно-сметная документация должна быть разработана с учетом строительных норм и правил (СНиП), в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Ре-спублики.Применение СНиПов нужно, в том числе и для определения бюджета строительства». Определенная ответственность должна быть возложена и на технических экспертов, нанятых муниципалитетами и ответственных за соблюдение строительных норм и правил (СНиП), в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики к процессу строительно-ремонтных работ.
Это еще одна «головная боль» для руководителей муниципалитетов, так как найти специалиста по техническому надзору с соответствующей квалификацией и специализацией трудно – на местах налицо дефицит таких специалистов, в результате часто приходится нанимать того, кто есть под рукой, не глядя на опыт и квалификацию. Практика показывает, что нанятые муниципалитетами специалисты по техническому надзору не всегда выполняют свои обязанности на должном уровне качества, о чем свидетельствуют результаты внешней экспертизы, проведенной Проектом ГГПОМСУ «поверх» технадзора, заказанного и оплаченного муниципалитетами (см. таблицу). Проект ГГПОМСУ оказывает техническую помощь муниципалитетам-грантополучателям в виде консультаций технических экспертов по разработке смет и техническому надзору при реализации проектов.
Технические эксперты, нанятые Проектом ГГПОМСУ, помогали муниципалитетам в корректировке смет проектов, наблюдали за качеством выполнения строительно-ремонтных работ подрядными организациями и предоставляли свои рекомендации заказчикам-муниципалитетам. Из приведенных выше примеров видно, что муниципалитетам не всегда попадаются профессиональные и добросовестные подрядчики. Некоторые из них создают определенные сложности и так в непростой ситуации выполнения строительно ремонтныхработ. Для решения проблемы органы МСУ при проведении конкурсных закупок особое внимание должны уделять квалификационным требованиям к подрядной организации, чтобы выбрать из всех претендентов подрядчика с хорошим опытом, профессиональными специалистами и с соответствующей технической базой. В результате работы Проекта ГГПОМСУ по Программе малых грантов, можно сделать следующие выводы:
 
  • много лишнего времени затрачивается на получение разрешительных документов по проекту;
  • слабая связь органов МСУ с организациями,выдающими разрешительные документы;
  • на местах недостаточно качественно предоставляется услуга по разработке проектносметной документации на строительные работы, не хватает соответствующих специалистов с опытом работы, недостаточно организаций, качественно предоставляющих данную услугу.
Еще одна проблема – несоблюдение техники безопасности как строителями, так и бенефициарами. Для решения данной проблемы органам местного самоуправления рекомендуется при реализации проектов по строительно-ремонтным работам все документы привести в соответствие с требованиями «Сборника типовых инструкций по охране труда и технике безопасности для работников строительных профессий», утвержденными приказом Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по архитектуре и строительству от 13 ноября 2000 года, № 112. Практика показала, что в отраслевом отношении множество трудностей возникает с проектами, связанными с электроэнергией. При выборе проекта по строительству новых линий электропередачи и установкие уличного освещения, рекомендуется использовать следующий перечень необходимых разрешительных документов.
 
