Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
ГРАНТЫ ОБУЧАЮТ органы МСУ управлять инвестициями. Результаты грантовой программы Проекта ГГПОМСУ
Султан МАЙРАМБЕКОВ, специалист по грантам Проекта ГГПОМСУ
Гранты предоставляются местным сообществам Кыргызстана проектами развития в течение 25 лет. Результаты воздействия этих грантов в целом никогда не оценивались. Вероятно, такая оценка невозможна, так как назначение и эффект этих грантов чрезвычайно разнообразны. Однако каждая программа помощи стремится к тому, чтобы понять, какое влияние гранты оказали на простых граждан, жителей городов и сел. Не является исключением и Программа малых грантов, которую в течение 2015-2019 гг. выполнял в муниципалитетах Кыргызстана Проект «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству и выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект).
Мнение органов МСУ
Принципиальное отличие данной программы от аналогичных инструментов внешней помощи заключалось в том, что ответственными исполнителями грантовых инициатив стали сами органы МСУ, которые не только проводили изучение потребностей и формировали проектные предложе-ния, но были непосредственными менеджерами проектов, осуществляя весь цикл работ, включая государственные закупки и контроль выполнения обязательств поставщиками. Поэтому мнение органов МСУ в отношении результатов грантовой программы важно как с точки зрения оценки организации процесса, так и с точки зрения оценки устойчивости результатов, полученных за счет грантов.
Объем расходов на приоритеты местных сообществ в рамках грантовой программы Проекта
Темы грантовых проектов соответствовали приоритетным потребностям населения айылных аймаков. Так, 98% вовлеченнных органов МСУ подтверждают, что местное сообщество эффективно участвовало в выборе тем для грантовых проектов. Участие сообщества в определении приоритета было обязательным требованием грантовой программы, однако 89% органов МСУ и далее продолжают опираться на мнение сообщества при определении направления для инвестиций из других источников. Больше всего проектов было направлено на улучшение условий школьного и дошкольного образования, на развитие молодежи и доступа к питьевой воде.
Важно, что Программа малых грантов была софинансирована органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Так, общий объем грантовых средств Про-екта составил 69 700 000 сомов, а софинансирование из местного бюджета – почти 30 процентов или 26 415 921 сом. Нетрудно заметить, что охотнее всего органы МСУ выделяли средства для софинансирования проектов в сфере сбора и вывоза мусора и школьного образования.
Три четверти органов МСУ считают, что проекты были выполнены качественно и своевременно, и только в четырех процентах случаев завершить проекты не удалось. Эти данные отражают реальную ситуацию – в целом органы МСУ показали себя как грамотные и ответственные проектные менеджеры, но вместе с тем им пришлось столкнуться с различного рода трудностями, в числe которых проблемы работы с законодательством и порталом государственных закупок, некоторый недостаток знаний в сфере управления проектами, безответственное поведение поставщиков и др.
Диаграмма 1. Оценка органами МСУ грантовых проектов
Только 26% респондентов отметили, что грантовый проект полностью решил проблему, ставшую темой проекта. Это говорит о том, что не надо останавливаться на достигнутом, необходимо дальше совершенствовать услугу – так, 98% опрошенных отметили, что есть необходимость дальше работать над улучшением результатов грантового проекта, для которой была улучшена инфраструктура за счет гранта.
Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) продолжает помогать органам МСУ добиваться устойчивости через Проект «Улучшение услуг на местном уровне», предоставляя муниципалитетам методологическую помощь по организации услуг. Запланирован тренинг по разработке тарифов на питьевую воду и вывоз твердых бытовых отходов и ряд консультаций.
Время не стоит на месте, все меняется, поэтому муниципалитеты не желают останавливаться на достигнутом, у них есть желание учиться новому, развиваться, чтобы жизнь местного сообществстановилась более комфортной.
Мнение местных сообществ
Из 70 грантовых проектов, выполненных в 27 целевых и 17 нецелевых муниципалитетах Чуйской, Нарынской и Ошской областях, для публикации были отобраны 14 примеров. Важным критерием отбора стала устойчивость воздействия результатов проектов, а также отношение к проектам со стороны граждан. Рассматривались также такие аспекты, как создание новых рабочих мест, улучшение условий для развития молодежи, реабилитация сельских клубов для возрождения культурной и духовной жизни села, организация предоставления важных для населения услуг, таких, как сбор и вывоз мусора.
Ранее журнал «Муниципалитет» нередко публиковал истории о реализации грантовых проектов, рассказанные органами МСУ. Этот выпуск журнала отличается тем, что результаты воздействия проектов оцениваются самими конечными бенефициарами, получателями услуг и благ, созданных в рамках грантовых проектов.
Журнал представит рассказы жителей сел, непосредственно вовлеченных в проекты через участие в инициативных группах, например, директоров школ и заведующих детскими садами, а также мнения конечных получателей – учителей, пенсионеров, фермеров и домохозяек.
Главным направлением проектов по приоритетам местного сообщества во многих муниципалитетах стало школьное и дошкольное образование.
В этом разделе приводятся три примера, которые расскажут о выявлении приоритетных проблем и их решении через ремонт школьных столовых, приобретение кухонного оборудования, интерактивных досок, оргтехники в школы, оборудования и инвентаря для детского сада. Вторым по значимости направлением стала актуальная для многих муниципалитетов проблема – обеспечение населения питьевой водой. Примеры расскажут о выявлении приоритетных проблем и их решении путем ремонта водопроводных сетей и обеспечение жителей сел чистой питьевой водой. Примеры в сфере благоустройства расскажут о выявлении приоритетных проблем и их решении через покупку спецтехники, строительство нового тротуара и капитальный ремонт административного здания айыл окмоту, устройство уличного освещения. Примеры в сфере культуры расскажут о выявлении приоритетных проблем и их решении через капитальный ремонт зданий домов культуры. О развитии спорта расскажут примеры капитального ремонта спортзалов и приобретения спортивного инвентаря.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти