Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Равный - равному (Р2Р): Как улучшить услугу водоснабжения?

2022-09-16 / Услуги МСУ
Равный - равному (Р2Р): Как улучшить услугу водоснабжения?

Принцип «равный-равному» или «практик - практику» (P2P) означает расширенное взаимное обучение и обмен инструментами и передовым опытом

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ ЖИТЕЛЕЙ НОВОСТРОЙКИ С. АК-САЙ

Практикой делились: КАДЫРОВА Гулзат, ответственный секретарь Болот Мамбетовского АО Тонского района Иссык-Кульской области; Рана БЕЛЕКОВА, председатель СООППВ

Опыт обеспечения питьевой водой жителей новостройки интересует многие органы МСУ, так как население растет, появляются новые семьи, которым требуется отдельное жилье, территории сел расширяются за счет новостроек. И органы МСУ сталкиваются с необходимостью привлечения существенных средств для надлежащего обеспечения новостроек необходимой инфраструктурой. Болот Мамбетовскому АА удалось решить проблему за счет объединения ресурсов сообщества, местного бюджета, внешних источников. Учитывая актуальность темы для многих сел, практика вызвала множество вопросов аудитории. 

В частности, депутат Учкунского айылного кенеша Нарынской области задал вопрос о тарифах, источнике финансирования приобретения счетчиков за воду, случаях полива питьевой водой зеленых насаждений. Председатель СООППВ Рана БЕЛЕКОВА ответила, что абоненты платят за воду по факту – столько, сколько они использовали. Эти  условия оговариваются заранее, а если счетчики выходят из строя, расходы по замене приборов покрывают абоненты. Полив разрешен, за полив установлен тариф в сумме 20 сомов. Общий бюджет СООППВ – около 360 тысяч сомов.

Участники обсуждения вновь подняли вопрос о процедуре утверждения тарифа и вновь получили ответ о том, что в процессе участвуют все заинтересованные стороны. Поставщик воды рассчитывает тариф. Орган МСУ организует обсуждение тарифа с населением в рамках общественных слушаний, где перед потребителями раскрывается подробная информация о расходах, которые закладываются в тариф, приводятся обоснования для повышения тарифа. И только после этого сессия местного кенеша рассматривает предложения о тарифе и утверждает ставки. СООППВ села Ак-Сай сделало калькуляцию тарифа таким образом, чтобы обеспечить самоокупаемость и экономическую устойчивость услуги, в результате тариф установлен в размере 32 сома за кубометр воды.

В результате усилий по организации услуги село  обеспечено водой 24 часа в сутки. Установлено  разграничение ответственности: СООПВ отвечает за доставку воды до границы домохозяйства, абоненты за свой счет организует распределение внутри двора и дома. По данным СООПВ, в 2022 году 90% населения села благоустроили свои дома, обеспечив их санузлами, канализацией, стиральными машинами и душем.

УЛУЧШЕНИЕ УСЛУГИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧИСТОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ В КЕНЕШСКОМ АЙЫЛНОМ АЙМАКЕ

Айгуль МАМАЖУНУСОВА, руководитель Муниципального предприятия «Кенеш» Кенешского АО Ноокатского района Ошской области, рассказала о реформе услуги питьевого водоснабжения, которую при разумной организации работ можно осуществить в течение года. Масштабная реформа, которую удалось осуществить предприятию «Кенеш», реализована в следующих направлениях: разработка регламента обеспечения питьевым водоснабжением и восстановление заброшенной скважины; ремонтно-восстановительные работы на объектах системы питьевого водоснабжения; внедрение новых методов и технологий организации обслуживания; расширение географии услуги. Необходимость данных мер вытекала из состояния услуги в 2018 году.

СООППВ «Арбын Таза Суу» создано в 2006 году в селе Арбын села Кенеш Ноокатского района. Способность управлять системой питьевого водоснабжения была низкой, а инфраструктура находилась в непригодном для использования состоянии (главный родник был поврежден из-за паводка, сток родников не был направлен в одну сторону). В 2006 году на средства доноров была проложена пластиковая магистральная труба длиной 1 км и диаметром 100 мм. Пластиковая труба из-за некачественного материала через год лопнула, поскольку вместо водопроводной трубы установили канализационную.

Реформу начали с изменений в кадровом составе и политике: избрали новым председателем СООППВ Айгуль МАМАЖУНУСОВУ; пригласили из России инженера-технолога по водоснабжению; из числа местных жителей наняли сантехника-тракториста.

Затем провели масштабный комплекс работ:

  • очистили от метрового слоя грязи резервуар, объемом 500 кубических метров;
  • для сбора родниковой воды построили новый резервуар, размером 6 на 10 и на 2 метра;
  • установили трубу для соединения старого и нового резервуаров;
  • привлекли частный капитал и приобрели экскаватор;
  • на средства спонсоров закупили плиты и цемент;
  • вокруг основного источника водоснабжения установили ограждение.

На всех этапах реформы услуги большую помощь оказал Проект USAID «Успешный аймак»: с самого начала представителя СООППВ стали активными членами рабочей комиссии; услуга питьевого водоснабжения была выбрана в качестве приоритета для сотрудничества с Проектом; для представителей СООППВ и айыл окмоту было организовано необходимое обучение; оказана поддержка в разработке экономически обоснованного тарифа; предоставлена помощь в установлении прозрачных и доверительных отношений с населением, для чего проведено четыре слушания по тарифам с участием граждан и депутатов местного кенеша; оказано содействие в процедуре согласования тарифов с антимонопольным органом.

Сумма тарифа с одного домохозяйства была обсуждена с населением и выросла с 50 до 203 сомов. Впервые был установлен тариф для одного кубометра воды в сумме 22 сома. Изменения в организации услуги и тарифной политике привели к росту объема работ с 80 тысяч сомов в 2018 году до 360 тысяч сомов в 2019 году; уровень собираемости платежей за год вырос с 30 до 70 процентов.

Данная практика реформирования услуги водоснабжения отличается системным и инновационным подходом, а также высоким уровнем вовлеченности сообщества. Например, инновацией стал наем профессионального инженера по питьевому водоснабжению, а также привлечение частного капитала в размере более  2100 тысяч сомов на приобретение спецтехники (экскаватор и самосвал). Уровень вовлеченности населения подтверждается приобретением труб за счет личных средств граждан на сумму 100 тысяч сомов; мобилизацией личных ресурсов и внешних  ресурсов (финансовых, технических, трудовых).

В целом, вдумчивое, проактивное отношение к услуге со стороны органам МСУ, местного сообщества и поставщика услуги позволило не только вывести услугу на новый уровень предоставления, но и создать условия для ее устойчивого развития. А это значит, что жителей села Арбын не должны ждать проблем с водоснабжением в будущем.

УЛУЧШЕНИЕ УСЛУГИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧИСТОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ В САРЫ-КОЛОТСКОМ АЙЫЛНОМ АЙМАКЕ

Жители Сары-Колотского айылного аймака долгое время сталкивались с неприятными последствиями отсутствия надлежащей организации услуги питьевого водоснабжения на территории аймака. Значительная часть населения пользовалась водой из открытых, незащищенных источников, что приводило к росту числа желудочно-кишечных заболеваний. Однако платить за чистую воду многие не хотели, полагая, что могут обходиться бесплатной, но несущей риски водой. Чтобы решить проблему, органы Сары-Колотского айылного аймака решили обратить к уважаемым жителям села и организовали поездку аксакалов к источникам питьевой воды, чтобы подробно разъяснить риски для здоровья людей, возникающие в случае использования открытых источников, в которые могут попасть самые разные загрязнители. С участием аксакалов среди сельчан была организована информационно-разъяснительная кампания о вреде потребления незащищенной воды из канала. Совместными усилиями авторитетных членов сообщества и органа МСУ удалось убедить население в необходимости платы за централизованную и грамотно организованную поставку питьевой воды. Был рассчитан экономически обоснованный тариф, проведены общественные слушания, установлены счетчики и внедрена практика взимания платы за фактическое водопользование. По итогам проведенных работ были получены следующие результаты улучшения общественного питьевого водоснабжения:

  • рост уровня оплаты за потребленную воду за счет установки счетчиков воды;
  • более экономное использование воды;
  • обеспечение водой жителей населенных пунктов, ранее не имевших доступа к воде;
  • увеличение времени обеспечения населения питьевой водой с четырех до 10 часов в день.
 

Похожие материалы: