Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О противодействии коррупции

2020-11-20 / Новости Законодательства

28 сентября 2020 года Указом Президентом КР утверждена Государственная стратегия по противодействию коррупции и ликвидации ее причин в Кыргызской Республике на 2021–2024 годы (далее – Стратегия)

28 сентября 2020 года Указом Президентом КР утверждена Государственная стратегия по противодействию коррупции и ликвидации ее причин в Кыргызской Республике на 2021–2024 годы (далее – Стратегия)

Стратегия реализуется всеми государственными органами и органами МСУ, организациями и учреждениями, компаниями с государственной долей участия, политическими партиями, институтами гражданского общества.

В аналитической части Антикоррупционной стратегии приводится перечень самых актуальных причин, способствующих проявлениям коррупции в современных условиях, включая, например, следующие:

  • слабый контроль за доходами и расходами лиц, занимающих государственные и муниципальные должности; 
  • отсутствие национальной системы измерения уровня коррупции, позволяющей своевременно выявлять новые коррупционные риски и оперативно ликвидировать их;
  • низкий размер заработной платы лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, и отсутствие у отдельных категорий служащих каких-либо социальных льгот и гарантий;
  • слабая исполнительская дисциплина лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, по исполнению антикоррупционного и другого законодательства;
  • подкуп сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов при расследовании должностных или коррупционных преступлений;
  • отсутствие полноценного взаимодействия между правоохранительными и другими государственными органами, а также органами МСУ по минимизации коррупционных проявлений в их среде.

Разработка ведомственных планов и планов по демонтажу системной коррупции способствовала значительной активизации антикоррупционной деятельности. Однако до настоящего времени не разработана методика оценки воздействия этих планов
на состояние и уровень коррупции в государственных органах. В связи с чем возникает необходимость создания национальной методики оценки уровня коррупции в государственных органах и органах МСУ.

Гражданский сектор и бизнес-сообщество по-прежнему пассивно вовлечены в процесс разработки, реализации и мониторинга реализации антикоррупционных мероприятий и планов.

Отчеты по реализации антикоррупционных планов со стороны отдельных государственных органов и органов МСУ не опубликовываются на ведомственных сайтах на систематической основе либо информация в них не всегда соответствует действительности.

Решением Правительства КР был создан институт уполномоченных по вопросам предупреждения коррупции в государственных органах и органах МСУ. Однако практика показывает их недостаточную вовлеченность в координацию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере предупреждения коррупции, а также в планомерном выявлении возникающих коррупционных рисков и принятии оперативных мер противодействия.

Основополагающие принципы Стратегии, включают, в том числе, следующее:

  • отслеживание баланса доходов и расходов лиц, занимающих государственные и муниципальные должности. Применение инструментов сбора и анализа эконометрических данных о балансе между доходами и расходами лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, и их близких родственников. Установление факта наличия у лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, и их близких родственников уровня жизни, превышающего их реальные доходы, должно стать основанием для проведения антикоррупционной проверки;
  • общественный контроль. Обеспечение доступа к информации для общества, транспарентность (прозрачность) государственных процессов, полная открытость и доступность государственной информации;
  • усиление престижа государственной службы. Оптимизация и сокращение государственного аппарата, путем передачи отдельных государственных функций в частный сектор, а также недопущение необоснованного увеличения штатов отдельных государственных органов и органов МСУ. Обеспечение достойного вознаграждения за работу лицам, занимающим государственные и муниципальные должности всех рангов, для достижения высокого уровня жизни и обесценивания привлекательности совершения коррупционных правонарушений по финансовым мотивам. Увеличение требований к лицам, занимающим государственные и муниципальные должности, на основе принципа меритократии. Ужесточение требований к уровню профессионализма и трудовой дисциплине;
  • обесценивание коррупционной привлекательности государственных органов и органов МСУ. Ужесточение наказания за совершение коррупционных и должностных правонарушений. Легализация существующих коррупционных схем.

Главная цель Стратегии – минимизация коррупции в Кыргызской Республике посредством устранения базовых и системных причин ее возникновения; повышение эффективности проводимой государством антикоррупционной политики; завершение процесса цифровизации страны и автоматизации предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе автоматизация процессов по мониторингу деятельности государственных органов и органов МСУ, принятия ими решений и планирования); вовлечение в данный процесс всех институтов государственной власти, гражданского сектора и бизнес-сообщества; создание атмосферы нулевой толерантности к любым коррупционным проявлениям; обеспечение высокого престижа государственной
и муниципальной службы.  

Среди мер, предусмотренных в Плане реализации Стратегии, в отношении органов МСУ предусмотрены, в том числе, следующие:

  • разработка антикоррупционных планов по демонтажу системной коррупции в органах МСУ и осуществление постоянного мониторинга их реализации;
  • создание национальной системы измерения уровня коррупции (НСИУК)
    с использованием механизма социологических опросов о доверии населения
    к государственным органам и органам МСУ, цифровых инструментов, собственной системы индикаторов и критериев оценки, основанной на международных стандартах, с учетом национальной специфики, культуры и менталитета;
  • усиление контроля за установлением несоответствия между сведениями, отраженными в ЕНД лица, занимающего государственную или муниципальную должность, и его фактическим имущественным положением, а также имущественным положением его близких родственников, со стороны государственных органов, органов МСУ и институтов гражданского общества, в том числе обеспечить контроль особо крупных покупок (строительства) с определением пороговой суммы для каждой категории имущества (движимого и недвижимого), с которой начинается понятие «особо крупная покупка»;
  • внедрение программного обеспечения, позволяющего при заполнении формы ЕНД лица, занимающего или замещающего государственную и муниципальную должность (FORM STI-155), в автоматическом режиме заполнять сведения о наличии движимого и недвижимого имущества, путем получения данных от государственных органов и органов МСУ через систему межведомственного взаимодействия «Тундук»;
  • утверждение типового порядка регулирования конфликта интересов среди лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах и органах МСУ в качестве материально-ответственного и/или технического персонала;
  • централизация и автоматизация всех государственных регистров и баз данных, с целью обеспечения возможности комплексного получения государственных и муниципальных услуг в любом государственном органе или органе МСУ;
  • создание открытой системы финансовой отчетности государственных органов и органов МСУ с прозрачным отражением расходования финансовых средств в бухгалтерских отчетах;
  • законодательное закрепление в Законе КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» и Трудовом кодексе КР положения, исключающего возможность восстановления на работе, а также трудоустройства в государственные органы и органы МСУ, лиц, уволенных за совершение должностных преступлений, в том числе за преступления, связанные с коррупцией, хищением государственной или муниципальной собственности, и в связи с  утратой доверия, а также лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, освобожденных от уголовной ответственности по указанным категориям правонарушений, по не реабилитирующим основаниям.