Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О проверках органов МСУ

2017-03-10 / Новости Законодательства

РЕШЕНИЕ Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебноправовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша от 31 января 2017 года «О контроле исполнения Закона Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления» от 31 марта 2016 года, № 32

Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша (далее - Комитет), в соответствии с предложением депутата Жогорку Кенеша - члена Комитета К.С. БОКОЕВА, руководствуясь частью 2 статьи 76 Конституции Кыргызской Республики, статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кене-шем Кыргызской Республики» и статьей 114 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в целях реализации контрольных функций по проведению в жизнь законов и решений, принятых Жогорку Кенешем, рассмотрев информацию Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство) и Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики (далее - Генеральная прокуратура) «Об исполнении Закона Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления», отмечает следующее. Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления» (далее - Закон) принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) 18 февраля 2016 года, подписан Президентом Кыргызской Республики (далее - Президент) 31 марта 2016 года, опубликован в газете «Эркин Тоо» 13 апреля 2016 года за № 31 и вступил в юридическую силу 24 апреля 2016 года. Частью 2 статьи 28 указанного Закона Правительству было поручено: - в течение одного месяца со дня вступления в силу Закона внести в установленном порядке в Жогорку Кенеш для утверждения:
 
  • перечень государственных органов, уполномоченных осуществлять плановую и внеплановую проверки, контрольную проверку и перепроверку деятельности органов местного самоуправления;
  • перечень государственных органов, уполномоченных осуществлять внеплановую проверку, контрольную проверку и перепроверку деятельности органов местного самоуправления.

Также поручено Правительству и соответствующим уполномоченным государственным органам со дня вступления в силу Закона:

  • привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
  • принять иные нормативные правовые акты, необходимые для исполнения настоящего Закона.

Кроме того, частью 4 вышеназванного Закона Генеральной прокуратуре поручено в течение одного месяца со дня вступления в силу Закона:

  • разработать механизм согласования плановых и внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления;
  • принять порядок ведения органами прокуратуры единого учета всех видов проверок деятельности органов местного самоуправления.
В этой связи Правительством за подписью вице-премьер-министра Ж.П. РАЗАКОВА (вход. № 6-1847/17 от 25.01.2017 г.) и Генеральной прокуратурой за подписью первого заместителя Генерального прокурора К.ТОКТОГУЛОВА (вход. № 6-1893/17 от 26.01.2017 г.) предоставлена информация об исполнении вышеназванного Закона. Комитет, проанализировав исполнение Правительством и Генеральной прокуратурой положений рассматриваемого Закона, отмечает, что данными органами и их должностными лицами несвоевременно обеспечено исполнение частей 2, 3 и 4 статьи 28 Закона, что привело к приостановке проведения в жизнь большинства положений Закона. Так, согласно информации Правительства, в целях реализации части 3 статьи 15 упомянутого Закона, принято постановление Правительства «Об утверждении формы книги учета проверок и порядка регистрации в книге учета проверок» от 15.07.2016 года, № 398.
Относительно исполнения части 2 статьи 28 Закона Правительство сообщает, что Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве (далее - ГАМСУМО) разработан проект постановления Правительства «Об одобрении перечня уполномоченных государственных органов, имеющих право на проведение проверок деятельности органов местного самоуправления». В ходе согласования вышеуказанного проекта постановления Правительства с Генеральной прокуратурой представлено предложение о приостановлении разработки данного документа до завершения работы межведомственной рабочей группы по разработке проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в законодательные акты, предусматривающие правовую защиту субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления от необоснованных проверок их деятельности правоохранительными и налоговыми органами, образованной распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики (далее - Премьер-министр) от 4 апреля 2016 года, № 154.
Данное обстоятельство привело к приостановлению исполнения Закона. Кроме этого, 20 июня 2016 года под председательством Премьер-министра проведено рабочее совещание с участием руководителей правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры и других заинтересованных государственных органов, на котором также было высказано мнение о принятии решения по итогам работы межведомственной рабочей группы. В этой связи Комитет отмечает, что, согласно части 1 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», нормативные правовые акты действуют на всей территории Кыргызской Республики со дня вступления их в силу и подлежат исполнению. При этом частями 3 и 4 статьи 9 данного Закона срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его отдельного структурного элемента. Действие нормативного правового акта или его отдельного структурного элемента может быть приостановлено на определенный срок. Приостановление действия нормативного правового актаили его отдельного структурного элемента осуществляется отдельным нормативным правовымактом, органом, принявшим этот акт, либо иным уполномоченным на то органом.
Указанный Закон был принят Жогорку Кенешем, соответственно, приостановление его действия в целом или отдельного структурного элемента должно осуществляться Жогорку Кенешем. Однако Правительством с 20 июня 2016 года по настоящее время на рассмотрение Жогорку Кенеша не был внесен соответствующий проект закона о приостановлении действия Закона. Таким образом, Комитет приходит к выводу о том, что ни Правительство, ни Генеральная прокуратура не имели права осуществлять действия, не входящие в их полномочия, следовательно, рассматриваемый Закон подлежал полному исполнению со стороны Правительства и Генеральной прокуратуры. Вместе с тем Правительством отмечено, что, согласно Конституции, определен исчерпывающий перечень полномочий Жогорку Кенеша, который не содержит полномочия по утверждению перечней уполномоченных государственных органов, имеющих право на проведение проверок деятельности органов местного самоуправления. Комитет обращает внимание на то, что, согласно постановлению Правительства «Об одобренииПеречня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 21.07.2016 года, № 411, одобрен Перечень уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, который внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша для утверждения (утвержден постановлением Жогорку Кенеша от 10.11.2016 г., № 1057-VI).
Данное полномочие Жогорку Кенеша вытекает из статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства». В связи с чем Комитету не понятна позиция Правительства, которое по двум одинаковым вопросам применяет двойные стандарты. Кроме того, информация Правительства содержит сведения о проведенных соответствующими государственными органами региональных встреч по разъяснению требований нормативных правовых актов в области проверок органов местного самоуправления в августе 2016 года, по итогам которых полномочным представителям Правительства в областях, местным государственным администрациям, мэриям городов были даны рекомендации для принятия к руководству вышеназванногоЗакона. В свою очередь, в соответствии с информацией Генеральной прокуратуры, на сегодняшний день перечень государственных органов, уполномоченных осуществлять проверку деятельности органов местного самоуправления в установленном порядке, не внесен Правительством на утверждение Жогорку Кенешем, поскольку проект постановления Правительства об утверждении перечня, разработанный ГАМСУМО, не был поддержан Генеральной прокуратурой.
Касательно исполнения части 4 статьи 28 рассматриваемого Закона, Генеральной прокуратурой разработан проект приказа, предусматривающий механизм согласования проверок и порядок ведения единого учета проверок органов местного самоуправления, который после разработки перечня и утверждения уполномоченных государственных органов будет согласован с соответствующими государственными органами. Вместе с тем Генеральная прокуратура и Правительство сообщили о том, что 15 марта 2016 года Президентом за № 58 подписан Указ «О дополнительных мерах по правовой защите субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления при проверке их деятельности правоохранительными и налоговыми органами».
В рамках реализации обозначенного Указа, 27 июля 2016 года Правительством принято Постановление за № 417 «Об утверждении Временных правил регистрации проверок, проводимых правоохранительными и налоговыми органами в отношении субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления».Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов, Генеральной прокуратурой издан приказ за № 35 от 1 августа 2016 года «О порядке регистрации (учете) актов правоохранительных и налоговых органов о проверке деятельности субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления органами прокуратуры», который направлен в нижестоящие прокуратуры.Однако Комитет отмечает, что принятие Генеральной прокуратурой вышеуказанного приказа не привело к своевременному исполнению статей 19 и 20 рассматриваемого Закона, согласно которым на:
 
  • Генеральную прокуратуру возложены функции согласования ежегодных планов уполномоченных государственных органов по осуществлению плановых проверок деятельности органов местного самоуправления;
  • территориальные подразделения органовпрокуратуры возложены функции согласования внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления, проводимых уполномоченными государственными органами, а также введение единого учета всех видов проверок, осуществляемых уполномоченными государственными органами.
Между тем Комитет отмечает, что, согласно пункту 1 части 1 статьи 88 Конституции, основное назначение Правительства – организация практического исполнения Конституции и законов государства в процессе управленческой деятельности,направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения, в том числе членов местных сообществ и органов МСУ. В свою очередь неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами своих функциональных обязанностей или их бездействия могут повлечь нарушение прав и законных интересов членов местных сообществ и органов МСУ. В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики», невыполнение или нарушение требований законов влечет предусмотренную действующим законодательством Кыргызской Республики уголовную, административную, гражданскую и дисциплинарную ответственность.
Несмотря на установленные законодательством полномочия по надзору за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти и их должностными лицами, органы прокуратуры не принимают достаточных мер по фактам нарушений либо невыполнений законов, в том числе о возбуждении производства об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном статьями 400 и 556-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности. Вместе с тем Комитет подчеркивает, что в последние 3 года первые лица исполнительной власти на заседаниях комитетов и Жогорку Кенеша на поднятые вопросы депутатов Жогорку Кенеша о рассмотрении персональной ответственности руководителей министерств и ведомств Кыргызской Республики за несвоевременное исполнение и ненадлежащее выполнение положений законов и решений, принятых Жогорку Кенешем, чаще всего приводили аргумент о том, что руководители министерств и ведомств, к которым отнесены испол- нения тех или иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, были назначены недавно.
Однако Комитет считает данный аргумент несостоятельным, поскольку в министерствах и ведомствах Кыргызской Республики, кроме министров, председателей государственных комитетов, государственных служб, фондов, государственных инспекций, директоров государственных агентств, имеются их заместители, статс-секретари, которые на протяжении долгого времени (3-5 лет) работают на данных должностях и, согласно распределению обязанностей по курируемым направлениям, они также должны нести персональную ответственность за несвоевременное исполнение и ненадлежащее выполнение положений законов и решений, принятых Жогорку Кенешем. Кроме того, Комитет считает целесообразным рекомендовать Генеральному прокурору Кыргызской Республики, в соответствии с положениями законов Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» и «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», рассмотреть дисциплинарную ответственность прокуроров Генеральной прокуратуры за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, приведших к несвоевременному исполнению статей 19 и 20 рассматриваемого Закона. На основании вышеизложенного, Комитет приходит к следующему решению:
 
  • отметить то, что Правительством Кыргызской Республики и Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики не обеспечено исполнение пункта 5 статьи 3, части 1 статьи 7, статей 19 и 20, частей 2, 3 и 4 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления», что привело к неисполнению большинства положений Закона;
  •  Премьер-министру Кыргызской Республики на основании пунктов 17, 25 и 26 части 2 статьи 18 и пункта 9 части 1 статьи 22 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» рассмотреть персональную дисциплинарную ответственность министров, председателей государственных комитетов, государственных служб, фондов, государственных инспекций, директоров государственных агентств, их заместителей и статс-секретарей, вплоть до освобождения от занимаемых должностей, за неисполнение соответствующих положений упомянутого Закона;
  • Генеральному прокурору Кыргызской Республики, согласно пункту 1 части 1 статьи 12, статьи 49 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» и статей 33, 34 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»,рассмотреть дисциплинарную ответственность прокуроров Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики за несвоевременное и неполное исполнение положений рассматриваемого Закона;
  • Премьер-министру и Генеральному прокурору Кыргызской Республики проинформировать Комитет в течение одного месяца со дня принятия данного Решения об итогах принятых решений по исполнению пунктов 2 и 3 резолютивной части данного Решения;

копию настоящего Решения Комитета направить:

  • в Координационный совет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для включения в проект повестки дня Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
  • Премьер-министру Кыргызской Республики и Генеральному прокурору Кыргызской Республики для исполнения.