Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Европейская хартия регионального/пространственного планирования (Торремолиносская хартия 1983 года)

2019-03-06 / Пространственное планирование

Предисловие1 6-я Конференция европейских министров, ответственных за региональное планирование, прошедшая в Торремолиносе в мае 1983 года, является важной вехой в истории регионального/пространственного планирования на европейском уровне.

Ключевым моментом Конференции стало принятие Европейской хартии регионального/пространственного планирования - пионерского начинания в области европейского пространственного планирования. Хартия с того времени в полной версии была включена Комитетом министров Совета Европы в Рекомендации для государств-членов. Вслед за Европейской хартией архитектурного наследия (European Architectural Heritage Charter ), Хартией почв (Soil Charter) и Хартией вод (Water Charter), недавно принятых Советом Европы, Европейская хартия регионального планирования впервые определяет главные общеевропейские цели, которые должны лежать в основании политики пространственного планирования, улучшения качества жизни и организации человеческой деятельности в физическом пространстве Европы. Представленная Хартия относится к общим рамочным текстам Совета Европы. Хартия направлена на создание руководящих принципов национальных и общеевропейской политик, ориентированных на сбалансированное региональное развитие и обеспечение для европейцев здоровой высококачественной окружающей среды. Нет сомнений, что Хартия окажет перспективное влияние на европейское общество, придаст новый стимул европейскому сотрудничеству, продвинет осознание общей идентичности и таким образом придаст дополнительную энергию нашим усилиям по европейскому объединению.

Франц КАРАСЕК, Генеральный секретарь Совета Европы

Преамбула 1.

Европейские министры, ответственные за региональное планирование, принимавшие участие в заседании 6-й Сессии СЕМАТ, организованной под эгидой Совета Европы, полагают, что: 1) региональное/пространственное планирование - важный инструмент развития европейского общества, и интенсификация международного сотрудничества в этой области представляет существенный вклад в усиление европейской идентичности; 2) сотрудничество в этой сфере требует анализа национальных, региональных и местных концепций развития для выработки общих принципов, разрабатываемых, в частности, для снижения региональных различий и достижения более глубокого продвижения в использовании и организации пространства, распределения действий, защиты окружающей среды и улучшения качества жизни; 3) глубокие изменения в экономических и социальных системах государств Европы и изменения в отношениях с остальным миром вынуждают критически рассматривать принципы управления организацией пространства, избегать привязки их лишь к краткосрочным экономическим целям без учета социальных, культурных и экологических аспектов; 4) цели регионального/пространственного планирования нуждаются в новых критериях для координации и соответствия техническому прогрессу, в соответствии с экономическими и социальными вызовами; 5) все граждане Европы должны иметь возможность участвовать, в установленном порядке, в создании и применении мер регионального/пространственного планирования; 6) принимают эту хартию 7) и представляют ее населению, а также лицам, принимающим политические решения на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

Концепция регионального/пространственного планирования 8. Региональное/пространственное планирование придает географическое выражение экономической, социальной, культурной и экологической политике общества. 9. Одновременно, это научная дисциплина, метод административного управления и политика, развиваемые в рамках междисциплинарного и многостороннего подхода, направленного на сбалансированное региональное развитие и физическую организацию пространства в соответствие с общей стратегией.

Ее европейское измерение

10. Региональное/пространственное планирование вносит вклад в улучшение пространственной организации Европы и способствует решению проблем, выходящих за пределы национальных систем и, таким образом, ориентировано на формирование чувства общей идентичности (common identity – самобытности), с акцентом на связях «север-юг» и «запад-восток».

Ее характеристики

11. Человек и его благосостояние, а также его взаимодействие с окружающей средой, – центральный вопрос регионального/пространственного планирования; его цель – обеспечить для каждого индивидуума такие окружающую среду и качество жизни, которые способствуют развитию его индивидуальности в контекстах, соответствующих масштабу человеческой деятельности. 12. Региональное/пространственное планирование должно быть демократическим, многосторонним, функциональным и долгосрочно ориентированным. Демократическое – должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать участие заинтересованных людей и их политических представителей.

Многостороннее – должно гарантировать координацию различных отраслевых политик и объединять их в целостном подходе. Функциональное – необходимо принимать во внимание существование регионального сознания (regional consciousness), основанного на традиционных ценностях, культуре и интересах, иногда выходящих за административные и территориальные границы, и в то же время принимать во внимание институциональные особенности различных стран. Долгосрочно ориентированное – должно анализировать и учитывать долгосрочные тенденции и развитие экономических, социальных, культурных, экологических и средовых явлений и влияний.

Ее действие 13. Региональное/пространственное планирование должно учитывать существование множества самостоятельных и институциональных субъектов, принимающих решения, которые влияют на организацию пространства, неопределенность всех прогнозирующих исследований, рыночные влияния, специфические особенности административных систем и различные социально-экономические и средовые условия. Тем не менее необходимо стремиться регулировать данные влияния наиболее гармоничным способом.

Фундаментальные цели

Региональное/пространственное планирование стремится одновременно достичь следующего: 14. Сбалансированного социально-экономического развития регионов. Принимая во внимание экономические процессы, влияющие на Европу в целом, специфические региональные характеристики и важную роль осей развития и коммуникационных сетей, необходимо контролировать рост перенаселенных и интенсивно развивающихся регионов, поощрять развитие отстающих областей, поддерживать или адаптировать инфраструктуры, необходимые для стимулирования экономического подъема в областях спада, или областях, находящихся под угрозой серьезных проблем занятости, связанных с перетоком трудовых ресурсов на европейском уровне. Должна быть улучшена связь периферийных областей, имеющих особые вызовы и структурный потенциал для социально-экономического выравнивания, с индустриальными и экономическими центрами Европы. 15. Улучшения качества жизни. Поддержка улучшения качества повседневной жизни, в отношении жилья, работы, культуры, досуга и связей человеческих сообществ, и повышение благосостояния каждого индивидуума путем создания рабочих мест и удовлетворения экономических, социальных и культурных запросов, соответствующих стремлениям различных слоев населения, и размещение в наиболее оптимальных местах. 16. Ответственного управления природными ресурсами и защиты окружающей среды. Продвижение стратегий разрешения противоречий между возрастающим спросом на природные ресурсы и необходимостью их сохранения, гарантия ответственного управления окружающей средой, ресурсами земли, почвы, воздуха, воды, ресурсами энергии, фауны и флоры, с особым вниманием к областям неповторимой природы и культурному и архитектурному наследию. 17. Рационального использования земли. В процессе достижения определенных выше целей затрагиваются, в частности, вопросы местоположения, организации и развития крупных городских и индустриальных комплексов, ведущих инфраструктур и защиты сельскохозяйственных и лесных земель. Каждая политика регионального/пространственного планирования обязательно должна сопровождаться политикой землепользования ради достижения целей, представляющих общественный интерес.

Достижение целей регионального/ пространственного планирования

18. Достижение целей регионального/пространственного планирования - по существу, политический вопрос. 19. Множество частных и общественных субъектов вносят своими действиями вклад в изменение и развитие организации пространства. Региональное/ пространственное планирование отражает требования междисциплинарной интеграции, координации и сотрудничества между вовлеченными властями. 20. Стремление к координации между различными отраслями. Усилия по координации касаются главным образом вопросов распределения населения и экономической активности, среды обитания, средств общественного обслуживания, обеспечения энергией, транспорта, водоснабжения и очистки, шумоподавления и утилизации, защиты окружающей среды и природных, исторических, культурных активов (cultural assets) и ресурсов. 21. Содействие координации и сотрудничеству между различными уровнями принятия решений и выравниванию финансовых возможностей. Различные власти, вовлеченные в политику регионального/ пространственного планирования, должны получить возможность принимать и выполнять решения, а также располагать адекватными финансовыми средствами. В целях обеспечения оптимальной координации между местными, региональными, национальными и европейским уровнями, что также касается трансграничного сотрудничества, их действия должны всегда учитывать любые меры, представленные или запланированные на уровне, находящемся выше или ниже их собственного, и, следовательно, они должны регулярно информировать друг друга.

На местном уровне: координация планов развития местной власти, особое внимание уделяя существенным интересам регионального и национального планирования.

На региональном уровне: уровень, наиболее подходящий для выполнения политики регионального/пространственного планирования, непосредственной координации между региональными и местными и национальными властями, а также между регионами соседних стран. На национальном уровне: координация различных направлений политики регионального/пространственного планирования и мер региональной помощи, а также гармонизация национальных и региональных целей. На Европейском уровне: координация политики регионального/пространственного планирования для достижения целей европейского значения и общего сбалансированного развития. 22. Общественное участие. Любая политика регионального/пространственного планирования на любом уровне должна опираться на активное участие граждан. Необходимо, чтобы граждане были четко и полностью информированы на всех стадиях процесса планирования и в соответствии с установленными порядками и процедурами.

На национальном уровне: координация различных направлений политики регионального/пространственного планирования и мер региональной помощи, а также гармонизация национальных и региональных целей.

На Европейском уровне: координация политики регионального/пространственного планирования для достижения целей европейского значения и общего сбалансированного развития. 22. Общественное участие. Любая политика регионального/пространственного планирования на любом уровне должна опираться на активное участие граждан. Необходимо, чтобы граждане были четко и полностью информированы на всех стадиях процесса планирования и в соответствии с установленными порядками и процедурами. 

Укрепление европейского сотрудничества

23. Европейская конференция министров, ответственных за региональное планирование (СЕМАТ), составляет идеальный политический инструмент для сотрудничества и инициатив на европейском уровне. Хартия усиливает связи с органами Совета Европы и Европейского Сообщества, а также с соответствующими межправительственными организациями. Конференция представляет регулярные доклады о достигнутых результатах по европейскому сотрудничеству в данной сфере Парламентскому собранию и постоянной Конференции местных и региональных властей Европы. Помимо организации и усиления политического сотрудничества между государствами, Хартия поможет сотрудничеству в ключевых областях технического планирования, таких, как прогнозирование долгосрочных действий, региональная статистика, картография и терминология. Важно выработать научные, административные, технические и финансовые инструменты, необходимые для достижения целей, составляющих, в частности, европейскую концепцию регионального планирования (European regional planning concept). 24. Министры просят все учреждения, администрации и организации, имеющие дело с проблемами регионального планирования, соотносить свою работу с содержанием Хартии. 25. Хартия может быть пересмотрена в целях соответствия потребностям европейского общества. 26. Министры ручаются рекомендовать соответствующим правительствам учитывать сформулированные в Хартии принципы и цели и развивать международное сотрудничество в целях достижения реального европейского планирования.

Приложение. Специальные цели

Все принципы, обозначенные в данной Хартии, уже получили развитие в работе Европейской конференции министров, ответственных за региональное планирование, в аспектах развития сельских, городских, пограничных, горных, прибрежных и островных регионов. 1. Сельские районы, несущие сельскохозяйственную функцию, выполняют важную роль. Необходимо создавать приемлемые условия жизни в сельской местности, это касается всех экономических, социальных, культурных и экологических аспектов, а также инфраструктур и благ, с учетом различий между слаборазвитыми, периферийными сельскими районами и районами, находящимися в непосредственной близости к крупным городам. Должно приниматься во внимание развитие в таких областях городских систем, социальных, экономических и транспортных структур во всех сферах, с сохранением их специальных функций, а также сохранение и управление естественными ландшафтами. 2. Городские области вносят большой вклад в развитие Европы и обычно несут проблему управления ростом урбанизации. Сбалансированная городская структура требует систематического выполнения планов землепользования и применения руководящих принципов развития экономической активности ради улучшения условий жизни горожан. Специальное внимание должно быть уделено улучшению условий жизни, развитию общественного транспорта и всем мерам, которые снижают чрезмерное перемещение населения из городских центров на периферию. Восстановление архитектурного наследия, памятников и достопримечательных мест должно стать неотъемлемой задачей всех городов и планировочной политики государств. 3. Пограничные области более, нежели все другие, нуждаются в политике согласования между государствами. Цель такой политики заключается в открытии границ и увеличении трансграничных консультаций, сотрудничестве и совместном использовании возможностей инфраструктур. Государства должны облегчать прямые контакты между регионами и территориями, заинтересованными, в рамках Европейской рамочной конвенции по трансграничному сотрудничеству между территориальными властями (European Outline Convention on transfrontier co-operation between territorial authorities), в продвижении все более и более тесных контактов между заинтересованными поселениями. В пограничных районах любой проект, который может иметь негативные последствия для окружающей среды соседних стран, должен реализовываться только после предварительных консультаций с этими странами. 4. Горные районы: ввиду важности выполняемых этими областями экологических, экономических, социальных, культурных и сельскохозяйственных функций, и их ценности в смысле запасов природных ресурсов, а также и множества ограничений для таких районов, политика пространственного управления должна вырабатывать специальные подходящие рекомендации по сохранению и развитию горных районов. 5. Области, структурно слабые в отношении проживания и труда, неразвитые по историческим причинам или благодаря экономическим изменениям, требуют специальной помощи, соотнесенной с особенностями, определяемыми условиями жизни и труда в разных государствах. 6. Области в экономическом упадке: определенная политика должна осуществляться в отношении областей, экономическая деятельность которых сильно замедлена вследствие промышленной реструктуризации, старения инфраструктур и промышленного оборудования, очень часто без надлежащей диверсификации. Эта ситуация усугубляется мировой конкуренцией, связанной с новым международным разделением труда. 7. Прибрежные области и острова: развитие массового туризма и транспорта в Европе и индустриализация прибрежных областей, островов и моря требуют определенной политики для таких территорий, обеспечивающей их сбалансированное развитие и управление урбанизацией, при этом принимая во внимание требования сохранения окружающей среды и учета региональных характеристик. Необходимо учитывать особую роль и функции прибрежных областей в морских связях и развитии морского транспорта.

Текст документа сверен по: Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия, часть 2 - Екатеринбург, 2003 год.