Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Граждане оценивают качество и доступность услуг на местном уровне

2018-05-08 / Услуги МСУ
Граждане оценивают качество и доступность услуг на местном уровне

В июне 2015 года Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» начал сотрудничество с муниципалитетами Чуйской области. В число целевых муниципалитетов вошли 11 айылных аймаков и 1 город.На протяжении двух лет шла активная работа по обучению специалистов и лидеров местного сообщества законодательным основам МСУ, процедуре выявления приоритетов сообщества, бюджетному процессу, участию граждан в процессе принятия решений, разработке инвестиционных проектов и другим темам, направленным на повышение потенциала органов МСУ и населения.

Отдельная работа была посвящена взаимодействию органов МСУ и групп совместного мониторинга и оценки. В ходе обучения члены групп СМиО узнали о своей роли, правах, смогли принять участие в отслеживании реализации грантовых проектов, уровня доступа населения к информации о бюджете, открытости и прозрачности работы органов МСУ. Стоит уделить особое внимание процедуре оценки услуг на местном уровне. Итак, как она проводилась, когда и для чего?
 
Для оценки услуг, оказываемых на местном уровне, члены групп СМиО выбрали 4 вида услуг. Каждая услуга оценивалась по пятибалльной шкале, где 1- самый низкий балл, а 5 - самый высокий. При этом критериями оценки стали такие шесть показателей, как качество, цена (стоимость), сроки оказания услуги, информированность, удовлетворенность услугой, а также возможность выразить мнение. Респондентами стали сами жители айма- ков, в каждом селе было опрошено не менее 20 человек, а в муниципалитетах, где количество сел было не более двух, услуги оценили не менее 60 человек.
 
Среди наиболее часто встречаемых в опросе услуг оказались дошкольное образование (детские сады), подача питьевой воды, поливной, внутренние дороги, сбор и вывоз мусора, школьное образование, спорт, досуг населения и другие вопросы, долю тех или иных услуг в общем списке можно увидеть в диаграмме 1. Согласно данным диаграммы 1, на первом месте по частоте оценки стоит услуга подачи питьевой воды, составив 17% от общего числа всехуслуг, на втором месте внутренние дороги – 16%, на третьем месте уличное освещение – 14%, сбор и вывоз ТБО на четвертом месте с показателем в 12%, и поливная вода на пятом месте – 11%.
 
Доля остальных услуг составила от одного до шести процентов. Несмотря на широкий круг услуг, которые были выбраны членами группы СМиО для проведения опроса, всем им было рекомендовано выбирать одни и те же услуги при проведении следующей оценки, ведь основная задача этих мероприятий не только в том, чтобы узнать начальное базовое состояние, а в том, чтобы отследить динамику, т.е. узнать насколько лучше, а может хуже стала оказываться услуга, по мнению местных жителей.
 
Для этого всем членам групп СМиО во время проведения тренингов и семинаров по методике проведения оценки было предложено опрашивать жителей не реже, чем один раз в полгода. За это время группы СМиО смогли получить результаты и итоги анкетирования, а затем предоставить их как специалистам АО, так и депутатам АК, кроме того, все результаты опроса лидеры групп СМиО представили жителям во время сельских сходов и общественных слушаний по вопросам бюджета. За прошедшие два года членами групп СМиО в общей сложности были проведены 4 опроса по оценке услуг, а точнее, летом, в июне и июле 2016 года, а затем в декабре того же года. Третья и четвертая оценки были проведены в аналогичный период 2017 года. В диаграмме 2 представлена динамика оценки услуг в целевых муниципалитетах за 2016-2017 гг.
 
В диаграмме 2 представлены средние показатели в общем, по муниципалитету, т.е. средний балл по всем услугам и по всем критериям оценки. При этом наибольший скачок заметен в Гроздненском АА, где динамика составила 1,5 балла, в Александровском АА - 1,05 балла, а наименьшая разница оказалась в итогах Буранинского АА – 0,09 балла и города Кемина – 0,19 балла соответственно. При этом стоит отметить, что средняя динамика во всех муниципалитетах, где проводилось анкетирование, оказалась положительной. Кроме того, большинство услуг, вошедших в опрос, оказалось и в плане совместных действий органов МСУ и местного сообщества, разработанных в рамках Проекта в начале 2016-го, а затем пересмотренных в начале 2017 года.
 
В плане были отражены задачи и действия, направленные на решение тех или иных приоритетных проблем, существующих в муниципалитетах, а также сроки, когда эти действия будут реализованы. Иначе говоря, детальный план помог органам МСУ улучшить качество услуг, оказываемых в АА, в пределах компетенции местных органов власти. Несмотря на положительные данные опроса, члены групп СМиО не отрицали, что процедура проведения опроса и обработки данных оказалась не такой простой, как виделось изначально.
 
Во-первых, опрос требовал времени, членам групп СМиО необходимо было обходить жителей сел и объяснять, что это и для чего проводится, во вторых, техническая обработка данных в таблицах и подведение итогов часто сложно давались активистам. Но и после получения результатов членам групп СМиО необходимо было представить результаты как органам МСУ, так и сообществу. И хотя органы МСУ изначально воспринимали такую деятельность без энтузиазма, тем не менее к оценке 2017 года информация воспринималась адекватно, а аппарат АО и депутаты АК считали презентацию итогов анкетирования населению частью обязательной программы. Весной 2018 года начинается работа групп СМиО Ошской и Нарынской областей.
 
В группы объединились 157 человек, 36% из них жители, и 55% - активные члены местных сообществ. Уже в начале лета 2018-го представители органов МСУ и общественники 15 аймаков этих областейначнут свою работу. Группы будут проводить свои замеры оценки услуг, участвовать в мониторинге реализации проектов за счет привлеченных инвестиций из фонда программы малых грантов Проекта, внимательно следить за реализацией ПСД и выделением средств из местного бюджета на решение приоритетных для сообществ вопросов местного значения.

Похожие материалы: