Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Системные изменения организации услуг в Кум-Добонском АА: создание муниципальных предприятий, обоснованные тарифы, рост качества услуг

2020-04-12 / Услуги МСУ
Системные изменения организации услуг в Кум-Добонском АА: создание муниципальных предприятий, обоснованные тарифы, рост качества услуг

Сельчане не понаслышке знают цену каждой капле чистой питьевой воды. Невозможно переоценить важность поливной воды для многих жителей села, так как земледелие и полеводство являются основными источниками доходов сельчан. А благополучное санитарно-эпидемиологическое состояние территории села является залогом хорошего здоровья людей, особенно это касается детей. Успешно решить вопросы, связанные с обеспечением жителей села питьевой водой, с созданием условий для эффективной работы оросительных внутрихозяйственных каналов и с организацией сбора, вывоза твердых бытовых отходов, – за такие первостепенные задачи для четырех сел Кум-Добонского айылного аймака Нарынской области взялись местные власти при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак».

В результате выполненных работ были расчищены внутрихозяйственные ирригационные каналы, восстановлен полив земель и огородов, проведена чистая питьевая вода в каждый дом. А еще налажена работа по своевременному вывозу твердых бытовых отходов, что влияет как на экологию сел и окрестной территории, так и на настроение сельчан.

Когда из крана течет чистая вода, сады и огороды благоухают, а мусор аккуратно собирают и вывозят работники муниципального предприятия – остается время на то, чтобы оглядеться вокруг и подумать: какую еще пользу можно принести своему селу, области и стране?

Описание проблемы

В Кум-Добонском АА Кочкорского района Нарынской области в селах Кум-Добо, Ак-Жар, Шамшы и Бугучу проживают 9595 человек. В этих селах услуги по организации питьевого водоснабжения, обеспечению доступа крестьян к поливной воде и услуги по организации сбора и вывоза мусора предоставлялись айыл окмоту кустарно, стихийно и с недостаточной эффективностью.

Питьевое водоснабжение

Предоставление услуг по организации питьевого водоснабжения в Кум-Добонском АА находилось в ведении четырех сельских общественных объединений потребителей питьевой воды (далее – СООППВ), деятельность которых оставляла желать лучшего, так как не была организована должным образом. Ранее айыл окмоту Кум-Добонского АА получил значительный кредит от Государственного фонда развития экономики при Министерстве финансов Кыргызской Республики (ГФРЭ) на развитие сельских общественных объединений пользователей питьевой воды, платежи по ежегодному погашению которых входили в структуру тарифов для населения. Установленные тарифы за питьевую воду составляли всего 25-30% от общих фактических затрат на ее предоставление, но большая часть населения не платила за услуги водоснабжения. Поэтому данный кредит не был своевременно погашен и оставался тяжелым финансовым бременем для айыл окмоту.

Поливное водоснабжение

Жители айылного аймака сталкивались с трудностями при получении доступа к поливной воде. Внутрихозяйственные каналы, по которым подается поливная вода, засорились и заросли из-за отсутствия своевременной очистки. Имели место серьезные потери воды. Из-за неисправных оросительных систем воды явно не хватало, что приводило к конфликтам между сельчанами, так как они терпели финансовые убытки из-за низкой урожайности.

 

 

 

 

Организация сбора и вывоза мусора

До сотрудничества с Проектом USAID «Успешный аймак» услуга сбора и вывоза мусора в муниципалитете не была организована. Жители самостоятельно прибегали к различным способам утилизации отходов: кто-то сжигал мусор, кто-то закапывал его у себя в огороде, но большей частью сельчане вываливали мусор на стихийно организованные свалки в различных местах на территории населенных пунктов.

Реализация

При поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» в Кум-Добонском АА были проведены фокусгруппы, в ходе которых жители сел выбрали три приоритетные услуги – организация питьевого водоснабжения, улучшение доступа к поливной воде и организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Эти услуги были включены в проект Стратегии организации услуг в айылном аймаке.

В процессе проведения общественных слушаний, с участием более 90 делегатов от всех четырех сел аймака, проект Стратегии организации услуг прошел процедуру общественного обсуждения, после которой документ был утвержден на заседании местного кенеша 27 февраля 2018 года. Далее Рабочая комиссия совместно с работниками айыл окмоту приступила к исполнению Стратегии. В качестве подходящего и эффективного метода реализации было решено создать два муниципальных предприятия, поскольку из-за большого расстояния между селами Кум-Добо и Шамшы одному муниципальному предприятию было бы нелегко охватить все население и эффективно предоставлять приоритетные услуги.

В результате были разработаны пакеты необходимых учредительных документов, включая уставы и планы дальнейшего развития, а 9 июля 2018 г. муниципальные предприятия «Кум-Добо» и «Шамшы» были зарегистрированы. Для усиления потенциала муниципальных предприятий им была передана в управление муниципальная собственность на сумму свыше 34,3 млн сомов. Вся работа уложилась в период с марта по сентябрь 2018 года. Официальный запуск услуг состоялся в сентябре 2018 года. В настоящее время услуги реализуются на должном уровне.

Описание процесса создания муниципального предприятия

Согласно статье 110 Конституции Кыргызской Республики, местное самоуправление обеспечивает возможность для местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения. При этом статья 62 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» уточняет, что муниципальные предприятия создаются органами МСУ для оказания услуг, предоставление которых является их обязанностью. Исполнительный орган МСУ – айыл окмоту Кум-Добонского АА – провел большую работу по созданию муниципальных предприятий для организации предоставления услуг питьевого водоснабжения, улучшения доступа жителей к поливной воде, а также организации услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, включая следующее:

• подготовлено обоснование для создания муниципальных предприятий для предоставления услуг, в том числе: услуги питьевого водоснабжения, услуги доступа к поливной воде, услуги по организации сбора и вывозу твердых бытовых отходов;

• проведен анализ эффективности создания муниципальных предприятий с экономическими расчетами;

• подготовлен проект устава и других учредительных документов муниципального предприятия;

• подготовлено предложение для местного кенеша о создании муниципального предприятия, а также все необходимые для его рассмотрения документы и материалы;

• подготовлен проект постановления местного кенеша о создании муниципального предприятия;

• осуществлена государственная регистрация муниципальных предприятий;

• подготовлен договор о порядке передачи муниципальной собственности (имущества) между исполнительным органом МСУ и муниципальным предприятием;

• разработаны проекты экономически обоснованных и устойчивых тарифов на услуги;

• тарифы на услуги прошли процедуру общественного обсуждения и согласованы с местным населением, а также утверждены местным кенешем;

• составлены и заключены сервисные договоры и договоры хозяйственного ведения между айыл окмоту и муниципальными предприятиями;

• составлены абонентские договора с получателями услуг. Являясь неотъемлемой частью организации и ведения муниципального хозяйства, муниципальные предприятия полностью подчиняются интересам местного населения. Они играют особенную роль в системе жизнеобеспечения АА, при этом качество их работы может отражаться на благополучии и настроении местного населения.

Целесообразность создания муниципальных предприятий в Кум-Добонском АА была обусловлена следующими факторами:

• низким качеством услуг или их отсутствием, что порождало недовольство граждан;

• отсутствием четкой, прозрачной, продуманной и экономически обоснованной тарифной политики на услуги;

• отсутствием или недостатком частных поставщиков на местном рынке услуг;

• потребностью в услугах, соответствующих ожиданиям населения и стандартам качества;

• необходимостью решения трех приоритетных и важных вопросов местного значения;

• стремлением к предотвращению потенциально возможной дискриминации потребителей услуг (по месту проживания или категориям потребителей).

Теперь муниципальные предприятия КумДобонского АА успешно выполняют свою главную задачу – предоставление доступных и качественных услуг населению и удовлетворение запросов граждан на получение благ.

Поддержка Проекта USAID «Успешный аймак»

При технической поддержке Проекта путем организации и проведения тренингов был повышен потенциал работников аппарата айыл окмоту, депутатов местного кенеша и членов Рабочей комиссии. Со стороны Проекта была также предоставлена следующая практическая помощь:

• разработка пакетов учредительных документов, в том числе уставов муниципальных предприятий «Кум-Добо» и «Шамшы»;

• расчет затрат и стоимости услуги (тарифов);

• разработка проекта Положения по управлению муниципальной собственностью;

• подготовка документов по согласованию тарифов на питьевое водоснабжение в Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве КР; • разработка стандартов предоставления услуг;

• организация общественного обсуждения и согласования тарифов с местным населением;

• разработка и заключение договоров между айыл окмоту и муниципальными предприятиями «Кум-Добо» и «Шамшы»;

• разработка абонентских договоров между поставщиками и получателями услуг.

Нормативные правовые акты, принятые местным кенешем айылного аймака Кум-Добо:

• Положение по управлению муниципальной собственностью;

• методика расчета стоимости услуг;

• Положение о работе Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО).

Затраты

Необходимо отметить, что экономически обоснованные и устойчивые тарифы на услуги, помимо себестоимости и затрат, включают в себя рентабельность муниципальных предприятий до 10% и сопутствующие налоги, предусмотренные действующим законодательством.

Результаты

Запуск приоритетных услуг стал возможным благодаря сотрудничеству и взаимодействию муниципальных предприятий с СООППВ и Ассоциацией водопользователей. Организация двух муниципальных предприятий и эффективное управление тремя услугами принесло ощутимые результаты: население всех четырех сел было обеспечено чистой питьевой водой. Жители получили доступ к оросительной воде, в результате выполненных работ по расчистке и восстановлению внутрихозяйственных ирригационных сетей. Успешно решены вопросы по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Другие результаты:

• в айылном аймаке появилась устойчивая система организации и управления услугами жизнедеятельности;

• муниципальное предприятие подписало договоры с 2158 домохозяйствами. Сбор платежей увеличился на 814000 сомов (с 1389000 сомов в 2016 г. до 2203050 сомов в 2018 г.);

• появились первые стандарты услуг питьевого водоснабжения, доступа к поливной воде и сбора, вывоза твердых бытовых отходов, ориентированные на потребности населения;

• появились экономически обоснованные тарифы услуг. Члены Рабочей комиссии повысили свой потенциал и получили навыки расчета тарифов по всем типам услуг. До опыта работы с Проектом, все тарифы устанавливались путем голосования на сельских сходах без каких-либо экономических расчетов и учета интересов поставщиков услуг. В настоящее время ежемесячный тариф на питьевую воду на одного жителя села Кум-Добо составляет 29 сомов, села Ак-Жар – 32 сома; села Шамшы – 25 сомов. Ежемесячный тариф на вывоз мусора на одно домохозяйство составляет 8 сомов, а ежемесячный тариф на поливную воду, который также включает в себя погашение ранее взятого АВП кредита ГФРЭ, составляет 675 сомов за 1 гектар орошаемых угодий;

• впервые тарифы на услуги начали включать в себя рентабельность, в среднем 10%, и расходы на амортизацию основных активов;

• налажена эффективная процедура субсидирования. Ранее орган местного самоуправления субсидировал СООППВ и АВП по сметному принципу для покупки необходимых материалов и оборудования. Данный подход являлся грубейшим нарушением законодательства и порождал риск возбуждения уголовных дел и наложения штрафных санкций со стороны проверяющих органов. Проект внедрил требуемый в рамках действующего законодательства подход – субсидирование получателей услуг на основе акта выполненных работ;

• услуги населению предоставляются качественно и согласно установленным стандартам;

• 8924 жителя получили доступ к услуге вывоза мусора;

• начала работать система договорных взаимоотношений между получателями и поставщиками услуг;

• муниципальная собственность на основе официальных и грамотно составленных договоров начала передаваться в управление муниципальных предприятий в хозяйственное ведение с ежегодным учетом амортизации, балансовой и рыночной стоимости.

Выгодополучатели / бенефициары

Выгодополучателями данной практики является все население айылного аймака, в особенности, женщины и дети. Выгодополучателем является и айыл окмоту, так как его сотрудники приобрели навыки организации услуг жизнедеятельности и эффективного управления муниципальными предприятиями.

По состоянию на 1 января 2019 года, общее количество бенефициаров составило 8924 жителя, получивших доступ к питьевой и поливной воде, а также к услуге по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Системные изменения

Собираемость тарифов увеличилась на 30-40%. Повысился уровень доверия населения к органам МСУ за счет внедрения ясной и прозрачной системы ценообразования, клиентоориентированности при стандартизации услуг, эффективного подхода субсидирования и управления муниципальной собственностью.

• Органы МСУ правильно субсидируют муниципальные предприятия и не нарушают финансовое законодательство.

• Граждане получают новую услугу по вывозу мусора, услуги питьевого и поливного водоснабжения и отмечают, что качество услуг улучшилось вдвое.

Лидер

Майрамбек Жекшенович АСАНБАЕВ,

глава айыл окмоту,

председатель рабочей комиссии

по организации услуг в Кум-Добонском АА.

Контактный телефон: (0704) 29 10 66

Похожие материалы: