Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Формула успеха муниципального предприятия «Масы Тазалык» с. Масы Ноокенского района Джалал Абадской области
О МУНИЦИПАЛИТЕТЕ. Масы айыл окмоту расположен на юге Кыргызстана к северо-западу от Джалал-Абада по автотрассе М41, что связывает Бишкек с городом Ош. Муниципалитет состоит из пяти сел, где проживает более 26 тысяч человек. Национальный состав представлен кыргызами, узбеками, уйгурами, другими национальностями. Административным центром муниципалитета является село Масы. Масы – старинное поселение, известное до революции 1917 года как Эски-Масы. В советское время оно называлось Ленин-Джол. В десятке километров от села находится узбекская граница. Жители села занимаются преимущественно сельским хозяйством, торговлей и мелким бизнесом.
Гульнара САЯКБАЕВА, эксперт по развитию муниципальных предприятий Проекта УУМУ
В муниципалитете функционирует 24 точки общественного питания, 16 социальных объектов, 23 учреждения районного значения, 5 рынков. Все эти объекты производят большой объем бытового мусора, уборка которого долгое время не была организована должным образом. Для решения данной проблемы в 2011 году было принято решение создать муниципальное учреждение «Масы Тазалык» для оказание услуг местному населению по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству, санитарному содержанию населенного пункта и т.д. В момент создания у предприятия была одна единица специализированной техники – ГАЗ-53. К 2014 году предприятие обзавелось еще одной единицей ГАЗ-53 – самосвал, одной единицей ГАЗ-53 – мусоровоз, одним экскаватором и одним восемнадцатиместным маршрутным автобусом. На предприятии трудились 16 человек.
Более пятнадцати лет предприятие функционировало по классическому сценарию. Как и многие подобные предприятия нашей страны, работало по сметному принципу, т.е. целиком и полностью зависело от местного бюджета. Финансирование из местного бюджета производилось на основании бюджетных сметных назначений предприятия. Заработная плата сотрудников предприятия была фиксированной и не зависела от его производительности. Предприятие не имело никаких перспектив на развитие: есть работа или нет работы, зарплата выплачивалась. Расходы по топливу и ремонтным работам не нормировались, учет не велся, из-за чего техника часто ломалась и простаивала. Такой подход к развитию муниципального предприятия непременно приводит к краху. Возникало много конфликтных ситуаций между администрацией муниципалитета и сотрудниками предприятия, что значительно снижало доверие местного населения к органам местного самоуправления. Население практически перестало оплачивать оказанные услуги. Предприятие медленно и целенаправленно опускалось к банкротству. Начали нарастать долговые обязательства как перед работниками предприятия, так и перед поставщиками, налоговым органом и Социальным фондом. Руководство предприятия, исполнительные и представительные органы местного самоуправления предпринимали много безрезультатных попыток вывода предприятия из кризисной ситуации.
В целом предприятие как субъект стало абсолютно непривлекательным для работников, в результате – рост текучести кадров. Частые поломки специализированной техники привели к конфликту между разными слоями потребителей, как результат – снижение платежей и недоверие со стороны как учредителя, так и местного населения. Отношение к предприятию опустилось до критического минимума, и его готовили к закрытию.
В 2015 году Масы айыл окмоту был отобран пилотным субъектом в Проект «Улучшение услуг на местном уровне», и с этого периода у комбината начались перемены.
Так, на постоянной основе представители органов МСУ повышали свой потенциал в сфере предоставления услуг, производства государственных закупок и исполнения муниципального заказа. Участвовали в обменных обучающих визитах в Иссык Кульской и Джалал- Абадской областях, а также прошли обучение по разработке дополнительного реестра муниципальных услуг. Для усовершенствования материальной-технической базы предприятия Проектом передан 1 комплект оргтехники.В дополнительный реестр муниципальных услуг введены 5 дополнительных услуг, которые предоставляются по настоящее время. В целях повышения ответственности среди местного населения, а также усиления устойчивости предоставляемых услуг, Масы АО принял участие в конкурсе Проекта, в котором выиграл почетное второе место и стал обладателем двух единиц принтеров, один из которых был передан в пользование предприятию. На базе Масы АО создана группа совместного мониторинга и оценки, которая функционирует по настоящее время.
Далее, для закрепления полученных знаний и навыков, а также развития экономической устойчивости на предприятии, глава Масы АО принимает решение привлечь независимого консультанта по антикризисному управлению.
Изучая историю развития предприятия, специалистом выявлены недоработки в управлении производством предприятия, которые можно объединить в четыре категории: правовая, ресурсная, экономическая и финансовая. По всем категориям был произведен тщательный и прицельный анализ, который впоследствии стал основанием для разработки антикризисного плана предприятия.
Анализ правовых проблем включал изучение нормативной правовой документации предприятия. Данный анализ показал, что в этой части имеется много недоработок. Так, Устав предприятия разработан не в рамках Гражданского кодекса Кыргызской Республики. За основу был взят Устав унитарного предприятия Российской Федерации и адаптирован к ситуации.
Анализ ресурсных проблем выявил особен-ности социальных и партнерских отношений между работником и работодателем, показал, что на предприятии не соблюдены нормы Трудового законодательства Кыргызской Республики, техники безопасности, а также социального и производственного развития предприятия.
Анализ экономического положения включал рассмотрение практики планирования, мониторинг и движение денежных средств. Было выявлено отсутствие планирования и распределения активов и пассивов предприятия, а также анализ каждого элемента прибыли. Анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение для руководства предприятия, его учредителей, кредиторов и т.д. Для руководителей подобный анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Для учредителей прибыль выступает источником получения дохода на вложенный ими в конкретное предприятие капитал. Кредиторы получают возможность оценить перспективу погашения предоставленных предприятию кредитов или займов, в том числе и процентов по ним.
Анализ финансовой ситуации предусмат-ривал рассмотрение финансовых результатов деятельности предприятия и состоял из следующих этапов:
- 1) изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);
- 2) структурный анализ соответствующих статей (в %);
- 3) изучение динамики изменения показателей за ряд периодов (год, квартал) – трендовый анализ;
- 4) исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ);
- 5) исследован отчет государственного инспектора Счетной палаты КР за 2017 год.
Комплексный анализ показал, что источником финансирования деятельности предприятия является местный бюджет. Не ведется учет по предоставляемым услугам предприятия. Отсутствует перечень выполняемых работ, нормирование по всем видам табличных показателей, природа гражданских правоотношений по категориям потребителей и поставщиков. Движение денежных средств производится беспорядочно и хаотично. Производительность предприятия напрямую зависела от настроения и финансовых возможностей органов местного самоуправления. Директор предприятия не имел рычагов воздействия на текущую плачевную ситуацию. Работники предприятия вели себя равнодушно и безответственно к поставленным задачам.
В заключение государственного инспектора Счетной палаты Кыргызской Республики за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, от 25 декабря 2019 года повествуется о многочисленных недочетах в хозяйственной деятельности предприятия, и предписано привести деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, конкретно – тарифную систему.
Самым важным аспектом является настроение и отношение сотрудников предприятия к выполняемой работе и их желание развиваться в сторону рентабельности. В данном случае проводились индивидуальные беседы с КАЖДЫМ СОТРУДНИКОМ предприятия. Совместно с ними детально изучены причины учреждения предприятия, необходимость его учреждения, надобность самих работников, форма оплаты труда, а также стимуляция к развитию производства.
После анализа для предприятия был разработан индивидуальный антикризисный план, который включал в себя радикальные перемены в деятельности. Реализация плана требовала огромных усилий для всех категорий заинтересованных лиц: представительных и исполнительных органов местного самоуправления, сотрудников предприятия и местного населения.
В рамках антикризисного плана были разработаны все необходимые документы для хозяйственной деятельности предприятия: произведено нормирование по всем видам выполняемых работ; выработаны тарифы, расчеты, калькуляции, технологические карты, производственная программа и т.д.; составлены документы для внедрения социального партнерства в производство; внесены дополнения и изменения в учредительные документы, а также сценарий развития на 2 года. Так, согласно сценарию развития, предприятие за первый год реализации плана достигает порога финансовой экономической планки – нулевой рубеж. На данном рубеже предприятие обретает независимость от средств местного бюджета и выходит на самоокупаемость.
Развитие отношений между работником и работодателем является неотъемлемой частью антикризисного плана. На предприятии введены элементы социального поощрения, такие, как средства индивидуальной защиты, ежедневное одноразовое горячее питание, надбавки за вредные условия труда, путевки на санаторно-курортное лечение, премии за расширение зоны обслуживания, доплата и премии за увеличение абонентской базы, подарки детям на новогодние праздники и День защиты детей. Причем теперь заработную плату работники получают не фиксировано, а за конечный результат, что позволяет говорить о заинтересованности и ответственности самого рабочего за свой участок. Также в систему введен метод бригадного подряда. Теперь заработная плата работников административно-управленческого персонала напрямую зависит от производительности рабочих. Если раньше заработная плата не зависела от результатов работы, и все сотрудники получали фиксировано ежемесячно одинаковую плату, то теперь оплата труда распределяется всем одинаково прямо пропорционально выполненным работам и поступившим денежным средствам. Такой подход стимулирует все категории работников к расширению зоны обслуживания и увеличению объемов выполняемых работ.
По состоянию на 31 декабря 2020 года, финансовые показатели по поступлению денежных средств за оказываемые предприятием услуги предприятия следующие:
В целях становления устойчивой формы управления на предприятии проведены следующие мероприятия:
- разработан и введен в действие Устав муниципального предприятия,
- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, разработаны и введены в действие договоры между ОМСУ и предприятием, а также местным населением и предприятием,
- разработаны и введены в действие сессией местного кенеша тарифы на услугу вывоза твердых бытовых отходов,
- разработаны и введены в действие принципы социального партнерства на предприятии,
- составлен бюджет, ориентированный на результат предприятия на 2019-2020-2021 годы.
Из сравнительной таблицы следует, что средний прирост денежных средств в 2021 году по отношению к 2017 году (начало работы привлеченного специалиста) составляет 347,2 тыс. сомов. Среднемесячная заработная плата выросла на 6,0 тыс. сомов, без учета дополнительных компенсаций и социального пакета. Численность работников снизилась на 6 человек без ущерба деятельности предприятия. Рост абонентской базы в разрезе физических лиц составил +468 договоров, а по юридическим лицам +8.
Следует отметить, что с 2019 года предприятие участвует в межмуниципальном сотрудничестве по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в Кенешском АА, Масынском АА и Бешик-Жонском АА Базар-Коргонского и Ноокенского районов Джалал-Абадской области в рамках Проекта «Улучшение услуг на местном уровне». Согласно плану действий улучшения услуг, проводятся мероприятия по реализации настоящего Проекта.
В рамках данного Проекта для предприятия разработан и введен в действие реестр имущества муниципального предприятия.
28 июля 2021 года проведена встреча с юридическими лицами Масы айыл окмоту по внедрению дифференцированных норм накопления твердых бытовых отходов. Мероприятие проводилось в целях приведения деятельности предприятия в соответствие с отраслевым законодательством Кыргызской Республики. До настоящей встречи размер оплаты за услугу вывоза отходов с хозяйствующих субъектов был фиксированным и одинаковым для всех категорий субъектов, в сумме 4800 сомов в год. 17 августа 2021 года сессией местного кенеша настоящий нормативный акт введен в действие. С введением новых нормативов в делопроизводство произойдет экономический прорыв в деятельности предприятия.
В заключение государственного инспектора Счетной палаты Кыргызской Республики за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, от 27 августа 2021 года рекомендаций и предписаний нет.
В рамках настоящих мероприятий Проектом проведен обмен опытом по управлению муниципальным предприятием между сотрудниками административного-управленческого персонала муниципальных предприятий Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей на базе муниципального предприятия «Масы тазалык». Участники получили хороший навык по управленческим функциям муниципального предприятия, а также ведения производства на принципах хозяйственного расчета.
Формула успеха предприятия, как живого организма айылного аймака, заключается в изменении отношения к природе самого предприятия, а именно в том, что предприятие – это не источник упаднических настроений, собственного дохода и обогащения, а также обременительное явление, но – источник развития и создания прозрачных, культурных, социальных, бытовых, взаимовыгодных условий для обеспечения жизнедеятельности человека, проживающего в населенном пункте!
Лозунгом предприятия на сегодняшний день является «Не человек для предприятия, а предприятие для человека».
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Сотрудники муниципальных предприятий: новые условия работы требуют большого объема знаний
-
№10 (156) / 2024-11-12 Правительство Швейцарии продолжает поддерживать совершенствование услуг в Кыргызстане: Проект «Улучшение услуг на местном уровне» вступил в новую фазу реализации
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы