Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Качественное питание в школах формирует здоровое поколение и способствует росту уровня образования
Ак-Башатский АА Жайылского района Чуйской области
Подборку примеров подготовила Гуляим ШАМШИДИНОВА, специалист по лучшей практике Проекта ГГПОМСУ
Тамара ШАДЫКАНОВА, 54 года, директор инновационной СШ-гимназии:
– Мой стаж работы в системе образования – 32 года, начинала простым учителем, стала завучем, 13 лет назад – директором, включая работу директором этой школы в течение шести лет. В школе обучается 2334 ученика, педагогический состав - 85 человек, техперсонал – 105. Школа – одна из самых сильных в районе, вторая после гимназии № 6 в г. Кара-Балте. Дети занимают призовые места, участвуют и побеждают в областных и республиканских олимпиадах, сдают ОРТ на золотой сертификат, каждый год один-два выпускника получают красный аттестат «Алтын тамга», много выпускников поступает в вузы на бюджетные места.
Школа построена в 1980 году, столовая рассчитана на 150 мест. Ежегодно орган МСУ проводит ремонт здания, но столовая остается проблемой.
Так, с 2014 года начались серьезные трудности с оборудованием: старые печи, которые прослужили 40 лет, выходили из строя, вся сопутствующая кухонная техника и утварь пришли в негодность.
Повара не успевали готовить горячее питание, так как численность учащихся увеличилась из-за внутренней миграции, много семей переехало из Ошской и Джалала-Абадской областей. Нужно было накормить 800 детей в день, поварам приходилось нелегко, вся нагрузка легла на их плечи, в первой и во второй сменах приходилось кормить детей в два приема. Для решения данной проблемы нужны были большие деньги, мы не раз обращались в айыл окмоту, но нам говорили, что доходная часть бюджета не позволяет решить эту проблему.
В 2015 году Ак-Башатский АА начал сотрудничать с Проектом.
Однажды меня пригласили на собрание, где участвовали многие жители села, в том числе и родители моих учеников, мы разделились на группы и выявляли приоритетные проблемы села.
Жители поднимали важные вопросы: дороги, освещение, ремонт клуба, ремонт ФАПа, питьевая вода и др. Но мы с родителями учеников подняли вопрос о столовой в школе, и, как выяснилось, аналогичная проблема давно беспокоила и среднюю школу села
Ак-Башат. Для решения проблем двух школьных столовых была создана инициативная группа (ИГ), членами группы стали родители, сотрудники АО и представители школ. Мы разработали проект, и на сходе по отбору проекта учитель физкультуры Игорь ГОЛОВНЕВ замечательно презентовал его. Несмотря на то что были хорошо презентованы другие приоритетные проблемы, люди выбрали наш проект «Дети – наше будущее», понимая, что необходимо улучшать качество школьного питания путем совершенствования условий в школьных столовых и приобретения современного оборудования.
В результате в 2017 году наш проект выиграл 1 млн сомов в рамках конкурса Программы малых грантов Проекта, в качестве софинансирования орган МСУ выделил из местного бюджета 614 960 сомов. В двух школах капитально отремонтировали столовые, заново провели канализацию, обновили внутреннюю отделку, поставили водонагреватели, чтобы дети мыли руки теплой водой. Приобрели и установили все необходимое новое кухонное оборудование: плиты, духовой шкаф, холодильник, тестомес, овощерезку, моечные ванные, столы и стулья и многое другое. Поварам стало легко и приятно работать, питание для детей стали готовить в комфортных условиях. Если раньше привозили коржики, то теперь сами печем сладкие булочки и пирожки, готовим горячее питание для детей начальных классов и взрослых – все свежее и горячее. Намного улучшилось качество еды, раньше дети не доедали свои порции, теперь же съедают все без остатка. Благодаря реализации этого про-екта, было создано четыре новых рабочих места в двух школах. Раньше в нашей школе не было повара, только кухработники, теперь же работают 3 повара и 3 кухработника. В общем школьная жизнь кипит, у учеников, педагогов и родителей всегда прекрасное настроение, все улыбаются, родители очень довольны.
Ольга ОВЧЕРЕНКО, 35 лет, домохозяйка, родительница учеников 2 и 3 класса:
– Я очень рада за нашу прогрессивную школу, где не только высокий уровень образования, но и создаются хорошие условия для детей. После того как обновили столовую, качество еды изменилось, дети хорошо кушают и всегда просят добавки, стало очень приятно в помещении столовой, все блюда вкусные и свежие, мои дети домой приходят сытыми, они постоянно хвалят школьную еду! Качественное питание в школах – это высокий уровень образования и здоровое поколение! Мы, родители, раньше очень сильно переживали, но не знали, что делать, а теперь мы уже стали забывать, что существовала такая проблема.
Минавар НИЯСОВА, директор СШ села Ак-Башат:
– Мы счастливы, что проблемы нашей школы были наконец-то услышаны местной властью, которая помогла воплотить в жизнь все планы в отношении нашей небольшой сельской школы в селе Ак-Башат, где обучается всего 266 учеников, из них 129 детей – ученики начальных классов – питаются в столовой. Благодаря Проекту, во-первых, капитально отремонтирована столовая, установлена вытяжка, которой никогда не было, полы покрыты кафелем, обновлена система электричества, установлены три раковины и водонагреватель, дети моют руки теплой водой. Во-вторых, полностью заменили оборудование в пищеблоке школы, купили двухкамерный холодильник, электрическую плиту с духовкой, две моечные ванны, стеллаж для посуды, 2 раздаточных стола, водонагреватель, посуду, весы и многое другое. Раньше детей кормили только чаем с булочкой и хлебом, за которыми специально ездили в г. Кара-Балту или в Новониколаевку, тратили деньги на транспорт. После капитального ремонта столовой и обновления кухонного оборудования созданы все необходимые условия для полноценного питания учеников, сейчас детям готовят горячие блюда и свежую выпечку. Родители перестали переживать за то, что их дети останутся голодными, т. к. многие ученики приезжают из других сел за 3 км. Ранее из-за отсутствия горячего питания и нехватки помещений мы не могли оставлять на вторую смену начальные классы, поэтому все учились в первую смену в тесноте, ютились в нескольких классах.
Теперь ученики обучаются в две смены, у детей появилась возможность участвовать в спортивных секциях по борьбе и волейболу, которые открылись после обновлений в школе, также открылись кружки по английскому языку и обучению игре на комузе. Я радуюсь, что дети с хорошим настроением идут в школу, кушают с аппетитом, не оставляя еду в тарелках. Все родители и учителя довольны. Отдельное спасибо за поддержку отдаленного села, ведь часто села, которые находятся на "отшибе", забываются.
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Сотрудники муниципальных предприятий: новые условия работы требуют большого объема знаний
-
№10 (156) / 2024-11-12 Правительство Швейцарии продолжает поддерживать совершенствование услуг в Кыргызстане: Проект «Улучшение услуг на местном уровне» вступил в новую фазу реализации
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы