Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О типовом плане работы айылного кенеша и постоянной комиссии айылного кенеша

2021-08-02 / Новости Законодательства
О типовом плане работы айылного кенеша и постоянной комиссии айылного кенеша

Приказом № 01-18/36 от 1 июня 2021 года Государственное агентство регионального развития Министерства сельского, водного хозяйства и развития регионов Кыргызской Республики утвердило Методическое руководство по разработке планов работы айылного кенеша и постоянных комиссий айылного кенеша, Типового плана работы айылного кенеша, Типового плана работы постоянной комиссии айылного кенеша. Данные типовые документы помогут айылным кенешам не только упорядочить свою работу, но и станут своеобразным проверочным листом для того, чтобы представительный орган сельского органа МСУ мог быть уверен, что ни один важный вопрос развития местного сообщества не выпадет из поля зрения кенеша. Проекты указанных документов были подготовлены Союзом МСУ КР при поддержке Проекта ГГПОМСУ.

СТРУКТУРА ТИПОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ АЙЫЛНОГО КЕНЕША

Гриф: в верхнем правом углу плана приводится информация о постановлении местного кенеша, утверждающего план работы представительного органа, включая дату и номер постановления.

Календарь проведения сессий местного кенеша: в соответствии с графиком решения вопросов местного значения, бюджетным календарем и другими причинами, существует типовое распределение вопросов, выносимых на сессии местного кенеша по кварталам и месяцам календарного года. Далее приводится указанное типовое распределение в разрезе кварталов и месяцев.

Краткая (примерная) информация по рассматриваемым вопросам. В отношении каждого выносимого на сессию вопроса, типовой план предлагает краткое описание информации, которую заблаговременно готовят ответственные лица. Например, информацию главы айыл окмоту (некоммерческой организации, инициативной группы граждан и др. – по согласованию) по работе с международными проектными организациями, донорами, спонсорами, в части привлечения инвестиций и грантов; отчет председателя жайыт-комитета по исполнению ежегодного плана использования пастбищ на год; отчет главы айыл окмоту об общем состоянии дел в айылном аймаке, исполнении местного бюджета, выполнении программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения; отчет главы айыл окмоту об исполнении Перспективного плана, о поступлении и использовании средств от арендной платы за земли ГФСУ и др. Также типовой план включает описание содержания решений, которые принимаются по итогам обсуждения вопроса. Например, Положение о порядке установления платы за пользование пастбищами; утверждение (при необходимости) состава и регламента работы Земельной комиссии по землям ГФСУ; рассмотрение и утверждение Программы приватизации объектов муниципальной собственности и др.

Ответственное лицо, исполнитель (специалист, руководитель учреждения, организации). В данной колонке табличного Типового плана приводится информация о том, кто несет ответственность за подготовку вопросов к сессии, а также выступает с соответствующими докладами. Например, глава айыл окмоту, руководитель НКО, председатель жайыт-комитета, председатель земельной комиссии по землям ГФСУ и др.

Постоянная комиссия айылного кенеша,  ответственная по данному вопросу. В данной колонке табличного Типового плана  приводится информация о том, какая постоянная комиссия местного кенеша готовит вопрос для рассмотрения его сессией, а также роль комиссии в процессе подготовки и рассмотрения. Например,  постоянная комиссия по вопросам инвестиций и  грантов представляет сессии свое заключение, а в дальнейшем осуществляет контроль за исполнением постановления (распоряжение) айылного кенеша по данному вопросу после его принятия.

Решения айылного кенеша, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса. В данной колонке табличного Типового плана приводится информация о том, какие решения принимаются сессией и каковы действия кенеша в отношении указанных решений. Например, принятие постановления или распоряжения айылного кенеша по итогам рассмотрения вопроса, опубликование и включение документа  в Государственный реестр нормативных правовых актов; предоставление рекомендаций по принятию соответствующих мер.

Формы участия граждан в МСУ: в заключительной колонке табличного Типового плана приводится ссылка на ст. 7 Закона КР “О местном самоуправлении”, которая устанавливает право граждан, НКО, ОО, бизнес-сообщества, групп мониторинга и оценки, инициативных групп граждан, представителей доноров и других заинтересованных лиц принимать участие в общественных слушаниях, сходах, курултаях, собраниях, в открытых сессиях айылного кенеша.

ВАЖНО!

Вопросы, перечисленные в Типовом плане работы айылного кенеша, должны быть расписаны по вышеуказанному образцу всеми постоянными комиссиями, в соответствии с вопросами, находящимися в их компетенции. 

Вопросы, перечисленные в Типовом плане работы айылного кенеша, не являются исчерпывающими и не ограничивают местные кенеши  и их постоянные комиссии в их праве включать в план работы иные вопросы, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики и не отнесенные к полномочиям государственных органов и иных организаций и учреждений.

Вопросы, перечисленные в Типовом плане работы айылного кенеша, вносятся в повестку дня сессии айылного кенеша после предварительного рассмотрения их постоянными комиссиями и принятия по ним соответствующего заключения комиссии и подготовки проекта решения айылного кенеша (постановления, распоряжения).

После предварительного рассмотрения вопросов, установленных в Типовом плане работы, и принятия соответствующего заключения постоянной комиссии, в случае необходимости принятия нормативного правового акта, постоянная комиссия также готовит проект постановления айылного кенеша по рассматриваемому вопросу. В соответствии с требованиями статей 22 и 23 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», проект постановления айылного кенеша выносится на общественное обсуждение, продолжительностью не менее одного месяца, путем размещения на официальном сайте органов МСУ или в других источниках официального опубликования.

Похожую структуру имеет и Типовой план работы постоянной комиссии айылного кенеша.

ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ РАБОТЫ АЙЫЛНОГО КЕНЕША И ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ АЙЫЛНОГО КЕНЕША

Глава 1. Общие положения

1.1. Настоящее методическое руководство разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»1, Типовым регламентом айылного кенеша2, утвержденным приказом Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики от 25 ноября 2013 года №01-24/65, и определяет порядок планирования деятельности айылного кенеша и его постоянных комиссий.

1.2. Методическое руководство предусматривает общие рекомендации по эффективному планированию деятельности айылного кенеша и его постоянных комиссий в рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению, по оптимальному распределению ресурсов и своевременному, качественному выполнению полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики.

1.3. Основной организационно-правовой формой работы айылного кенеша являются сессии, заседания постоянных (временных) комиссий, а также работа с избирателями.

1.4. Сессии айылного кенеша проводятся не реже одного раза в квартал. Помимо сессий айылного кенеша, созываемых в установленные сроки, могут проводиться внеочередные сессии.

1.5. На сессии айылного кенеша рассматриваются вопросы, предварительно изученные и рассмотренные соответствующими постоянными комиссиями, в соответствии с планами их работ, а также имеющие заключения комиссии и проект решения айылного кенеша (проект распоряжения, постановления АК) по рассмотренному вопросу.

Глава 2. Порядок утверждения и обнародования планов работ

2.1. Для эффективного выполнения собственных функций и полномочий айылный кенеш и его постоянные комиссии разрабатывают планы работ на соответствующий год. Проект плана работы айылного кенеша утверждается на сессии айылного кенеша.

2.2. Планы работ постоянных комиссий айылного кенеша разрабатываются на основе плана работы айылного кенеша и утверждаются на сессии айылного кенеша, либо по решению айылного кенеша утверждаются постоянными комиссиями айылного кенеша.

2.3. Планы работ айылного кенеша и его постоянных комиссий, утвержденные в установленном порядке, не исключают возможности внесения на рассмотрение айылного кенеша и его постоянных комиссий других важных (срочных) вопросов, не включенных в планы работ, либо внесение соответствующих изменений и дополнений к ранее утвержденным планам работ.

2.4. Планы работ после их утверждения подлежат обнародованию на информационных стендах, официальных сайтах органов местного самоуправления, в средствах массовой информации и другими средствами, предусмотренными Законом Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления»3.

2.5. Доступ граждан к планам работ, которые размещаются на источниках обнародования до конца утвержденного года, должен быть открытым.

Глава 3. Порядок разработки планов работ

3.1. Разработка плана работы айылного кенеша осуществляется заместителем председателя айылного кенеша и ответственным секретарем айылного кенеша (айыл окмоту), с участием председателя айылного кенеша и председателей постоянных комиссий айылного кенеша, главы айыл окмоту или его заместителя.

При необходимости в процесс разработки могут вовлекаться муниципальные служащие, независимые эксперты, руководители организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории айылного аймака, и иные заинтересованные лица.

3.2. Планы работ постоянных комиссий айылного кенеша разрабатываются после утверждения плана работы айылного кенеша. Разработка осуществляется каждым председателем постоянной комиссии с участием членов постоянных комиссий и ответственного секретаря айылного кенеша (айыл окмоту).

При необходимости в процесс разработки могут вовлекаться заместитель председателя айылного кенеша, заместитель главы айыл окмоту, муниципальные служащие, независимые эксперты, руководители организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории айылного аймака, и иные заинтересованные лица.

3.3. При разработке планов работ учитываются:

  • вопросы местного значения, установленные Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»4;
  • полномочия айылного кенеша и постоянных комиссий, установленные в Законе Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»5;
  • иные полномочия местного кенеша установленные в законодательстве Кыргызской Республики;
  • программы и планы развития местного сообщества (ПСЭР и др.);
  • отраслевые государственные программы (в части, касающейся компетенции органов МСУ);
  • приоритетные вопросы местного сообщества, выявленные в ходе изучения нужд сообщества, текущая ситуация, сезонные работы в айылном аймаке, результаты общественного мониторинга и оценки;
  • вопросы, включенные в планы работ, но оставшиеся не рассмотренными в предыдущем году, и др.

3.4. Лица, участвующие в разработке плана работы айылного кенеша, проводят анализ, с учетом требований подпункта 3.3. настоящей главы, и определяют перечень вопросов, необходимых для включения в годовой план работы айылного кенеша, с учетом административной, материальной и финансовой возможности айыл окмоту и айылного кенеша.

3.5. Перечень вопросов, включенных в планы работ, должен быть рассмотрен на заседаниях постоянных комиссий и сессиях айылного кенеша в течение года.

3.6. При определении очередности вопросов в планах работ принимаются во внимание вопросы, которые по характеру рассмотрения зависят от сезонности, погодных и иных условий (например, весенне-полевые работы, бюджетный календарь, субботники, подготовка к осенне-зимнему периоду, пастбищные вопросы, туристические сезоны, осенне-полевые работы, подготовка к отопительному периоду, подготовка к учебному процессу и т. д.).

3.7. При разработке планов работ и определения их сроков рассмотрения также необходимо учитывать вопросы, по которым, в соответствии с законодательством, должны проводиться общественные слушания:

  • формирование и исполнение местного бюджета;
  • управление муниципальной собственностью (приватизация, продажа, предоставление в аренду отдельных объектов муниципальной собственности, связанных с обеспечением жизнедеятельности местного сообщества и др.);
  • утверждение тарифов по питьевой и поливной воде, канализации, теплоснабжению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и др.;
  • утверждение генерального плана населенного пункта и др.

3.8. Количество сессий айылного кенеша устанавливается в зависимости от объема вопросов, включенных в план работы айылного кенеша (ежемесячно, один раз в полтора месяца, один раз в два месяца, один раз в квартал).

3.9. Количество заседаний постоянных комиссий айылного кенеша устанавливается в зависимости от объема вопросов, переданных на рассмотрение постоянной комиссии, а также от сроков рассмотрения этих вопросов на сессии айылного кенеша, установленных в плане работы айылного кенеша.

Глава 4. Структура плана работ айылного кенеша и постоянных комиссий

4.1. Структура годового плана работы айылного кенеша должна предусматривать разделы, графы, столбцы, в которых рекомендуется указать:

  • наименование вопроса, подлежащего рассмотрению на сессии айылного кенеша;
  • даты проведения сессий айылного кенеша (в случае принятия нормативного правового акта (постановление) айылного кенеша, вопрос рассматривается айылным кенешем после завершения 30-дневного срока общественного обсуждения);
  • краткую информацию о порядке рассмотрения вопроса;
  • ответственное лицо, исполнителя данного вопроса (подотчетное лицо, руководитель учреждения, организации);
  • постоянную комиссию айылного кенеша, ответственную за изучение и рассмотрение данного вопроса;
  • решение айылного кенеша принимаемое по итогам рассмотрения вопроса (распоряжение, постановление);
  • формы участия граждан (обеспечение участия граждан в МСУ6: сессии АК, заседания ПК АК, общественные слушания, курултаи местного сообщества, сходы, собрания, результаты МиО и др.).

4.2. Структуру плана работы постоянной комиссии айылного кенеша рекомендуется разделить на два раздела:

  • в первом разделе предлагается изложить мероприятия, направленные на изучение поставленного вопроса;
  • во втором разделе предлагается изложить мероприятия, направленные на рассмотрение вопроса в комиссии и принятие по ним решения.

4.3. Первый раздел плана работы ПК рекомендуется разделить на графы, в которых следует указать:

  • дату проведения мероприятий по изучению вопроса;
  • примерный перечень мероприятий, необходимых для изучения вопроса;
  • исполнителя данного вопроса, ответственное подотчетное лицо, (глава АО, заместитель главы АО, ответственное должностное лицо, руководитель учреждения, организации, предприятия и др.);
  • члена (членов) постоянной комиссии, ответственного (ных) за изучение и подготовку материалов (заключение, проекты распоряжения, постановления) к заседанию комиссии по рассмотрению данного вопроса;
  • решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса (проект заключения, проект распоряжения, проект постановления и приложения);
  • формы участия граждан (заседания ПК АК, общественные слушания, курултаи местного сообщества, сходы, собрания, результаты МиО и др.).

4.4. Второй раздел плана работы ПК рекомендуется разделить также на графы, в которых следует указать:

  • дату проведения заседания постоянной комиссии по рассмотрению данного вопроса;
  • наименование вопроса, подлежащего рассмотрению на заседании постоянной комиссии;
  • исполнителя данного вопроса, ответственное подотчетное лицо, (глава АО, заместитель главы АО, ответственное должностное лицо, руководитель учреждения, организации, предприятия и др.);
  • члена (членов) постоянной комиссия, ответственного (ных) за изучение и подготовку материалов к заседанию комиссии по рассмотрению данного вопроса;
  • решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса (заключение комиссии, проект распоряжения или проект постановления, утверждаемый документ);
  • формы участия граждан (заседания ПК АК, общественные слушания, курултаи местного сообщества, сходы, собрания, результаты МиО и др.).

4.5. Вопросы, которые относятся к ведению нескольких постоянных комиссий, могут по инициативе комиссий или по поручению председателя айылного кенеша подготавливаться и рассматриваться постоянными комиссиями совместно (например, вопросы утверждения программы социально-экономического развития, отчет главы АО, вопросы утверждения устава местного сообщества, регламента АК и др.).

4.6. В планах работ постоянных комиссий совместное изучение таких вопросов указывается в одни и те же сроки, с указанием сроков рассмотрения их на совместных заседаниях постоянных комиссий.

4.7. Совместное заседание правомочно, при участии более половины членов комиссии от каждой комиссии. Совместное заседание комиссий ведут председатели этих комиссий по согласованию между собой.

4.8. Решения по вопросам, рассматриваемым на совместном заседании, принимаются простым большинством голосов от общего числа членов постоянных комиссий и подписываются председателями этих комиссий.

Глава 5. Соблюдение требований законодательства при разработке планов работ

5.1. Решения айылного кенеша издаются в форме постановления и распоряжения, которые подписываются председателем айылного кенеша, а во время его отсутствия - заместителем председателя айылного кенеша7.

5.2. Постановление айылного кенеша - нормативный правовой акт, принимаемый айылным кенешем в пределах своей компетенции на основе и во исполнение нормативных правовых актов и имеющий обязательную юридическую силу на соответствующей территории.

5.3. Проекты постановлений, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующих предпринимательскую деятельность, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»8, подлежат общественному обсуждению, сроком не менее одного месяца, путем размещения проекта постановления на официальном сайте органов местного самоуправления либо в иных источниках официального опубликования (в местных газетах, на сайтах госорганов).

5.4. По решению айылного кенеша проект постановления может размещаться в специальных местах обозрения (досках, стендах), определяемых айылным кенешем.

5.5. После завершения установленного срока общественного обсуждения проект постановления вносится на рассмотрение айылного кенеша. В случае поступления замечаний и предложений от граждан, проект постановления выносится на рассмотрение айылного кенеша, с учетом результатов рассмотрения по поступившим предложениям.

5.6. Распоряжение айылного кенеша является актом организационно-распорядительного характера, принимаемым местным кенешем на основе и во исполнение нормативных правовых актов и имеющим обязательную юридическую силу на соответствующей территории. Вопросы, по которым принимаются распоряжения айылного кенеша, не подлежат общественному обсуждению.

Глава 6. Контроль за выполнением планов работ

6.1. Председатель айылного кенеша либо его заместитель осуществляет контроль и координацию деятельности айылного кенеша, а также его постоянных комиссий по своевременному выполнению утвержденных планов работ.

6.2. Председатель айылного кенеша либо его заместитель в рамках осуществления контроля:

  • координирует деятельность постоянных комиссий айылного кенеша, ответственного секретаря айылного кенеша (айыл окмоту) по своевременному выполнению планов работ и внесению соответствующих заключений и решений (распоряжений, постановлений) по установленным вопросам на рассмотрение айылного кенеша в порядке и сроки, установленные в планах работ;
  • периодически (ежемесячно, ежеквартально, не реже двух раз в год) заслушивает и обсуждает с председателями постоянных комиссий и ответственным секретарем айылного кенеша (айыл окмоту) информацию о ходе реализации планов работ;
  • осуществляет мониторинг реализации планов работ и вносит на рассмотрение айылного кенеша, а также на рассмотрение постоянных комиссий, предложения, касающиеся вопросов реализации планов работ;
  • осуществляет контроль за обеспечением доступа граждан к утвержденным планам работ;
  • осуществляет иные полномочия, направленные на своевременное и качественное выполнение планов работ.

 

____________ 

1 Ст.ст. 31-34 Закона КР «О местном самоуправлении».

2 Глава 3 Типового Регламента айылного кенеша, утвержденного приказом ГАМСУМО от 25.11.2013 №01-24/65.

3 Ст. 6 Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления».

4 Ст. 18 Закона КР «О местном самоуправлении».

5 Ст.ст. 31, 33 Закона КР «О местном самоуправлении».

6 Ст. 7 Закона КР «О местном самоуправлении».

7 Ст. 36 Закона КР «О местном самоуправлении».

8 Ст. ст. 22, 23 Закона КР «О нормативных правовых актах КР».