Муниципалитет Научно-популярный журнал

6 (92) 14 Августа 2019

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Методическое пособие по разработке местных программ социально- экономического развития

2018-08-20 / Что почитать ?
Методическое пособие по разработке местных программ социально- экономического развития

Указ Президента Кыргызской Республики от 10 января 2018 г. «Об объявлении 2018 г. Годом развития регионов» и Концепция региональной политики Кыргызской Республики, утвержденная Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 194 от 31 марта 2017 г., определили необходимость применения новых подходов к управлению развитием территорий.

Салих МУРЗАЕВ

Одним из основных инструментов региональной политики развития территории становятся разработка и реализация программ социально-экономического развития (ПСЭР) айылных аймаков, городов и районов республики. Разработка таких программ в современных условиях должна быть направлена на формирование документа, обеспечивающего согласованную деятельность всех субъектов управления по удовлетворению общественных интересов и потребностей местного сообщества, по созданию условий для повышения качества жизни населения

В этом отношении своевременным является издание Методического пособия «Разработка местных программ социально-экономического развития». Данное Методическое пособие имеет несколько отличий от аналогичных работ, изданных в
Кыргызстане ранее.
 
Во-первых, оно соответствует следующим задачам разработки ПСЭР, поставленным в новых документах политики по развитию регионов:
 
  • формирование ясных для местного сообщества представлений о ценностях, целях, ресурсах, задачах и возможностях социально-экономического развития территории;
  • согласование целей и задач социально-экономического развития территории со стратегическими целями и задачами государства;
  • эффективное использование потенциала развития территории;
  • оптимальное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов развития экономики и социальной сферы на территории;
  • согласование государственных/отраслевых программ, программ развития территорий с программами развития хозяйствующих субъектов;
  •  установление партнерских отношений между органами местного самоуправления и населением, органами государственной власти, частным бизнесом и организациями гражданского общества
Во-вторых, с учетом этих задач, Методическое пособие разработку местных ПСЭР ориентирует на новые принципиальные положения. Оно должно отражать обязательства и ответственность, прежде всего, органов местной власти (РГА, территориальных государственных органов и органов МСУ) в части управления достижением общих показателей социального и экономического развития.
Планирование развития территории должно перейти на проектно-целевой подход, который подразумевает переход от задач, сконцентрированных на «решении текущих проблем», к задачам формирования «точек роста» или «точек развития», прежде всего, в сфере развития местной экономики. Органы местной власти должны стать координатором и мотиватором реализации ПСЭР, а также заказчиком конечных результатов развития территории. Одной из основных их задач должно стать создание условий для появления таких субъектов развития, которые реально содействуют местному
развитию, вкладывая свои ресурсы в местное развитие и повышение качества жизни граждан.
 
Формировать специализацию экономики территории на основе выявления наиболее перспективных направлений развития экономики, с учетом имеющихся природных, сырьевых, человеческих и других факторов.
При разработке ПСЭР территории использовать метод пространственного планирования. Обеспечивать тесную взаимосвязь целевых индикаторов государственных/отраслевых программ, региональных (областных и районных) программ развития с программами развития на уровне МСУ. Система планирования на местном уровне должна быть взаимосвязана с бюджетным процессом, с положениями Бюджетного кодекса КР, другими нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс.
ПСЭР должна включать финансовую модель ее реализации, т.е. ресурсное обеспечение ПСЭР.
 
Финансовая модель должна включать меры по мобилизации средств субъектов развития, увеличению доходной части местного бюджета, оптимизации расходов, а также разработку инвестиционной политики. Поэтому ПСЭР должна включать перечень конкретных бизнес-проектов, которые можно предлагать потенциальным инвесторам для финансирования, в том числе на принципах государственно/муниципально-частного партнерства. ПСЭР должна включать меры по созданию условий, стимулов, при которых партнеры и субъекты развития направляли бы свои ресурсы на реализацию ПСЭР. На уровне территории должна быть построена система мониторинга и оценки результатов ПСЭР, по результатам которой вносятся изменения в действующую ПСЭР на ежегодной основе.
 
Наконец, данное пособие подготовлено с учетом положений Методики по разработке Программы социально-экономического развития района и Методического руководства по разработке Программы социально-экономического развития города/айылного аймака, утвержденных совместным приказом Министерства экономики Кыргызской Республики 15 мая 2018 г., № 63-А, и ГАМСУМО 16 мая 2018 года, № 01-18/56. Эти документы устанавливают единый порядок разработки ПСЭР территорий.
 
Методическое пособие раскрывает содержание ключевых положений вышеуказанных документов, описывает особенности и различия подготовки ПСЭР района и города/айылного аймака, содержит определения некоторых ключевых понятий, примеры, рекомендации и другой вспомогательный материал.
 
Пособие адресовано всем тем, кто занимается планированием местного развития, напрямую вовлечен в процессы разработки и управления реализацией ПСЭР территорий, – служащим районных государственных администраций, представителям территориальных подразделений государственных органов и органов МСУ городов/айылных аймаков.
Оно подготовлено по заказу Министерства экономики Кыргызской Республики и Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений экспертами ОО «SBDC Consult», в рамках реализации проекта «Социально-экономическое развитие айылных аймаков на основе потребностей местного общества» (Фаза2), и финансируется Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) .
Авторы пособия: Б.К. ДЫЙКАНОВ, С.К. МУРЗАЕВ, З.Б. СЫДЫКОВА, А.В. ТРЕТЬЯКОВ, А.А., ЧЕКИРОВ, Ч.С. БИЯЛИЕВА, К.К. СЫДЫКОВА.
Методическое пособие издано на кыргызском и русском языках тиражом по 1000 экземпляров.
Электронный вариант данного издания доступен на сайте ГАМСУМО:
www.gamsumo.gov.kg