Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Целевые муниципалитеты Проекта USAID «Успешный аймак 2» совместно с местным сообществом приступили к улучшению приоритетных услуг: водоснабжение, вывоз ТБО, спортивные секции и кружки самодеятельности, информационные услуги по принципу «Единого окна»
Автор: Турар БЕКБОЛОТОВ, специалист по коммуникациям Проекта USAID «Успешный аймак 2».
Выбор целевых органов МСУ
В конце января 2022 года Проект USAID «Успешный аймак 2» определил 21 целевой муниципалитет в Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Нарынской и Ошской областях, с которыми будет тесно сотрудничать для улучшения местных услуг (см. карту). Основными факторами отбора стали: наличие политической воли и стремления к долгосрочному сотрудничеству со стороны заинтересованных муниципалитетов, технический и инфраструктурный потенциал, количество населения в муниципалитете, наличие активных организаций гражданского общества на территории муниципалитета, потенциал для финансирования организации услуг либо аутсорсинга, географическое расположение.
Совместная работа муниципалитетов с Проектом USAID «Успешный аймак 2» будет направлена на улучшение местных услуг, важных для граждан, проживающих на территории муниципалитета. Помимо улучшения конкретных услуг, каждый целевой муниципалитет сможет: повысить прозрачность в своей деятельности, в том числе в управлении местным бюджетом; улучшить коммуникацию между органом МСУ и сообществом; привлечь граждан к процессу принятия решений на местном уровне, включая мониторинг и оценку деятельности МСУ.
Формы взаимодействия Проекта USAID «Успешный аймак 2» с органами МСУ в целевых муниципалитетах предполагают активное повышение уровня знаний и практических навыков вовлеченных сотрудников, членов местных сообществ и депутатов местных кенешей.
У других муниципалитетов указанных областей также будет возможность получить поддержку Проекта USAID «Успешный аймак 2»: 20 муниципалитетов в 2023 году и еще 10 – в 2024-м. Однако все без исключения органы МСУ Кыргызской Республики получат возможность участвовать во взаимном обучении и обмене лучшими практиками по вопросам организации услуг по принципу «равный-равному»; обучении и обмене опытом через Портал лучших практик (www.myktyaimak.gov.kg); получении консультаций по организации услуг от экспертов и консультантов Проекта; общественных обсуждениях актуальных вопросов развития МСУ; продвижении своих интересов на национальном уровне через Союз МСУ.
Услуги водоснабжения, вывоз ТБО, организацию спортивных секций и кружков самодеятельности, а также информационные услуги по принципу «Единого окна», граждане назвали приоритетными.
Проект USAID «Успешный аймак 2» помог 20 пи-лотным муниципалитетам организовать фокус-группы с участием местных жителей. Это один из важных шагов в организации и улучшении услуг на местном уровне.
Более 600 граждан (43% женщин), участвующих в фокус-группах, помогли определить, какие услуги местное население считает приоритетным и какие нужно улучшить в первую очередь.
На первом этапе жители в 20 муниципалитетах определили 90 приоритетных для населения услуг (22 - в Джалал-Абадской, 24 - в Ошской, 24 - в Нарынской, 20 - в Иссык-Кульской областях). На следующих этапах каждый муниципалитет определился с окончательным списком приоритетных услуг, включил их в стратегии организации услуг и соответствующие программы социально-экономического развития.
Среди приоритетных услуг в 20 му-ниципалитетах наиболее часто встречались следующие четыре услуги:
- улучшение/организация услуги питьевого водоснабжения;
- организация/улучшение услуги по вывозу и сбору ТБО;
- организация спортивных секций и кружков самодеятельности;
- организация информационных услуг по принципу «Единого окна».
Список отражает потребность населения в этих услугах, которые либо нуждаются в их улучшении, либо в организации с нуля в том или ином муниципалитете. Они были отобраны на основании исследования Программ социально-экономического развития целевых муниципалитетов, проведения фокус-групп с участием местных жителей, а также проведения заседаний консультативных советов при местных кенешах, специально созданных в рамках Проекта. Все отобранные приоритетные услуги затем были закреплены в планах по организации услуг и утверждены постановлениями местных кенешей.
Создание консультативных советов и рабочих групп в целевых муниципалитетах
В процессе организации услуг на местном уровне особенно важным этапом является учет мнения и потребностей населения, чтобы направить ограниченные финансовые ресурсы местных бюджетов на решение наиболее приоритетных для населения местных проблем.
Однако в этом процессе требуется не только учет мнений местного населения, но и более профессиональный подход и участие подготовленных людей, которые имеют знания, квалификацию и заинтересованность в улучшении услуг и качества жизни на местах.
С этой целью при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак 2» с марта 2022 года в целевых муниципалитетах велась активная работа по созданию рабочих групп и консультационных советов при местных кенешах и исполнительных органах МСУ. Члены консультативных советов и рабочих групп проходят интенсивное обучение экспертами Проекта, чтобы получить необходимые навыки и знания для организации услуг.
Особое значение имеют консультативные советы, созданные при местных кенешах, поскольку они обеспечивают учет интересов групп в сообществе в процессе приоритезации и организации услуг, а их активная деятельность будет основой для реализации планов по организации приоритетных для населения услуг.
Кроме того, советы участвуют в процессе мониторинга и оценки, помогая совершенствовать работу местного самоуправления. Для обеспечения представленности интересов различных категорий населения, в состав советов включены депутаты местных кенешей, представители неправительственных органи-заций и членов сообщества (102 члена КС, из них 30% женщин).
Рабочие группы, созданные при айыл окмоту и мэриях, состоят из специалистов и экспертов айыл окмоту/мэрий, которые будут разрабатывать и выполнять планы действий по организации услуг на местном уровне (114 чле-нов РГ, из них 39% женщин).
Начало «погружения в услуги»: тренинги по организации услуг, расчету тарифов и стандартам муниципальных услуг
Проект USAID «Успешный аймак 2» провел установочные встречи с целевыми муниципалитетами в четырех областях. Во время встреч участники узнали, каким образом Проект поможет им улучшить услуги на местном уровне, и какую работу предстоит сделать, чтобы внедрить улучшенные методы управления и достичь результатов.
Проект также провел для целевых муниципалитетов в регионах интенсивные тренинги по организации услуг, расчету тарифов и стандартам муниципальных услуг. Партнеры из целевых айыл окмоту и мэрий получили практическую информацию, профессиональные советы и рекомендации по следующим темам:
- правовая база государственных и муниципальных услуг;
- правовая база организации услуг на местном уровне;
- руководство по организации услуг (методики организации, стандарты услуг, расчет цен, общественное обсуждение и согласование цен, выбор и анализ методики, выбор поставщиков услуг, заключение договоров, государственные закупки);
- практическая игра/упражнение после каждой темы.
По окончании тренинга участники разработали стратегии и планы организации и улучшения услуг, на основе которых каждый муниципалитет начнет процесс организации услуги на местном уровне.
«Во время тренинга участники поняли не меньшую важность правильной организации процесса управления услугой, чем наличие инфраструктурного объекта (например, спортзала, Дома культуры), так как наличие инфраструктурного объекта не всегда обеспечивает предоставление услуги для населения. Вы можете увидеть множество пустующих объектов на местах, особенно спортивных комплексов, построенных на средства международных проектов, стимулирующих грантов из республиканского бюджета или фондов развития регионов. Однако двери стоящих немалых средств объектов часто остаются закрытыми, так как орган МСУ не знает, как «наполнить» их содержанием, как обеспечить финансовую сторону вопроса содержания и управления данными объектами. Поэтому представители органов МСУ обучились стандартному алгоритму организации услуг, в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики, узнали важность обеспечения устойчивости услуги через экономические стимулы для поставщиков услуг, получили навыки и знания по расчету тарифов на услуги», – отметил Бакыт БАЙСАКОВ, координатор 2-го компонента (Эффективные услуги на местном уровне) Проекта USAID «Успешный аймак 2».
Создание групп по совместному мониторингу и оценке в целевых муниципалитетах
Мониторинг и оценка – важная часть процесса организации услуги, так как качество и регулярность мониторинга позволяет органу МСУ своевременно получить информацию о качестве работы поставщика услуги, понять, насколько граждане удовлетворены или не удовлетворены конкретной услугой. Важно помнить, что уровень удовлетворенности услугами, организованными органами МСУ, влияет как на оценку работы всего органа МСУ, так и на уровень собираемости платежей за услугу, а в конечном итоге – на устойчивость самой услуги.
Поэтому особое внимание в своей работе с целевыми муниципалитетами Проект USAID «Успешный аймак 2» уделяет организации мониторинга и оценки услуг с участием потребителей услуг. В рамках этого направления целевые муниципалитеты совместно с Проектом провели большую работу по созданию постоянных групп совместного мониторинга и оценки (ГСМиО) в 20 пилотных муниципалитетах, куда вошли активные члены местного сообщества, сотрудники айыл окмоту и мэрий, депутаты местных кенешей.
В мае 2022 года Проект организовал тренинги для более 100 членов ГСМиО в пилотных муниципалитетах. Участники тренингов получили знания о методах, правовой базе и основах общественного мониторинга, а также разработали планы мониторинга на один год в рамках практических занятий. На сегодняшний день Проект оказывает содействие группам в утверждении планов на сессиях местных кенешей.
На основе мониторинговых планов члены ГСМиО будут оценивать качество услуг, созданных или улучшенных в рамках Проекта USAID «Успешный аймак 2», и с помощью своих рекомендаций содействовать улучшению работы органов местного самоуправления и качества жизни населения.
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Сотрудники муниципальных предприятий: новые условия работы требуют большого объема знаний
-
№10 (156) / 2024-11-12 Правительство Швейцарии продолжает поддерживать совершенствование услуг в Кыргызстане: Проект «Улучшение услуг на местном уровне» вступил в новую фазу реализации
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы