Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Методические подходы к организации услуг досуга на уровне местного самоуправления
Кенешбек АЛМАКУЧУКОВ д.э.н., доцент, Университет Адам / БФЭА, Кыргызская Республика keneshalma@mail.ru Статья дает описание методики, основанной на смысловых ресурсах (культурных кодах) села или города и их конвертации в события и мероприятия, интересные для местных сообществ. Знание культурного кода помогает расшифровать глубинный смысл культурных явлений (смыслов, знаков, символов, норм, текстов, ритуалов и т.д.). Цель организации досуга – в формировании сообществ на основе общих идей, истории, включенности в страновые смыслы. Благоприятные условия для организации услуг досуга обеспечиваются через тематическое планирование и проектирование.
История вопроса Организация досуга населения на селе имеет свои особенности. В советское время инфраструктура культуры строилась в соответствие с нормативами (к примеру, количество кресел в клубе в пересчете на 10000 населения и т.д.), в основе которых был принцип пешеходной доступности.
Районные дома культуры на селе в сети существующих культурно-досуговых формирований создавались как организационно-методические центры руководства клубными учреждениями района и выполняли поставленную перед ними задачу, предоставляя населению разнообразные услуги просветительного и развлекательного характера, а также условия для организации разнообразных форм досуга и отдыха, творческой самореализации через занятие самодеятельным любительским творчеством.
В клубной работе реализовывались такие культурные практики, как фестивали, конкурсы, кружки, студии и т.д. Домашний телевизор с его двумя каналами, одним всесоюзным и одним республиканским, не был прямым конкурентом клуба, т.к. в будние дни вещание осуществлялось только в вечернее время – с 18.00 до 24.00, а в выходные дни трансляции начинались с полудня. При этом что клубная работа, что телевизионная сетка в тот период были достаточно идеологизированными и дополняли друг друга, будучи эффективными инструментами воспитательной работы.
В настоящее время социокультурная ситуация в сельской местности характеризуется целым рядом негативных последствий, связанных с отчуждением детей, молодежи и взрослых от культуры и искусства (здесь имеются в виду привычные советские формы досуговых культурных практик). Существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, устаревшая материально-техническая база сельских учреждений культуры, слабое методическое обеспечение, низкий уровень безопасности в конечном счете снизили привлекательность учреждений культуры как обественных пространств. Это отразилось на качестве жизни на селе, росте миграции и маргинализации населения, росте девиантного поведения.
В условиях перехода к рыночной экономике много говорилось о разгосударствлении и децентрализации сферы культуры: государство пытается уменьшить своё участие в финансировании сферы культуры, полагая, что формирующийся рынок и местное самоуправление решит все проблемы автоматически. Этого, к сожалению, не произошло. Инфраструктура и сферы культуры, созданные под другие цели и задачи, практически разрушены, либо бесполезны, т.к. население «забыло» к ним дорогу.
По данным выборочных исследований бюджетов времени, кыргызстанец в среднем тратит на ежедневный просмотр телевизора не менее пяти часов. Иными словами, произошло одомашнивание досуга, в котором дом становится единственным легитимным центром индивидуального и коллективного досуга, а телевизор становится центром внимания и важнейшим источником информации, транслятором противоречивых социокультурных норм и новых, временами чуждых нам, культурных практик.
Использование свободного времени населения является своеобразным индикатором его культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы.
Имеются и другие побочные эффекты одомашнивания досуга: в частности, сокращаются общественные пространства, в которых происходят знакомства молодых людей и воплощается «цветочно-конфетный» этап брачных стратегий. С другой стороны, разные социальные группы и этнические сообщества не имеют достаточных условий для неформальных контактов друг с другом и, как следствие, люди более обособлены друг от друга.
Функции общественных пространств начинают выполнять магазины розничной торговли и площади, примыкающие к ним; остановки общественного транспорта; базары выходного дня, спортивные объекты (стадионы, спортивные залы), культовые учреждения (церкви, мечети) и парки (скверы). В случае с мечетями имеется существенное ограничение – это публичные места преимущественно для мужской части населения.
Сельское население, несмотря на возросшую мобильность и доступ к современным средствам (планшеты, смартфоны и т.д.) и каналам коммуникации (цифровое телевидение, Интернет, мобильный Интернет и т.д.), не имеет возможности приобщиться к «высокой» культуре (театры, музеи, концертные залы), поэтому клуб, Дом культуры для них является единственным местом: отдыха, посещения культурных мероприятий, общения и совместного проведения свободного времени.
Материалы полевых исследований, проводимых международными гуманитарными организациями на регулярной основе, с 2010 года стали показывать изменения в структуре и иерархии общественных потребностей на уровне местных сообществ. Поэтапное решение проблем с доступом к питьевой воде, решение вопросов управления общинными пастбищами и т.д. создало условия для актуализации вопросов с организацией досуга и творческой самореализации.
На возникшую и усиливающуюся востребованность организации досуга смогли оперативно отреагировать только считанные доноры, проекты и агентства развития. Их объединяет готовность и реальная помощь в строительстве либо капитальном ремонте существующей инфраструктуры спорта и культуры. При этом проблемой остается поиск ответа: как «стимулировать применение принципов добросовестного управления и использования рентабельных, инновационных и устойчивых решений для предоставления таких услуг». Решение проблемы взял на себя Проект «Улучшение услуг на местном уровне», реализуемый консорциумом организаций в составе Helvetas Swiss Intercorporation и Института политики развития.
Задача приобщения сельского населения диктует поиск и внедрение новых форм дидактического и методического обеспечения досуговой деятельности, технологических процедур, охватывающих быт, отдых, туризм, спорт, досуг людей.
Ситуационный анализ
Прежде чем перейти к описанию методики организации услуг досуга и результатов тестирования, остановимся на имеющихся ограничениях и факторах.
Сельские сообщества характеризуются сильной локальной идентичностью, когда индивид чаще всего отождествляет себя как члена территориальной общности, что является предтечей формирования устойчивых местных сообществ.
Проблема творческого подхода к организации досуга – это задача государственного уровня, но все-таки наиболее эффективно она решается на местном уровне.
Растет запрос населения на организацию досуга (спорт, культура); на противоположном полюсе запроса находится проблема отсутствия интересов, наличия большого объема ничем не занятого свободного времени и утилизации невостребованной энергии.
Дети, молодежь и взрослые отчуждены от культуры и искусства, от возможностей для творческой самореализации: если взрослые живут воспоминаниями о практике организации досуга в советском прошлом, то подрастающее поколение не имеет представления, как может быть организован коллективный досуг.
Произошло одомашнивание досуга, когда дом и цифровое телевидение (Интернет, мобильный Интернет) являются главными конкурентами общественных досуговых пространств. Прогноз состоит в том, что бюджет свободного времени будет расти, и стоит вопрос: чем человека занять?
Районные дома культуры не выполняют функции организационно-методических центров и не порождают «рентабельных, инновационных и устойчивых решений для предоставления услуг». К тому же, имеется правовая коллизия, когда районная государственная администрация назначает руководителя учреждения культуры, а финансирование учреждения культуры (спорта) осуществляется из средств местного бюджета (как правило, без бюджетов развития).
В основу планирования берутся рекомендации (циркуляры, не подкрепленные ресурсами) из РГА, ОГА, письма-обращения от ведомств, неправительственных организаций, инициативы местных сообществ.
Репертуар форм мероприятий и их содержание однообразны, формируются циркуляром из районной государственной администрации – ланом работ на календарный год. Он содержит основные мероприятия, связанные с официальным праздничным календарем (Нооруз, День независимости, 90-летие со дня рождения Ч.Айтматова и т.д.). Местные органы власти расширяют план путем добавления мероприятий регионального масштаба, включая традиционные спортивные праздники, обряды, устное народное творчество, бытовую куль- туру народов (к примеру, конкурс «Сармерден»).
В дополнение к принципу пешеходной доступности услуг досуга приходит принцип транспортной доступности, когда личный и общественный транспорт расширяют границы обслуживания и являются одним из критериев привлекательности учреждения культуры (спорта).
Большая часть сельского населения полагает, что услуги досуга должны быть бесплатны, и пока не готова платить адекватную цену. В результате оказание услуги является малопривлекательным для предпринимателей делом и обременительной статьей расхода для местного бюджета.
Государственный заказ и государственный (муниципальный) социальный заказ не рассматриваются в качестве инструментов создания конкурентной среды в сфере досуга.
Правовой статус учреждений культуры/спорта в абсолютном большинстве случаев не оформлен.
Суть инновационной методики
Каждое село, район имеют свои исторические корни, индивидуальность, яркие преобладающие культурные традиции, поэтому выбор приемлемых, естественных, жизнеспособных досуговых форм для каждого из них должен осуществляться самостоятельно.
В условиях практического отсутствия на селе стационарных культурно-досуговых услуг, следует активно использовать потенциал традиций обинной жизни, основанный на социальной солидарности (социальном взаимодействии). В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества.
На данном этапе в сельском социуме, на наш взгляд, необходима организация таких форм социокультурной деятельности, которые будут способствовать трансляции традиционных знаний и культурных практик, суть ее заключается в проживании народных традиций, обычаев, обрядов, праздников.
Принципы организации досуга
Участие потребителей услуг в принятии решений по всем затрагивающим их права и интересы вопросам на всех стадиях планирования, предоставления, оценки качества и эффективности предоставляемых услуг.
Социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать в них участие).
Согласование интересов групп: всегда упирается в инструменты обратной связи культурных потребителей с производителями. Привлечение людей со стороны к процессу разработки календаря событий в расчете на желание сельчан/горожан бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными в производстве (создание сообщества участников; призыв к сообществам принять участие; запуск обсуждения; составление списка мер).
Технологические процедуры
Программа тренинга включает проведение 13 тематических сессий: сессии 1 1-5 позволяют понять цели организации досуга, принципы организации досуга, механизмы организации досуга, правовые аспекты организации досуга; на сессиях 6-13 осуществляется инвентаризация ресурсов, анализ ситуации, основы планирования, инвентаризация субъектов интереса и целевых аудиторий, проектирование календаря событий и мероприятий, сценарий развития села/города и задания для самостоятельной работы; определяются цели, принципы, механизмы организации досуга, а также правовые аспекты организации муниципальной услуги в сфере досуга.
В адаптированной и протестированной методике 2 технологическая процедура выглядит следующими образом.
1. Для планирования тематики мероприятий осуществляется инвентаризация смысловых ресурсов, имеющих отношение к данному селу/городу, округу, области, стране путем включения местного сообщества в процесс обсуждения и заполнение соответствующей матрицы культурных кодов (отвечая на вопросы: кто мы? что у нас есть? что нас отличает? кем и чем мы гордимся? что мы недооцениваем?).
2. Заполнение «трехслойной модели села или города»: физическое пространство, социальные системы и отношения, культурные коды.
3. Разработка Календаря событий на основе матрицы культурных кодов села или города.
1 Материалы к сессии 4 «Правовые аспекты организации досуга (полномочия ОМСУ, местный реестр услуг, правовой статус муниципальных учреждений культуры и спорта)» и к сессии 5 «Правовые аспекты организации досуга: платность, стандарты, трудовые отношения» взяты из материалов тренинга «Правовые основы предоставления местных услуг», разработанные экспертами LBD-консалтинг в рамках Проекта «Улучшение услуг на местном уровне». 2 Материалы Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) к семинару «Портфель брендов как технология городского диалога» (С.Мурунов).
4. Инвентаризация субъектов интереса (с целью организации социального взаимодействия либо упреждения сопротивления с их стороны) и целевых аудиторий.
5. Одно- и пятилетний сценарии развития села или города. Далее для обеспечения полноты и качества принимаемых решений, следует пройти по предложенному алгоритму.
• Разработать календарный план работ, содержащий индикаторы реализации, синхронизированный с проектом Календаря событий.
• Выявить финансовые разрывы в планировании и предложить источники финансирования, включая внебюджетные средства.
• Разработать проект Календаря культурных или спортивных событий на основе заполненных документов (матрица культурных кодов, сценарий развития села, календарь культурных событий, календарный план).
• Осуществить подводку к возможным управленческим решениям для оказания муниципальных услуг на бесплатной/платной основе, прямого контракта, аутсорсинга (аренды).
• Пролоббировать принятие айыл окмоту решения о выделении средств на Календарь событий (смета, государственный заказ, муниципальный социальный заказ).
• Разработать проект Плана работ (искомый результат, исходный и искомый показатель, индикаторы, ресурсы и т.д.) и поставщика услуги.
• Формализовать работу и предложить 1 синопсис и 1 сценарный план мероприятия. По данной методике проведено обучение и оказаны консультации участникам семинаров в кластерном формате в гг. Джалал-Абад и Балыкчы. Проведен обмен мнениями и опытом проведения культурных/спортивных мероприятий. Подтверждена гипотеза, что на местах работники учреждений культуры/спорта тиражируют стереотипные, привычные, рутинные формы проведения (фестивали, марафоны, ыр-кесе, «Сармерден», кружковая работа, концерты по национальным праздникам, комплекс мероприятий по поводу юбилея и т.д.). Косвенные результаты тестирования методики таковы:
Работники учреждений культуры/спорта не владеют информацией, не знают специфической истории края, особенностей культуры края, имеющихся смысловых ресурсов края. Недооценивают их потенциал для конвертации в события и мероприятия, интересные для местных сообществ и, соответственно, способные пробудить интерес местных сообществ к проведению организованного и совместного досуга.
Работники учреждений культуры/спорта не понимают большой рамки оказания досуговых услуг: склеивание и формирование местных сообществ, сокращение радиуса доверия, создание условия для творческой самореализации, полезный досуг и т.д.
Большая часть предлагаемых мероприятий основана на принципе праздности (праздник, зрелище, развлечение) и созерцательности досуга (без включенности в действо).
Для проектного типа работы (с технологиями) нет компетенций и навыков.
Принцип экстерриториальности мероприятий не соблюдается (не только в помещениях клуба, спорткомплекса, парка, но и на улицах села/города).
Работники учреждений культуры/спорта не включают население, активистов, целевые группы в процесс планирования.
Не просчитывают финансовые разрывы при планировании.
Все проблемы сводят к двум: отсутствие звукового оборудования и отсутствие ремонта на объектах досуга.
Рекомендации общего характера
Нужна система оказания методической помощи работникам учреждений, включая предметные консультации по правовым аспектам организации досуга, разработку индикаторов реализации, а также внешнее администрирование, консультирование по формированию планов улучшения услуги досуга.
Государственный заказ и государственный (муниципальный) социальный заказ должны рассматриваться в качестве инструментов взращивания на местах субъектов развития и способа диверсификации организационно-правовых форм учреждений, оказывающих услуги досуга.
Необходимо научить диверсифицировать формы и методы проведения мероприятий, включая принцип экстерриториальности (не только в помещениях клуба, спорткомплекса, парка, но и улицах села/города).
Надо обучать депутатов местных кенешей вопросам развития культуры и спорта.
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Сотрудники муниципальных предприятий: новые условия работы требуют большого объема знаний
-
№10 (156) / 2024-11-12 Правительство Швейцарии продолжает поддерживать совершенствование услуг в Кыргызстане: Проект «Улучшение услуг на местном уровне» вступил в новую фазу реализации
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы