Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Мое местное самоуправление: 30 лет спустя

2021-11-02 / МСУ в Кыргызстане
Мое местное самоуправление: 30 лет спустя

Информацию для “мозаики” собрала Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА

У каждого из жителей Кыргызской Республики – свое местное самоуправление. Потому что МСУ – это и сама жизнь, разная, удачная и не очень, сильная или трудная, счастливая или преодолевающая.

Журнал «Муниципалитет» спросил у своих давних читателей, подписчиков и авторов: а какое оно, их личное местное самоуправление? Ответы были столь же разнообразные, как и судьбы. Действующие и бывшие руководители органов МСУ, депутаты местных кенешей, эксперты и общественные деятели представили яркую палитру мнений, воспоминаний и ожиданий от местного самоуправления.

Эти шестнадцать человек каждый по-своему видит местное самоуправление, но вся картина получилась целостной, интересной. Раздумывая над ответами, можно сделать немало важных выводов и о пройденном пути, и том, что нужно сделать дальше.

Редакция не стала публиковать их с указанием авторства, а перемешала в подобие калейдоскопа, мозайки, похожей на НАШУ пеструю жизнь и НАШЕ пестрое местное самоуправление.

Журналу «Муниципалитет» отвечали:

  • АКМАТАЛИЕВ Асанбек, депутат местного кенеша;
  • АСАНАЛИЕВА Кыял, депутат местного кенеша;
  • АСТАРОВ Данияр, экс-глава айыл окмоту;
  • БАЙДЫЛДАЕВ Мурат, экс-глава айыл окмоту, экс- заместитель директора ГАМСУМО, заместитель директора Союза МСУ;
  • БОЛТОБАЕВА Венера, эксперт в сфере МСУ;
  • ГАЙБУЛИНА Роза, исполнительный директор ОЮЛ Ассоциации «Альянс «за прозрачный бюджет»;
  • ИБРАИМОВ Максат, экс-глава айыл окмоту;
  • КОЛЬБАЕВ Найзабек, глава айыл окмоту в четвертый раз;
  • КОПОЕВА Зулайка, глава айыл окмоту во второй раз;
  • КОЧКОРБАЕВ Эламан, впервые избранный в айыл окмоту;
  • КЫДЫКЕЕВ Сыргак, экс-глава айыл окмоту, действующий торага айылного кенеша;
  • МАМЫТОВ Азамат, депутат местного кенеша;
  • МОЛДОБАЕВА Бегимжан, депутат местного кенеша;
  • ОРМОНОВА Авазкан, торайым местного кенеша;
  • ТОКТОБАЕВА Роза, житель, почетный гражданин района;
  • ЭСЕНБЕКОВ Самыйбек, экс-глава айыл окмоту, эксперт в сфере МСУ.

КАК ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯЮТ НА ЖИЗНЬ ВАШЕГО СЕЛА ИЛИ ГОРОДА?

«В нашей жизни все взаимосвязано: местное сообщество – местное самоуправление – региональное развитие – устойчивое развитие государства – достойный жизненный уровень каждого гражданина».

«В. И. Ленин сказал: «Невозможно жить в обществе и быть исключенным из общества», поэтому никто не может остаться вне местного самоуправления».

«Местное самоуправление влияет на среду, в которой я живу, городскую культуру, на правосознание горожан, городской облик, городской микроклимат, городскую экологию, городскую среду и инфраструктуру, на решение вопросов местного значения, на организацию муниципальных услуг, на качество жизни каждого, кто проживает в Бишкеке, на причастность того, чтобы каждый горожанин чувствовал, что город Бишкек – это его город. И я могу сказать уверенно, что город Бишкек – это мой город, это часть моей жизни и судьбы!».

«Я участвую в разработке программ стратегического развития совместно с органами местного самоуправления, изучаю практические и стратегические гендерные потребности населения и предлагаю планы и пути их решения. Расставляя приоритеты, сотрудничаю с местными активистами, участвую в общественных слушаниях и рекомендую их органам МСУ в качестве инструмента для решения вопросов местного значения. Иными словами, я отслеживаю подотчетность органов МСУ перед своим населением и депутатами местного кенеша».

«Органы МСУ должны стать подлинной формой самоорганизации населения в рамках конкретной территории. Это требует осознания жителями и муниципальными служащими того, что органы МСУ являются не представителями государственной власти, а представителями местного сообщества, а также стимулирования заинтересованности и инициативности сельчан путем выстраивания диалога и усиления взаимной ответственности между населением и органами МСУ».

«Суть развития айылных аймаков состоит в повышении жизнеспособности местного сообщества, что достигается путем повышения уровня жизни населения, развития предпринимательской активности. Развитие этих направлений в деятельности органов МСУ определяет переход от администрирования к управлению достижением устойчивого развития местных сообществ».

«Чтобы управленческий процесс действительно стал эффективным, нужно учесть следующее:

  • решения должны приниматься на уровне, на котором они могут быть максимально рациональными и взвешенными, с учетом особенностей и возможностей айылных аймаков;
  • необходимо соблюдение баланса местных, региональных и государственных интересов, с целью стимулирования роста активности населения на местах и обеспечения единства процесса управления на разных уровнях;
  • необходимо стимулировать вовлечение людей в процесс принятия управленческих решений, усиливать способность местного сообщества к саморегуляции, развитию институтов демократии и опоре на местные ресурсы;
  • управление айылными аймаками необходимо ориентировать на структуру расселения людей (генеральный план) на основе выработанной стратегии развития и видения будущего;
  • необходимо повышение образования и профессионализма людей, принимающих участие в управлении на общественных началах, для чего необходима организация специальных образовательных семинаров, участие в программах различных фондов и др.».

ПРИВЕДИТЕ САМОЕ ЯРКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ ИЛИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ВАШЕЙ РАБОТЫ В ОРГАНЕ МСУ (ВАШ УСПЕХ ИЛИ НЕУДАЧУ) ИЛИ С ОРГАНОМ МСУ

«Запомнилась радость людей, когда мы первыми в районе установили освещение на трассе, а также восстановили детский сад, который много лет не работал».

«Интриги на выборах в местные кенеши. Никак не ожидала, что в маленьком селе, где все знают друг друга, может быть такая борьба. Особенно среди женщин-кандидаток. Многие забывают, что наступит следующий после выборов день. Удручает отношение женщин друг к другу. Не хватает солидарности женщин. Нужно изменить основу взаимоотношений, перейти от принципа “женщины-конкуренты” к принципу “женщины- единомышленники”».

«Ярким был 2007 год, когда состоялась реформа в сфере межбюджетных отношений и четырехуровневый бюджет стал двухуровневым, это стало большим стимулом для органов МСУ, у которых появилась реальная возможность решать многие актуальные вопросы местного значения».

«Ярким воспоминанием стала Школа депутатов, где мы обучились правильному применению законов, лидерству, тому, как поддерживать друг друга. Благодаря знаниям, опыту и мотивации, приобретенным в рамках Школы, сложилась моя карьера депутата. Нам, сельским женщинам, вряд ли удалось бы оплатить такие курсы».

«Самые яркие воспоминания – это когда в конце года изучаешь исполнение бюджета. Также открытие новых объектов – целая часть жизни. И когда ты видишь, как население довольно твоей работой, радуется новым объектам, - вот из таких ярких моментов и состоят мои воспоминания тех лет, когда я работал главой айыл окмоту. Это я считаю своим успехом, достижением. А неудачи… ну, это когда тебе в конце года дают критическую оценку твоей работе за прошедший год».

«Успехом считаю то, что удалось вернуть государственную собственность в муниципальную (детский сад, водозабор, административное здание айыл окмоту)».

«Часто вспоминаю участие в учебной поездке в Латвию, где уровень самостоятельности органов местного самоуправления превысил мои ожидания, после которой в голове «щелкнуло»: если не сейчас, то когда? Впечатления заставили «перезагрузиться» в отношении способов решения вопросов местного значения. А потом беда под названием «пандемия» изменила мой подход к решению вопросов местного значения».

«Общественные бюджетные слушания по обсуждению проекта местного бюджета на 2022 год. Население было очень активным. По итогам слушаний было единогласно решено направить средства не на развлечения и праздники, а только на решение вопросов местного значения. В частности, проведение освещения. Кроме того, население согласилось увеличить размер налога на землю вдвое – люди все поймут, если им правильно объяснить».

«Когда молодежь пытается решить местные вопросы своими силами, часто сталкивается с проблемами. В частности, не всегда мы находили понимание и поддержку со стороны взрослых, кто был у власти. Наступило разочарование. А теперь все в наших руках. Что посеешь, то и пожнешь. К сожалению, мы не нашли понимания и поддержки у представителей власти, поэтому решили пойти на выборы. По итогам прошедших выборов, 70% состава местного кенеша составила молодежь. 21 депутат нашего кенеша оказал мне доверие, единогласно проголосовав за мою кандидатуру на должность главы муниципалитета. Это был наш первый успех. Но вместе с тем я осознаю, что эта должность – ответственная и важная, и требует постоянной работы над собой и с людьми. Наша молодежь не сидит сложа руки, она в постоянном поиске и действии. Мы готовы усердно работать над достижением наших целей для развития нашего аймака, нашей страны».

«Случай, оставшийся в моей памяти: я стала депутатом, чтобы защитить права человека, в том числе права и интересы женщин и девочек. Основным направлением моей платформы было участие женщин и девушек в деятельности органов местного самоуправления. Узнав про мои задачи, депутаты развеселились, говорили, что место женщины и девушки – дома. Я много времени тщетно пыталась объяснить депутатам и сотрудникам айыл окмоту, что вопрос, который я подняла, – очень серьезный. Тогда очень расстроилась, осознав, что депутаты уже забыли о своих избирателях, выиграв выборы и став лицами, принимающими решения. Для них, оказывается, важны совсем другие вопросы: выравнивание дороги, установка трансформатора, строительство футбольного поля. Вопросы безопасности, доступа к простым услугам, сокращения безработицы, льгот для людей с инвалидностью и поддержка пожилых одиноких граждан тех депутатов не волновали. Подобные дебаты продолжались долго, потому что все депутаты должны были понять, что главный приоритет для них – не инфраструктура как таковая, а человек, его проблемы и потребности».

«Одна из моих счастливых историй – это борьба за расширение экономических прав и возможностей сельских женщин, расширение их участия в местном развитии. Мы провели встречи с депутатами Жогорку Кенеша, общественные слушания по обсуждению вопросов государственного социального страхования и пенсионного обеспечения сельских женщин в Кыргызской Республике. Удалось защитить интересы крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих небольшие земельные участки со значительным количеством членов домохозяйств. Учитывая, что доходность и рентабельность земледелия на малых участках практически равна нулю, и что женщины в основном относятся к категории мелких землевладельцев, мы добились более равного распределения бремени по уплате страховых взносов между богатыми и бедными».

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНОВ МСУ С ГРАЖДАНАМИ?

«Органам МСУ следует вести тесную работу с местными сообществами. Потому что именно местное самоуправление занимается решением вопросов местного значения, согласно своим функциональным обязанностям. Отсутствие подобного двустороннего сотрудничества нередко приводит к непониманию, а в некоторых случаях и конфликтам. Нам необходимо слушать и слышать, понимать наших граждан, обсуждая с ними все свои решения».

«Нужно решать проблемы людей, организуя общественные слушания и определяя один приоритетный вопрос на каждый год. Для людей также важны правильное сохранение и защита народных богатств, защита муниципальной собственности. Необходимо повышение доверия населения к власти, предотвращение конфликтов, повышение качества муниципальных услуг через организацию управления в решении местных проблем».

«Необходимо усердно работать над единством народов, проживающих на одной территории, в их общих интересах и для удовлетворения их нужд и потребностей».

«Самое главное во взаимоотношениях органов МСУ с гражданами – прозрачность работы, которую делают органы МСУ. Ведь органы МСУ, оказывая услуги на местном уровне, являются ответственными за решение жизненно важных вопросов населения. Для того чтобы добиться высокого доверия населения, нужно своевременно предоставлять нужную информацию своим гражданам. Иногда это очень просто сделать. Например, в настоящее время в моем селе действуют мобильные WhatsApp- группы, откуда местное население узнает обо всем, что происходит в селе».

«Самое главное – обеспечить активное участия членов местного сообщества, их объединений, иных физических и юридических лиц в решении вопросов местного значения путем финансирования их инициатив из местного бюджета».

«Самое главное во взаимоотношениях местного самоуправления с гражданами – это совместное решение проблем муниципалитета, обсуждение их с гражданами во время встреч и сходов».

«Органы МСУ должны находиться в постоянном контакте с гражданами, ведь что бы ни делалось, какие бы проекты ни выполнялись, все нацелено на граждан, на улучшение их условий жизни. Как говорится, «добрый совет ко времени хорош». И хорошее, и плохое мы должны пережить вместе с народом, советуясь и сообща. То, что вы делаете, не посоветовавшись с людьми, не будет иметь будущего и стабильности».

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНОВ МСУ С ГОСУДАРСТВОМ?

«Самое главное – это понимание юридической природы и роли МСУ, учет интересов МСУ, политическое партнерство, политический диалог, политическая грамотность и политическая культура».

«Дать органам МСУ больше самостоятельности, и привлекать представителей органов МСУ к обсуждению проектов законов».

«Огорчает, когда государственные органы, находящиеся в системе государственной власти, относятся к местному самоуправлению как к сырьевому придатку, навязывая свои решения, ведь органы местного самоуправления находятся на передовой власти, ежедневно находясь в тесном контакте с населением».

«Если будет развита сельская местность, то это окажет прямое влияние и на развитие нашей страны в целом. Было бы замечательно, если расходы, связанные с образованием (например, обеспечение углем, расходы на электроэнергию, отопление), финансировало государство. Высвободившиеся средства мы бы направили на решение местных вопросов, на которые не хватает финансирования и которые мы вынуждены откладывать из года в год».

«Сфера МСУ достаточно систематизирована в настоящее время, да и народ стал лучше понимать, что такое МСУ. «Москва не сразу строилась». Всему нужно время. Необходимо и дальше развивать и улучшать систему МСУ у нас в стране».

«Я хочу, чтобы государственные решения были качественными. Права и интересы человека должны быть на первом месте; необходимы внедрение работы с конкретными социальными группами, инклюзивность и гендерная чувствительность».

«Чтобы государство прекратило перекладывать все подряд на органы МСУ, а лучше четко разграничило функции и полномочия».

«Самое главное во взаимоотношениях местного самоуправления и государства – это недостаточный объем стимулирующих грантов для решения вопросов местного значения. А передача полномочий не решит финансовую проблему. Было бы хорошо, если эти вопросы будут учтены при утверждении республиканского бюджета».

«С государственными органами продолжают обращаться как с родными детьми, а органами местного самоуправления – как с чужими. Работа в органах местного самоуправления перестала быть престижной, поэтому там сейчас около 8000 вакансий».

ЧТО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ОРГАНОВ МСУ И ОТ СОЮЗА МСУ В БУДУЩЕМ?

«В будущем я жду, что органы местного самоуправления будут обеспечены кадрами, освоившими программу «Санарип аймак» в соответствии с современными требованиями; развития сельского хозяйства и животноводства, роста малого бизнеса; увеличения местных бюджетов и их выхода из дотации».

«В будущем я надеюсь, что многие муниципалитеты перестанут быть дотационными и станут самостоятельными. Что для этого нужно? Необходимо поменять Налоговый кодекс Кыргызской Республики для увеличения бюджета айыл окмоту. И тогда айыл окмоту станет самостоятельным и недотационным, что приведет к развитию всех муниципалитетов и страны в целом».

«Полной самостоятельности и способности решать вопросы местного значения под свою ответственность. Это право местным сообществам и избранным ими органам МСУ гарантировано Конституцией Кыргызской Республики. Надо чтобы органы государственной власти по умолчанию выполняли свои обязательства перед органами местного самоуправления».

«В будущем я хочу видеть органы МСУ самостоятельными, ведущими свою работу основательно. Жду, что органы МСУ будут служить народу с полной отдачей, работая над конечным результатом. Верно, во многих случаях мы «хромаем» от недостатка квалифицированных кадров; потенциал органов МСУ снижается. И именно сейчас мы должны разработать сильную кадровую программу для популяризации муниципальной службы, местного самоуправления, и привлечь молодежь. Я верю, что в будущем молодые кадры будут квалифицированными до такой степени, что смогут поднять нашу страну, где все законы будут соблюдаться, а коррупция будет искоренена».

«С нетерпением жду прихода образованных и опытных депутатов. Необходимо обеспечить полноценную подготовку депутатов, пришедших от различных спортивных «движений». Ожидаю, что требования к главе айыл окмоту будут соответствовать современности. Жду устранения коррупционных схем».

«Очень хорошо, что у нас есть такой орган, как Союз МСУ. Последние годы Союз ведет очень тесную работу с органами МСУ: оказывает методическую и консультационную помощь, разъясняет в деталях нормативные правовые акты и т.д. Одним словом, он стал «мостиком» между органами МСУ и властью».

«Способность местных властей, органов МСУ строить планы (социально-экономические программы развития айылного аймака, региона) на основе комплексного подхода к развитию региона, выявления потенциалов, взаимодействия с населением и определения долгосрочных приоритетов развития, реализация которых обеспечивает повышение уровня жизни людей».

«Я жду развития. Чтобы в первую очередь на пост главы приходили уже подготовленные кадры, чтобы, несмотря на дотационность, каждый орган МСУ имел свой план развития. Тем более, что хорошие примеры в стране есть. Есть два главных фактора, которые будут влиять на качество местного самоуправления – сами главы айыл окмоту и мэры, в также новое законодательство».

«Я думаю, что органы МСУ с каждым годом будут еще лучше предоставлять услуги жителям села. Улучшится качество предоставляемых услуг, повысится уровень экономического благосостояния аймака, усилится партнерство с международными донорскими организациями. Пусть жители наших сел будут жить лучше и богаче».

«Сегодня местное самоуправление находится в плачевном состоянии. Если глава исполнительного органа МСУ будет назначаться и освобождаться от должности акимом района, то МСУ исчезнет. Но это одна часть проблемы. Вторая – это низкий уровень профессионализма органов местного самоуправления, который не отвечает современным требованиям. Особенно жаль, что депутаты не стали движущей силой развития местных сообществ, а стали «тормозом» (препятствием). В целом, я надеюсь, что государственные органы будут помнить о МСУ не только в процессе выборов, но всегда будут вести стабильную государственную политику».

«Значителен вклад в будущее развитие местного самоуправления в стране со стороны Союза МСУ КР, потому что сегодня органы МСУ не могут каждый по отдельности сообщать о своих проблемах в правительстве, в кабинетах чиновников, прямая связь отсутствует. И Союз МСУ играет важную роль в доведении проблем МСУ на местном уровне до государства».

«Жду от МСУ, от каждого соотечественника, чтобы берегли человека, уважали человека, ценили человека! Если все это будет присутствовать, тогда будут профессиональные кадры, развитие МСУ и государства!».