  • Акт обследования земельного участка с подписями органов РайСЭС (районной санитарной эпидемиологической станции), РУГИЭТБ (Региональное управление государственной инспекции по экологической и технической безопасности), РЭС, РУАС.
  • Топографическая съемка объекта.
  •  Утвержденные сметы и проектная часть объекта в РУАС (Районном управлении архитектуры и строительства).
  • Техническое заключение – экспертиза от Государственного агентства архитектуры,строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики.
  • Технические условия РЭС (Районные электрические сети).
  • Инженерно-технические условия от РУАС.
  • Акт обследования от РЭС и наряд на включение и отключение электрической установки потребителя.
  • Наряд-разрешение от РУГИЭТБ.
  • В случае строительства новых объектов и сооружений любого назначения следует иметь следующий перечень необходимых разрешительных документов:
  • Правоустанавливающий документ на предполагаемый земельный участок.
  • Топографическую съемку объекта.
  • Разработку эскизного проекта предполагаемого объекта.
  • АПУ (архитектурно-планировочные условия), если объект небольшой, ИТУ (инженернотехнические условия) или ИТЗ (инженернотехническое задание) от РУАС.
  • ПСД (Проектно-сметная документация).
  • Согласование и утверждение ПСД с РУАС, СЭС.
  • Техническое заключение – экспертизу от Государственного агентства архитектуры,строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики.
  • Технические условия РЭС (Районные электрические сети).
  • Регистрацию объекта в РУГИЭТБ.
  • Разрешение на строительство от РУАС и РУГИЭТБ.
В рамках существующего законодательства Кыргызской Республики, на органы местного самоуправления и их руководителей возложеныобязанности по решению дел местного значения плюс делегированные государственные полномочия. Это говорит о том, что на местах руководители муниципалитетов занимаются, по сути, всем и вся. В одном человеке совместить все профессии и специальности невозможно. Руководители муниципалитетов – не инженеры, но они должны быть менеджерами, чтобы привлекать специалистов из разных профессиональных областей и организовывать работу по предоставлению качественной услуги местному сообществу.
Название
проекта
«Здоровое питание – залог хорошей учебы» (ремонт и закупка нового
оборудования для школьной столовой)
Проблема №1 Отсутствуют однолинейные схемы электроснабжения столовой
Рекомендации
Согласно ПТЭ (правила технической эксплуатации) и ПТБ (правила технической
безопасности) электроустановок потребителей ( Глава Э1.4., Э1.4.6., Э1.4.7.),
утвержденным Министерством промышленности, энергетики и топливных
ресурсов КР от 21.06.2007 г., №55, применять: предохранители типа ПР-2 и ПН-
2, автоматические выключатели типа ВА 47-29, ВА 47-63, ВА 53-41 с тепловым и
электромагнитными расцепителями и магнитными пускателями или контакторами
с тепловым реле. Составить однолинейную схему электроснабжения столовой, с
описанием спецификации оборудования. Получить ТУ (технические условия) от РЭС
на подключение
Проблема №2 
Питающий электрический кабель кухонного оборудования, поступающий в ВРУ-1
школы, не соответствует сечению (16 мм) токовой нагрузки и мощности кухонного
оборудования. Так как общая расчетная мощность кухни составляет Р=58 кВт, ток
нагрузки равен I=120 А, сечение кабеля должно быть равно не менее 50 мм
Рекомендация
Заменить питающий кабель кухонного оборудования, сечением 16 мм, идущий из
подвала школы ВРУ-1, на кабель, сечением не менее 50 мм марки АВВГ 3х50 + 1х35
мм.
Проверить контур заземления и сопротивления изоляции проводников
Название
проекта
«Установка уличного освещения в селе Дмитриевка»
Проблема
В смете проекта не внесено количество оборудования и материалов, отсутствует
спецификация (модель, тип) оборудования и материалов, не указаны НДС и НсП
Рекомендации В смете проекта дополнить данные по количеству оборудования и материалов, указать модель и тип оборудования и материалов, указать НДС и НсП
Название
проекта
«Замена кровли и ремонт Дома культуры»
Проблема №1
Отсутствие должного контроля со стороны руководства компании за качеством работ
на объекте. Отсутствие квалифицированных специалистов и инженерно-технических
работников
Рекомендации
Инженер технического надзора со стороны заказчика должен контролировать
выполнение ремонтно-строительных работ на объекте. В случае выполнения работ
неудовлетворительного качества, работы необходимо остановить и переделать. Все
расходы в этом случае должна нести подрядная компания. Руководителя подрядной
компании необходимо уведомить о том, что за ненадлежащее исполнение договорных
обязательств к компании будут применены штрафные санкции
Проблема №2
Высотные работы проводятся без страховочных поясов. Строительные леса
прикреплены к стене старым электрическим проводом. Качество кровельных работ
неудовлетворительное, ввиду отсутствия квалифицированных специалистов. Журнал
по технике безопасности не заполнен, отсутствует подпись ответственного лица,
проводившего инструктаж. Электрические приборы не соответствуют требованиям
безопасности. Соединение удлинителей в розетки производится оголенными
проводами
Рекомендации
Привести в соответствие всю документацию на объекте. Запретить использовать
электрические провода с оголенными участками. Произвести замену всех примыканий
вентиляционных шахт с кровлей. Выполнить отбортовку вдоль парапетных стен
кровли из оцинкованных стальных листов. Электромонтажные работы следует
выполнять квалифицированным специалистам
Название
проекта
«Ремонт здания ГСВ»
Проблема
Газосварочные работы по замене отопительной системы велись с нарушениями
правил пожарной безопасности. Во всех помещениях наблюдаются следы гари на
стенах и полах. Не установлены на место чугунные отопительные приборы
Рекомендации
Необходимо прокладывать защитный несгораемый экран между свариваемыми
трубами и деревянными полами. Рабочих необходимо обеспечить первичными
средствами пожаротушения. Демонтированные деревянные оконные блоки
складированы в коридоре, их необходимо вывести из здания
Название
проекта
«Дети - наше будущее», проект по ремонту школы
Проблема
Установлен новый козырек по металлическим арочным фермам. Кровельный
материал козырька – крашеный профлист. Кровельные работы выполнены грубо и
неаккуратно. Монтаж профлистов произведен неровно. Вся поверхность кровли во
вмятинах
Рекомендации
Необходимо устранить неровности кровли козырька. Необходимо срезать
выступающие профильные металлические трубы козырька. Во время строительно-
монтажных работ в здании школы необходимо огораживать рабочие зоны, согласно
существующим требованиям

 

 
 

Похожие материалы: