Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Прогресс в разработке и внедрении Стратегии организации услуг в 16 пилотных ОМСУ Проекта USAID «Успешный аймак»
Рубрика подготовлена Проектом USAID «Успешный аймак»
Внедрение Стратегии – это многоступенчатый процесс, направленный на определение приоритетных услуг и разработку четкого плана действий по их улучшению. Разработка Стратегии основывается на активном участии органов МСУ и общественности. Проект USAID «Успешный аймак» тесно работает с пилотными ОМСУ по внедрению Стратегий организации услуг. Первым шагом в этом процессе было формирование рабочих комиссий во всех пилотных МСУ, ответственных за эффективную организацию услуг с учетом интересов всех слоев населения. Рабочие комиссии состоят из глав или заместителей глав айыл окмоту, депутатов айылного кенеша, представителей НПО и общественных организаций, предпринимателей, специалистов аппарата муниципалитета и местных активистов, представляющих интересы разных групп населения. В целом, в состав каждой рабочей комиссии вошли 11 человек, а женщины и представители национальных меньшинств и лица с инвалидностью составили не менее 50%.
Бешик-Жонский АА |
Организация ремонта внутренних дорог
Улучшение благоустройства аймака: установка арки (стеллы) на дороге
Бишкек-Ош
|
Моголский АА |
Организация сбора, вывоза и утилизации ТБО
Организация ремонта внутренних дорог
|
Багышский АА |
Ремонт внутренних дорог
Организация освещения улиц
|
Ленинский АА |
Организация услуг кружковой деятельности
Организация услуг по развитию дошкольного образования
|
Кок-Артский АА |
Обеспечение питьевой водой
Организация ремонта внутренних дорог
|
Курманбекский АА |
Организация спортивного досуга
Организация услуг по развитию дошкольного образования
|
Барпинский АА |
Организация подачи питьевой воды в отдаленные села
Организация сбора, вывоза и утилизации ТБО
|
Ырысский АА |
Организация сбора, вывоза и утилизации ТБО
Организация подачи питьевой воды населению
|
Первым делом рабочие комиссии приступили к отбору приоритетной услуги. Рабочая комиссия оценивала услуги по нескольким критериям. Услуга должна была находиться в компетенции органа МСУ, отражать программу или план социально-экономического развития МСУ
и не быть предметом деятельности других донорских проектов. Кроме того, услуга должна была быть действующей, но оказываемой на недостаточно удовлетворительном уровне. Последним критерием была возможность улучшения услуги в течение полугода. Консультанты Проекта USAID «Успешный ай-мак» провели встречи с каждой рабочей комиссией, объяснили цели и выгоды от внедрения Стратегии организации услуг, помогли определить одну или две приоритетные услуги и провели анализ предстоящих действий для улучшения данной услуги. Рабочие комиссии в пилотных ОМСУ выбрали следующие услуги (см. Табл)
Для укрепления потенциала рабочих комиссий Проект USAID «Успешный аймак» в течение нескольких месяцев организовал тренинги для членов рабочих комиссий по вопросам бюджетирования, планирования, управления и установления надзора за предоставляемыми услугами. Тренинги проходили в интерактивной форме с использованием мини лекций, обсуждений в малых группах и презентаций. Эксперты Проекта представили государственную политику в области услуг, анализ текущей ситуации и нормативно-правовой базы. Были рассмотрены новые методы управления услугой, позволяющие переключить внимание от инфраструктурных инвестиций к организации устойчивой и качественной системы услуг. Участники также узнали об основах концепции государственных и муниципальных услуг. Эксперты подчеркнули важность понимания того, что государственные и муниципальные услуги должны всецело отвечать запросам, потребностям, правам граждан и юридических лиц, определенных законодательством Кыргызской Республики. В малых группах члены рабочей комиссии классифицировали выбранные приоритетные услуги, определили методы организации услуг, стандарты предоставления услуг и методы расчета стоимости услуг. Также они обсудили важность проведения общественных слушаний, описали критерии отбора поставщиков услуг вместе с разработкой технического задания и определили методы финансирования услуг.
***
«Несмотря на то, что с 2008 года поднимались вопросы о качестве оказываемых услуг, все встречи и документы носили поверхностный характер и не приводили к каким либо зримым результатам. С началом Проекта USAID «Успешный аймак» мы узнали о Стратегии организации услуг. Сначала я отнесся к Проекту и Стратегии довольно скептически, но по мере разработки Стратегии и участия в тренингах, я понял реалистичность применяемых методов и поставленных целей и, самое главное, свою личную ответственность за реализацию Стратегии», – Айбек САТАРОВ, торага Кок-Артского айылного кенеша.
С помощью полученных навыков рабочие комиссии разработали четкий план действий по улучшению приоритетных услуг. На данном этапе в пилотных муниципалитетах проводятся общественные слушания, на которых рабочие комиссии презентуют местному населению разработанные стратегии организации услуг и проекты бюджета на 2018 год. Общественные слушания послужат рабочим комиссиям и ОМСУ инструментом обратной связи и позволят им начать реализовывать стратегии. Последним шагом перед началом реализации улучшения услуг станут слушания в местных кенешах, где рабочие комиссии и ОМСУ получат окончательное утверждение планов действий.
***
«Наша Стратегия была одобрена на общественных слушаниях 1 августа 2017 года и утверждена местным кенешем на сессии, прошедшей в тот же день. Чтобы организовать услугу должным образом, мы в настоящее время регистрируем муниципальное предприятие. Будет заключен трехсторонний договор между предприятием, айыл окмоту и айылным кенешем, в котором будут оговорены все аспекты функционирования данного предприятия. Стратегия организации услуг позволяет разработать механизм предоставления каждой услуги таким образом, чтобы качественное предоставление услуги было выгодно всем. На данный момент бюджетные предприятия не имеют стимула улучшения качества своих услуг, а население не платит, поскольку не получает качественных услуг. С помощью Стратегии мы меняем сложившуюся ситуацию», – Вахиджон АЛИМЖАНОВ, специалист по инвестициям аппарата Ырысского айыл окмоту.
Пример Дарханского айыл окмоту Благодаря сотрудничеству с Проектом USAID «Успешный аймак», Дарханский айыл окмоту смог в сжатые сроки эффективно организовать услугу, приоритетную для жителей села. Созданная рабочая комиссия выделила услугу по вывозу твердых бытовых отходов. В селе имеется прошедшее государственную регистрацию муниципальное предприятие «Тазалык-Доолот». В его ведении находятся один трактор и один самосвал. На окраине села есть специальная мусорная свалка. Тем не менее, ввиду отсутствия опыта по организации услуги, правильного информирования населения и отсутствия у предприятия средств, данная услуга на протяжении многих лет не оказывалась на должном уровне. В организации услуги айыл окмоту и рабочая комиссия были нацелены на то, чтобы жители села Дархан получили качественную, доступную услугу, соответствующую их ожиданиям. На основе Стратегии организации услуг со стороны айыл окмоту и рабочей комиссии была проделана следующая работа:
- проведена масштабная разъяснительная работа среди населения, после которой в селе вновь избраны 23 квартальных;
- разработаны и утверждены стандарты услуги;
- произведен расчет средств, необходимых для организации услуги по вывозу мусора, и определен тариф в сумме 60 сомов с каждого двора;
- подписан договор между айыл окмоту и муниципальным предприятием «Тазалык-Доолот», составлены абонентские договоры и договоры об эксплуатации муниципального имущества;
- из бюджета айыл окмоту для стартовых работ выделено 500 литров горючего материала.
В селе Дархан проживают всего 1700 семей, 60 семьям, нуждающимся в социальной поддержке, предоставлены льготы. Предусмотрены средства на рентабельность ежемесячно в сумме 19 285 сомов, амортизацию техники – 12 500 сомов, а также заработную плату рабочим
- 5 000 сомов, бухгалтеру – 5 500 сомов, руководителю – 7 000 сомов;
- вывоз мусора теперь осуществляется 2 раза в месяц, по субботам и воскресеньям;
- создана комиссия по мониторингу и оценке, в состав которой вошли депутаты, представители общественности, женских и молодежных организаций, а также члены судов аксакалов. Реализация услуги по вывозу твердых бытовых отходов началась 29 июля 2017 года с улицы Толукбай в селе Дархан.
***
Турусбек ата, аксакал села: «В нашем селе начата хорошая работа. Проблема вывоза мусора в течение многих лет оставалась нерешенной. Теперь будет все иначе. Желаю успеха, пусть в нашем селе царит чистота! Хочу от имени всего населения села выразить огромную благодарность айыл окмоту, айылному кенешу и Проекту USAID «Успешный аймак». Народ всегда на стороне благих начинаний!».
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Сотрудники муниципальных предприятий: новые условия работы требуют большого объема знаний
-
№10 (156) / 2024-11-12 Правительство Швейцарии продолжает поддерживать совершенствование услуг в Кыргызстане: Проект «Улучшение услуг на местном уровне» вступил в новую фазу реализации
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы