Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Здоровая молодежь – здоровое население!
Подготовлено Проектом USAID «Успешный аймак». Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). DAI Global LLC несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.
Органы местного самоуправления выполняют широкий спектр задач, направленных на организацию функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономическое планирование и предоставление населению социальных и культурных услуг. При этом задачи, связанные с организацией мероприятий по работе с детьми и молодежью и обеспечением условий для развития физической культуры и массового спорта, являются одними из наиболее актуальных и важных для населения. В настоящей статье приводится рассказ об опыте реализации мероприятий по предоставлению услуг спорта, выполненных местными властями айылного аймака имени Насирдина Исанова Ноокатского района Ошской области, на примере организации спортивного зала для занятий вольной борьбой и фитнесом. Данные действия органов МСУ были нацелены на улучшение состояния здоровья местного населения.
В чем заключалась проблема?
Спортивный зал в селе Жаны-Базар айылного аймака имени Насирдина Исанова был построен за счет стимулирующего гранта и спонсорской помощи депутата Жогорку Кенеша и передан в муниципальную собственность в 2012 году. В течение пяти лет услуги спорта в этом спортзале предоставлялись жителям села, включая 20-30 детей, на бесплатной основе. Однако в 2017 году спортивный зал перестал функционировать. Отсутствие постоянного и реального хозяина спортивного зала, стихийная организация услуги на безвозмездной основе и нехватка знаний у органа МСУ по процедурам управления муниципальным имуществом привели к трудностям, связанным с обеспечением охраны здания, уборкой и должным содержанием его помещений. Заработная плата не выплачивалась ни персоналу, присматривающему за зданием, ни тренерам. Выделение средств на текущий ремонт здания происходило с большими трудностями и в неполном объеме. В таких условиях здание спортивного зала быстро пришло в упадок – зимой лопнули трубы отопления, были выбиты стекла окон, с внутренних и внешних стен стала обваливаться штукатурка. Трудности возникли и с обеспечением необходимого для спортивных занятий оборудования и инвентаря – в зале имелись лишь маты для вольной борьбы. Отсюда можно сделать вывод, что услуги спорта были организованы на низком уровне, следствием чего стали как потеря интереса у тренеров обучать детей и подростков, так и нежелание детей продолжать занятия спортом.
Какие задачи стояли перед исполнительным органом местного самоуправления?
Для решения данной проблемы власти муниципалитета определили для себя представленный ниже набор действий из 12 шагов, начиная с формирования рабочей группы для разработки стратегии организации услуги, заканчивая общественным мониторингом уже образованного сервиса (см. схему).
Что было сделано?
При технической помощи Проекта USAID «Успешный аймак» власти айылного аймака имени Насирдина Исанова выполнили следующие мероприятия.
- Проведены фокус-группы, в ходе которых осуществлена приоритизация услуг на местном уровне. В результате организация услуг спорта была признана в качестве приоритетной.
- Создана Рабочая комиссия, ответственная за разработку, согласование с населением и реализацию Стратегии организации услуг, в которую вошли услуги спорта.
- Рабочей комиссией были разработаны стандарты и график оказания услуг, отобраны метод и форма предоставления услуг, а также подготовлен план действий по запуску услуг, вошедших в проект Стратегии организации услуг.
- Проект Стратегии организации услуг был обсужден на общественных слушаниях и получил одобрение со стороны местного сообщества. После чего он был рассмотрен и утвержден на сессии депутатов местного кенеша.
- Разработан проект Положения о порядке и условиях проведения открытого и прозрачного конкурса на закупку услуг, который позднее также был утвержден постановлением депутатов местного кенеша.
- Разработан проект тарифов на оказание услуг спорта, который прошел процедуру согласования с местным сообществом на общественных мероприятиях и был утвержден постановлением местного кенеша.
- Разработан пакет конкурсной документации для проведения открытого и прозрачного конкурса на закупку услуги по организации работы спортзала.
- Разработаны проекты договоров: сервисного, заключаемого между поставщиком услуги и органом местного самоуправления; и абонентского, заключаемого между поставщиком и получателями услуги.
- Проведен открытый и прозрачный конкурс на закупку услуги, победителем которого решением конкурсной комиссии был признан спортивный клуб «Барс-Мурас», с которым далее был заключен договор по осуществлению услуги спорта.
Интересная особенность заключения договора на оказание услуг между органом местного самоуправления и поставщиком услуги заключается в том, что в договоре указаны дополнительные требования к поставщику. Так, например, поставщик должен оказывать услуги на высоком профессиональном уровне и обязуется в течение года подготовить не менее 10 победителей состязаний на районном уровне, не менее 5 победителей областных состязаний и не менее одного победителя соревнований республиканского уровня.
Поддержка Проекта USAID «Успешный аймак»
Техническая поддержка Проекта USAID «Успешный аймак» была предоставлена в виде мероприятий по наращиванию потенциала, проведенных для представителей Исановского муниципалитета, а именно: членов Рабочей комиссии, сотрудников аппарата айыл окмоту, депутатов местного кенеша и представителей гражданского общества. Учебные мероприятия в рамках Проекта USAID «Успешный аймак» для представителей муниципалитета имени Н. Исанова были проведены по многим темам, в том числе и по вопросам, способствовавшим успешной реализации данной инициативы:
- разработка Стратегии организации услуг на местном уровне;
- разработка тарифов на услуги;
- эффективное управление муниципальной собственностью;
- разработка стандартов и реестра муниципальных услуг.
Следует отметить, что Проект USAID «Успешный аймак» оказывал практические консультации местной администрации на каждом этапе работы, например, в процессе внедрения механизмов приоритизации услуг, разработки, согласования и утверждения тарифов на услуги и при проведении открытого конкурса на закупку услуг. Помощь также оказывается в отношении разработки положения о группе совместного мониторинга и оценки, тендерной документации, договоров между поставщиком услуг и исполнительным органом власти, и договоров между поставщиком услуг и абонентами.
Какие нормативные акты принял орган местного самоуправления для организации услуг спорта?
В целях выполнения мероприятий по организации услуг спорта, местные власти разработали и приняли следующие необходимые документы:
- постановление местного кенеша об утверждении «Положения о порядке и условиях проведения открытого конкурса на закупку услуг на местном уровне»;
- приказ главы айыл окмоту о создании конкурсной комиссии, ответственной за проведение открытого конкурса;
- постановление местного кенеша об утверждении «Положения по совместному проведению мониторинга и оценки»;
- приказ главы айыл окмоту о создании Группы совместного мониторинга и оценки;
- постановление местного кенеша об утверждении Устава местного сообщества. Все эти документы разрабатывались в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом «О местном самоуправлении» и «О государственных и муниципальных услугах», а также Бюджетным и Налоговым кодексами.
Затраты на организацию услуг спорта
Одна из особенностей запуска данной услуги заключается в том, что победитель конкурса не просто арендует объект муниципальной собственности для оказания услуг населению, но еще и инвестировал и продолжает инвестировать свои средства для повышения качества оказываемых услуг.
С момента запуска услуги победителем открытого конкурса – спортивным клубом «Барс-Мурас» – были вложены 558000 сомов, направленные на закупку спортивного оборудования и инвентаря – тренажеров, спортивных матов и униформы. Со стороны органа местного самоуправления вклад в рамках данного партнерства выражается в предоставлении зала в аренду на безвозмездной основе и оплате счетов за потребление электрической энергии из средств местного бюджета. Кроме этого, орган местного самоуправления оказывает помощь непосредственно получателям услуги – детям и подросткам до 16 лет – в виде субсидий из местного бюджета, направленных на софинансирование оплаты за занятия спортом.
Кто получает выгоду и пользу от реализации услуг спорта?
В настоящее время количество детей и подростков – как мальчиков, так и девочек, в возрасте до 18 лет, осваивающих искусство вольной борьбы, - в муниципалитете достигло 230 человек, в том числе:
- в зале вольной борьбы в селе Жаны-Базар (головной зал) – 150 детей;
- в зале вольной борьбы в селе Чеч-Добо (филиал клуба) – 80 детей. Помимо занимающихся вольной борьбой детей, в данных спортивных залах, расположенных на территории айылного аймака имени Насирдина Исанова, также укрепляют свое здоровье и взрослые жители, число которых достигло 40 человек (21 мужчина и 19 женщин).
Какие позитивные изменения в сторону улучшения предоставления услуг спорта произошли в сообществе?
В 2019 году в селе Чеч-Добо, которое также входит в состав муниципалитета им. Н. Исанова, в качестве филиала клуба открыт второй зал борьбы, куда приходят заниматься 80 мальчиков и девочек в возрасте до 18 лет. В настоящее время спортивный клуб «Барс-Мурас» оказывает услуги спорта в двух залах: головном зале в селе Жаны-Базар и филиале клуба в селе Чеч-Добо. Кроме того, при технической поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» муниципалитет имени Н. Исанова планирует открыть в селе Кожоке еще один филиал спортивного клуба «Барс-Мурас» в виде третьего зала для занятий вольной борьбой для 80 детей.
Какую пользу и выгоду получает местный бюджет от запуска услуг спорта в муниципалитете?
Услуги спорта являются услугами социального характера, то есть по умолчанию, затратными и убыточными. Несмотря на это, между спортивным клубом «Барс-Мурас» и районным подразделением Государственной налоговой службы было достигнуто соглашение о том, что спортивный клуб, являясь юридическим лицом, оказывающим услуги спорта и получающим прибыль, будет ежегодно уплачивать налоги на сумму около 20 тысяч сомов. Необходимо отметить, что в результате предоставления услуги спорта через функционирование спортивного клуба для айыл окмоту решается еще и другой важный вопрос – оплата расходов местного бюджета на содержание и текущий ремонт здания спортивного зала, являющегося объектом муниципальной собственности. Оказывая услуги спорта и получая прибыль, поставщик услуги несет ответственность за сохранение здания в надлежащем виде и оплачивает расходы на его содержание и текущий ремонт. Таким образом, в результате данного муниципально-частного партнерства были созданы благоприятные условия для экономии средств местного бюджета, эффективного управления объектами муниципальной собственности и предоставления возможности местным жителям по укреплению их здоровья.
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Сотрудники муниципальных предприятий: новые условия работы требуют большого объема знаний
-
№10 (156) / 2024-11-12 Правительство Швейцарии продолжает поддерживать совершенствование услуг в Кыргызстане: Проект «Улучшение услуг на местном уровне» вступил в новую фазу реализации
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы