Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Рациональное использование природных ресурсов, основанное на межмуниципальном сотрудничестве Кызыл-Сууйского, Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светлополянского айылных аймаков

2022-10-15 / Услуги МСУ
Рациональное использование природных ресурсов, основанное на межмуниципальном сотрудничестве Кызыл-Сууйского, Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светлополянского айылных аймаков

Авторы: Гульнара САЯКБАЕВА, эксперт Проекта УУМУ; Шербек ДОСУЕВ, консультант Проекта УУМУ

Коммунальное хозяйство и отрасль управления отходами в сельской местности - это новый сектор экономики Кыргызской Республики. К сожалению, этот сектор медленно модернизируется, а темпы роста недостаточны для восполнения нужд и обеспечения экономической, сельскохозяйственной, экологической и других видов безопасности в распределении природных ресурсов. Так, на сегодняшний день в Кыргызстане  насчитывается около 400 мусорных свалок, большинство из которых функционируют со времен Советского Союза и не соответствуют современным стандартам (которые многие называют «полигонами», хотя полигон по управлению отходами должен соответствовать многочисленным требованиям, а ни одна свалка в регионах полигоном считаться не может).

Неэффективное управление отходами - одна из важных проблем для всех сел Кыргызстана в целом и для Джеты-Огузского района – в частности. С проблемой сбора и вывоза мусора айылные аймаки Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна столкнулись уже давно и искали  пути решения этой проблемы. Самостоятельно решить данную проблему оказалось затруднительным в силу разных причин. Так, на территории вышеназванных муниципалитетов не у всех имелись возможности по самостоятельной организации услуги, кроме того, отсутствовали места для размещения отходов. Если для определения поставщика услуг в виде муниципального предприятия муниципалитетам требуются огромные финансовые вложения, то для организации мусорных свалок, помимо денежных затрат, надо иметь территорию, которую еще необходимо подвергнуть трансформации. 

Проблему с накопленными отходами местные жители пытались решать самостоятельно, в большинстве случаев незаконными методами. Так, жители выносили свои отходы на безлюдные территории, образовывая места стихийного скопления мусора, что негативно влияло на все сферы деятельности муниципалитетов. Сжигали собственные отходы в банях и использовали для растопки печей, что отражалось на здоровье домовладельцев. Золу и несгораемые отходы закапывали в своих огородах.

Несколько лет назад в Дарканском муниципалитете, в целях решения возникших проблем в секторе управления отходами, была организована услуга сбора и вывоза ТБО, путем  создания муниципального предприятия. Местное население остро нуждалось в услуге из-за роста стихийных свалок. Домашний крупный рогатый  скот также страдал из-за отсутствия услуги. Возвращаясь с пастбищ, животные, на свалках употребляя вместе с кожурой и остатками пищевых отходов целлофановые пакеты и бумагу, вследствие чего пища не усваивалась, подлежали забою. В целом, ситуация, когда не человек управляет отходами, а отходы  управляют человеком, на территории становилась доминирующей, отодвигая другие важные вопросы. 

Через некоторое время актив Дарханского муниципалитета пришел к выводу, что предприятие работает убыточно. Низкая собираемость средств по тарифу за услуги, отсутствие потенциала по экологической грамотности местного населения превратили предприятие в иждивенца, требующего постоянных вложений. Но самой основной проблемой стало отсутствие собственного мусорного полигона. Муниципалитет предусмотрел ресурсный и кадровый потенциалы предприятия без основного вопроса «А куда будет размещаться мусор?». В связи с этим услуга, казавшаяся вполне прибыльной и привлекательной в начале пути, обернулась головной болью для муниципалитета. 

В это же время в Кызыл-Сууйском айылном аймаке услуга сбора и вывоза ТБО полноценно оказывалась муниципальным предприятием «Кызыл-Суу Тазалык». Однако автопарк был морально изношен, а на его замену и модернизацию требовались огромные вложения из местного бюджета. 

Муниципальное предприятие «Кызыл Суу Тазалык» учреждено Постановлением Кызыл-Сууйского сельского округа 26.02.2010 года №49. Целью создания предприятия является сбор и вывоз твердых бытовых отходов, содержание элементов наружного благоустройства и прочих работ на договорной основе, включая как частные, так и муниципальные заказы. Свою деятельность по вывозу отходов предприятие производит на основании тарифов, утвержденных постановлением местного кенеша. В хозяйственном ведении муниципального предприятия имеется следующее имущество: КамАз, Газ-АСКО 440-1, Газ-АСКО 440-5, МТЗ-82,1, грейдер ДТ-75, мусоровозы марки МАЗ-5904А2-020 в количестве двух единиц, ЗИЛ-131, экскаватор КАТ- 438, Газ-53 - самосвал, ассенизаторская техника марки Газ-53, мусоровоз марки МАЗ-490343 – одна единица. Также у предприятия имеется мусорный полигон, переданный в бессрочное пользование Сарууйским муниципалитетом.

В свете указанных проблем все сельские муниципалитеты столкнулись с необходимостью решить сложную задачу по управлению отходами на территориях данных аймаков. Во-первых, необходимо было преодолеть барьер, разделяющий жителей разных населенных пунктов по территориальному признаку, во-вторых, запустить услугу без учреждения отдельного юридического лица или поиска иного инструмента на базе действующего в с.Кызыл-Суу предприятия, в-третьих, обозначить дислоцирование вывозимых отходов на полигоне, эксплуатируемом Кызыл-Сууйским муниципальным предприятием, решая при этом острую проблему отсутствия местных мусорных полигонов, не нарушая земельные ресурсы, а также единение отраслевой услуги. 

Летом 2019 г. глава айыл окмоту Кызыл-Суу обратился с инициативой к главам айыл окмоту Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна для участия в конкурсе Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого «Хельветас» и Институтом политики развития, чтобы решить проблему сбора и вывоза ТБО в рамках межмуниципального сотрудничества (далее – ММС). В этой связи в каждом айылном аймаке были проведены общественные слушания и процедурные мероприятия на предмет участия в ММС. 

Начало межмуниципального сотрудничества, ознаменованное подписанием 26 января 2021 года Меморандума о межмуниципальном сотрудничестве по сбору и вывозу ТБО, стало важным, уникальным событием для местного населения Кызыл-Сууйского, Сарууйского, Светло-Полянского, Оргочорского и Дарканского айылных аймаков. Уникальность заключалась в единстве выработки стратегии в управлении отходами в пяти муниципалитетах, распределении бюджетов муниципалитетов, внедрении и тестировании межбюджетных взаимоотношений, а также в рациональном использовании природных ресурсов. 

В рамках Проекта на основе межмуниципального сотрудничества айылные аймаки Кызыл-Суу, Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна разработали совместный план действий по улучшению услуги (далее – ПДУУ) по вывозу и сбору твердых бытовых отходов. Создана группа совместного мониторинга и оценки качества предоставляемой услуги, которой проводятся промежуточные мониторинги по предоставлению услуг. Консультантами Проекта регулярно проводились практические точечные консультации в вопросах устойчивости межмуниципального сотрудничества и улучшения предоставления услуг на местном уровне. 

На основании ПДУУ по процедуре государственных закупок предприятие «Кызыл-Суу Тазалык» в апреле 2022 года приобрело две  единицы спецтехники с задней загрузкой МАЗ- 5904A2-020 на сумму 5425, 0 тыс. сомов.  Общая стоимость реализации ПДУУ составила 10850,0 тыс. сомов. Финансовые средства распределились следующим образом: собственный вклад муниципалитетов составил 2500,0 тыс. сомов, вклад Фонда развития Иссык-Куля – 3 350,0 тыс. сомов, и 5000,0 тыс. сомов – грант от Проекта УУМУ.  Кроме этого, Проектом оказана экспертная и материальная помощь в улучшении МП «Кызыл-Суу Тазалык» на сумму более 600,0 тыс. сомов.

Для каждого участника ММС в рамках ПДУУ была рассчитана своя доля собственного вклада, согласно численности местного населения:

  • Кызыл-Суу айыл окмоту – 980,0 тыс. сомов;
  • Саруу айыл окмоту – 506,0 тыс. сомов;
  • Даркан айыл окмоту – 467,0 тыс. сомов;
  • Оргочор айыл окмоту – 311,0 тыс. сомов и
  • Светлая Поляна айыл окмоту - 236,0 тыс. сомов.

Данные средства были перечислены на специальный счет Кызыл-Суу айыл окмоту, что было первым случаем горизонтальных трансфертов в истории межбюджетных финансовых отношений между муниципалитетами страны.

Для экономической устойчивости экспертом Проекта разработан экономически обоснованный тариф на размещение отходов, который был согласован с местным сообществом на общественных слушаниях и утвержден постановлениями местных кенешей, внедрены новые управленческие и авторские методики.  Кроме этого, проведена работа по улучшению делопроизводства и внедрению учетной политики предприятия: 

  • разработка нового Устава поставщика услуг (МП), отвечающего современным реалиям;
  • внедрение штатного расписания МП;
  • внедрение организационной структуры;
  • разработка реестра муниципального имущества;
  • внедрение производственной программы.

Экономически обоснованный тариф позволяет покрывать расходы предприятия на амортизацию, ремонт техники и текущие расходы. Благодаря проведенным общественным обсуждениям тарифа, население с пониманием относится к его размеру, представляя, из чего он складывается. Это, в свою очередь, позволяет повысить собираемость платы за вывоз ТБО. Муниципальное предприятие также оказывает дополнительные услуги в рамках вопросов местного значения. К примеру, благоустройство и озеленение мест общественного пользования. 

В рамках реализации ПДУУ на предприятии «Кызыл-Суу Тазалык» увеличилась абонентская база, путем включения в нее жителей Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светло-Полянского айылных аймаков, и составляет 6938 дворов или 43167 жителей. Для облегчения нагрузки оплаты тарифов в каждом айылном аймаке были предусмотрены жилищные субсидии, утвержденные местными кенешами. Выделение жилищных субсидий участниками ММС также позволяет снизить риски по устойчивости тарифа среди населения.

Закон КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» уточняет и детализирует формы сотрудничества с другими органами МСУ. В статье 67 настоящего Закона устанавливается, что «органы местного самоуправления могут сотрудничать с другими органами местного самоуправления для обеспечения более эффективного и оперативного  предоставления услуг местному сообществу». Благодаря Проекту «Улучшение услуг на местном уровне», айылные аймаки успешно решили самую актуальную проблему для всего аймака - сбор и вывоз ТБО. 

Разработаны и подписаны договора: 1) «О межмуниципальном сотрудничестве»; 2) «Об оказании возмездных услуг по вывозу твердых бытовых отходов» - (между поставщиком услуг МП «Кызыл-Суу Тазалык» Кызыл-Сууйского АА и ОМСУ Кызыл-Суу, Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна); 3) «Абонентский» (между поставщиком МП и жителями). 

Межмуниципальное сотрудничество Кызыл-  Сууйского и Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светло-Полянского айылных аймаков позволило наладить эффективное управление организацией и вывозом твердых бытовых отходов (ТБО) в муниципалитетах, тем  самым расширяя перечень предоставляемых услуг местного значения и полностью удовлетворяя потребности местного населения вышеуказанных айылных аймаков в данной услуге. В настоящее время услуга по вывозу мусора отлажена и осуществляется строго по утвержденному графику и маршруту муниципального предприятия «Кызыл-Суу Тазалык».

Благодаря этим действиям, были решены проблемы санитарно-эпидемиологического состояния сел. Проявленная инициатива и настойчивость в оказании услуги повысила доверие местных жителей к органам МСУ, а также развивает потенциал по экологической грамотности участников. 

Предоставление данной межмуниципальной услуги стало возможно благодаря финансовой, методической и консультационной поддержке Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемого Правительством Швейцарии. 

Следующим этапом развития отрасли управления отходами предприятием является переход на самоокупаемость, запуск которого запланирован на начало 2023 года. 

 

Похожие материалы: