Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
От инфраструктуры к услуге
Рубрика подготовлена Нурбеком ИМАКЕЕВЫМ, менеджером по работе на местном уровне Проекта УУМУ, ИПР
В рамках Проекта УУМУ реализуется грантовая программа, нацеленная на повышение качества и доступа к услугам, оказываемым на уровне муниципалитетов.
Грантовый конкурс проходил в три этапа. Первый этап состоялся в 2016 году для четырнадцати айылных аймаков, в апреле 2017 года состоялся второй этап для шестнадцати муниципалитетов, затем в мае 2017 года был проведен конкурс на лучшие планы действий по улучшению услуг в рамках межмуниципального сотрудничества. Всего в грантовой программе приняли участие 30 муниципалитетов, которые представили на конкурс 56 планов действий по улучшению услуг (ПДУУ).
По результатам конкурса было поддержано 36 ПДУУ на общую сумму 91 784 715 сомов. Нужно отметить, что если по условиям конкурса требовался собственный вклад в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы, то по отобранным ПДУУ собственный вклад сообщества, включая вклад партнеров, составил 28 070 114 сомов или чуть более 30%. Готовность вносить свой вклад показывает актуальность и необходимость отобранных приоритетных услуг, которые нужны жителям муниципалитетов.
Услуги, которые подготовили рабочие группы ПДУУ, отражают муниципальные услуги, услуги в рамках вопросов местного значения, прописанных в Законе КР «О местном самоуправлении», и делегированные государственные услуги. Распределение услуг по секторам представлено в диаграмме на стр. 3.
Главной отличительной особенностью подхода Проекта УУМУ к грантовой программе является то, что основной упор делается не на инфраструктуру, а на организацию качественной, доступной и устойчивой услуги. Взять, например, ПДУУ по чистой питьевой воде. Здесь, помимо организации доставки воды до потребителя, велась большая работа по расчету себестоимости услуги, утверждению тарифов на воду и субсидий из местного бюджета, которые позволят поставщику услуги непрерывно и качественно оказывать эту услугу. Также устанавливаются требования к самим поставщикам услуг по улучшению своей деятельности. Внедрение водомеров позволяет не только экономить ресурсы, но и обеспечивает доставку воды до верхних зон, где ранее не хватало давления воды.
По мнению члена грантового комитета, представителя Союза МСУ Бубусары АЛДАКУЛОВОЙ, инновационным подходом грантовой программы стало то, что ПДУУ ставит целью не ремонт или обновление инфраструктуры, а целостную услугу, чтобы в последующем она была устойчивой и качественной.
В то же время большое значение Проект УУМУ придает доступу к услугам уязвимых групп. Для этого, в первую очередь, при отборе приоритетов обязательно учитывалось мнение уязвимых. Также учитывались и физические характеристики – пандусы, подъездные пути; и финансовая доступность – включение в тарифную политику льгот и скидок для наиболее уязвимых групп.
Так, например, в Джеты-Огузском и Бостеринском айылных аймаках были поддержаны планы действий по улучшению услуг по организации коррекционных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данных ПДУУ дети получат возможность пройти начальную школу для последующего инклюзивного образования.
Еще одна особенность Грантовой программы – это гранты технической помощи, которые выдавались каждому из тридцати муниципалитетов на подготовку ПДУУ. В рамках грантов технической помощи муниципалитеты готовили проектно-сметную документацию, нанимали юристов, экспертов и консультантов для оптимизации управления услугами. В качестве дополнительного воздействия Проекта можно отметить тот факт, что многие из ПДУУ, подготовленные в рамках Проекта, но не прошедшие конкурсный отбор, получили финансирование из других источников.
Необходимо отметить и трудности, с которыми столкнулись муниципалитеты при подготовке и реализации ПДУУ. В первую очередь, это трудности при расчете стоимости услуг – отсутствие нормативной методической базы по определению стоимости единицы услуги. В настоящее время Проект поддерживает усилия соответствующих государственных ведомств по утверждению таких методик.
Во-вторых, это обновленный метод расчета строительных смет – переход на сомовое исчисление, утвержденный Госархстроем в сентябре 2016 года, но при этом методика расчета смет была представлена только в январе 2017 года. Это вызвало небольшую задержку при подготовке проектно- сметной документации, а впоследствии и при проведении тендерных процедур.
Примечательно, что Проект – один из немногих, который грантовые средства направляет в местный бюджет и при этом соблюдает процедуры государственных закупок.
В отношении государственных закупок следует отметить, что не во всех муниципалитетах сертифицированные специалисты по закупкам своевременно прошли переобучение, из-за чего процедуры закупок также растянулись во времени, проводились повторные тендеры, чтобы ускорить процесс, Проект УУМУ нанял высокопрофессионального эксперта по государственным закупкам, который консультирует муниципалитеты, чтобы средства использовались эффективно, экономно и в разумные временные рамки.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти