Муниципалитет Научно-популярный журнал

12 (134) 28 Декабря 2022

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Рациональное использование природных ресурсов, основанное на межмуниципальном сотрудничестве Кызыл-Сууйского, Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светлополянского айылных аймаков

2022-10-15 / Услуги МСУ
Рациональное использование природных ресурсов, основанное на межмуниципальном сотрудничестве Кызыл-Сууйского, Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светлополянского айылных аймаков

Авторы: Гульнара САЯКБАЕВА, эксперт Проекта УУМУ; Шербек ДОСУЕВ, консультант Проекта УУМУ

Коммунальное хозяйство и отрасль управления отходами в сельской местности - это новый сектор экономики Кыргызской Республики. К сожалению, этот сектор медленно модернизируется, а темпы роста недостаточны для восполнения нужд и обеспечения экономической, сельскохозяйственной, экологической и других видов безопасности в распределении природных ресурсов. Так, на сегодняшний день в Кыргызстане  насчитывается около 400 мусорных свалок, большинство из которых функционируют со времен Советского Союза и не соответствуют современным стандартам (которые многие называют «полигонами», хотя полигон по управлению отходами должен соответствовать многочисленным требованиям, а ни одна свалка в регионах полигоном считаться не может).

Неэффективное управление отходами - одна из важных проблем для всех сел Кыргызстана в целом и для Джеты-Огузского района – в частности. С проблемой сбора и вывоза мусора айылные аймаки Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна столкнулись уже давно и искали  пути решения этой проблемы. Самостоятельно решить данную проблему оказалось затруднительным в силу разных причин. Так, на территории вышеназванных муниципалитетов не у всех имелись возможности по самостоятельной организации услуги, кроме того, отсутствовали места для размещения отходов. Если для определения поставщика услуг в виде муниципального предприятия муниципалитетам требуются огромные финансовые вложения, то для организации мусорных свалок, помимо денежных затрат, надо иметь территорию, которую еще необходимо подвергнуть трансформации. 

Проблему с накопленными отходами местные жители пытались решать самостоятельно, в большинстве случаев незаконными методами. Так, жители выносили свои отходы на безлюдные территории, образовывая места стихийного скопления мусора, что негативно влияло на все сферы деятельности муниципалитетов. Сжигали собственные отходы в банях и использовали для растопки печей, что отражалось на здоровье домовладельцев. Золу и несгораемые отходы закапывали в своих огородах.

Несколько лет назад в Дарканском муниципалитете, в целях решения возникших проблем в секторе управления отходами, была организована услуга сбора и вывоза ТБО, путем  создания муниципального предприятия. Местное население остро нуждалось в услуге из-за роста стихийных свалок. Домашний крупный рогатый  скот также страдал из-за отсутствия услуги. Возвращаясь с пастбищ, животные, на свалках употребляя вместе с кожурой и остатками пищевых отходов целлофановые пакеты и бумагу, вследствие чего пища не усваивалась, подлежали забою. В целом, ситуация, когда не человек управляет отходами, а отходы  управляют человеком, на территории становилась доминирующей, отодвигая другие важные вопросы. 

Через некоторое время актив Дарханского муниципалитета пришел к выводу, что предприятие работает убыточно. Низкая собираемость средств по тарифу за услуги, отсутствие потенциала по экологической грамотности местного населения превратили предприятие в иждивенца, требующего постоянных вложений. Но самой основной проблемой стало отсутствие собственного мусорного полигона. Муниципалитет предусмотрел ресурсный и кадровый потенциалы предприятия без основного вопроса «А куда будет размещаться мусор?». В связи с этим услуга, казавшаяся вполне прибыльной и привлекательной в начале пути, обернулась головной болью для муниципалитета. 

В это же время в Кызыл-Сууйском айылном аймаке услуга сбора и вывоза ТБО полноценно оказывалась муниципальным предприятием «Кызыл-Суу Тазалык». Однако автопарк был морально изношен, а на его замену и модернизацию требовались огромные вложения из местного бюджета. 

Муниципальное предприятие «Кызыл Суу Тазалык» учреждено Постановлением Кызыл-Сууйского сельского округа 26.02.2010 года №49. Целью создания предприятия является сбор и вывоз твердых бытовых отходов, содержание элементов наружного благоустройства и прочих работ на договорной основе, включая как частные, так и муниципальные заказы. Свою деятельность по вывозу отходов предприятие производит на основании тарифов, утвержденных постановлением местного кенеша. В хозяйственном ведении муниципального предприятия имеется следующее имущество: КамАз, Газ-АСКО 440-1, Газ-АСКО 440-5, МТЗ-82,1, грейдер ДТ-75, мусоровозы марки МАЗ-5904А2-020 в количестве двух единиц, ЗИЛ-131, экскаватор КАТ- 438, Газ-53 - самосвал, ассенизаторская техника марки Газ-53, мусоровоз марки МАЗ-490343 – одна единица. Также у предприятия имеется мусорный полигон, переданный в бессрочное пользование Сарууйским муниципалитетом.

В свете указанных проблем все сельские муниципалитеты столкнулись с необходимостью решить сложную задачу по управлению отходами на территориях данных аймаков. Во-первых, необходимо было преодолеть барьер, разделяющий жителей разных населенных пунктов по территориальному признаку, во-вторых, запустить услугу без учреждения отдельного юридического лица или поиска иного инструмента на базе действующего в с.Кызыл-Суу предприятия, в-третьих, обозначить дислоцирование вывозимых отходов на полигоне, эксплуатируемом Кызыл-Сууйским муниципальным предприятием, решая при этом острую проблему отсутствия местных мусорных полигонов, не нарушая земельные ресурсы, а также единение отраслевой услуги. 

Летом 2019 г. глава айыл окмоту Кызыл-Суу обратился с инициативой к главам айыл окмоту Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна для участия в конкурсе Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого «Хельветас» и Институтом политики развития, чтобы решить проблему сбора и вывоза ТБО в рамках межмуниципального сотрудничества (далее – ММС). В этой связи в каждом айылном аймаке были проведены общественные слушания и процедурные мероприятия на предмет участия в ММС. 

Начало межмуниципального сотрудничества, ознаменованное подписанием 26 января 2021 года Меморандума о межмуниципальном сотрудничестве по сбору и вывозу ТБО, стало важным, уникальным событием для местного населения Кызыл-Сууйского, Сарууйского, Светло-Полянского, Оргочорского и Дарканского айылных аймаков. Уникальность заключалась в единстве выработки стратегии в управлении отходами в пяти муниципалитетах, распределении бюджетов муниципалитетов, внедрении и тестировании межбюджетных взаимоотношений, а также в рациональном использовании природных ресурсов. 

В рамках Проекта на основе межмуниципального сотрудничества айылные аймаки Кызыл-Суу, Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна разработали совместный план действий по улучшению услуги (далее – ПДУУ) по вывозу и сбору твердых бытовых отходов. Создана группа совместного мониторинга и оценки качества предоставляемой услуги, которой проводятся промежуточные мониторинги по предоставлению услуг. Консультантами Проекта регулярно проводились практические точечные консультации в вопросах устойчивости межмуниципального сотрудничества и улучшения предоставления услуг на местном уровне. 

На основании ПДУУ по процедуре государственных закупок предприятие «Кызыл-Суу Тазалык» в апреле 2022 года приобрело две  единицы спецтехники с задней загрузкой МАЗ- 5904A2-020 на сумму 5425, 0 тыс. сомов.  Общая стоимость реализации ПДУУ составила 10850,0 тыс. сомов. Финансовые средства распределились следующим образом: собственный вклад муниципалитетов составил 2500,0 тыс. сомов, вклад Фонда развития Иссык-Куля – 3 350,0 тыс. сомов, и 5000,0 тыс. сомов – грант от Проекта УУМУ.  Кроме этого, Проектом оказана экспертная и материальная помощь в улучшении МП «Кызыл-Суу Тазалык» на сумму более 600,0 тыс. сомов.

Для каждого участника ММС в рамках ПДУУ была рассчитана своя доля собственного вклада, согласно численности местного населения:

  • Кызыл-Суу айыл окмоту – 980,0 тыс. сомов;
  • Саруу айыл окмоту – 506,0 тыс. сомов;
  • Даркан айыл окмоту – 467,0 тыс. сомов;
  • Оргочор айыл окмоту – 311,0 тыс. сомов и
  • Светлая Поляна айыл окмоту - 236,0 тыс. сомов.

Данные средства были перечислены на специальный счет Кызыл-Суу айыл окмоту, что было первым случаем горизонтальных трансфертов в истории межбюджетных финансовых отношений между муниципалитетами страны.

Для экономической устойчивости экспертом Проекта разработан экономически обоснованный тариф на размещение отходов, который был согласован с местным сообществом на общественных слушаниях и утвержден постановлениями местных кенешей, внедрены новые управленческие и авторские методики.  Кроме этого, проведена работа по улучшению делопроизводства и внедрению учетной политики предприятия: 

  • разработка нового Устава поставщика услуг (МП), отвечающего современным реалиям;
  • внедрение штатного расписания МП;
  • внедрение организационной структуры;
  • разработка реестра муниципального имущества;
  • внедрение производственной программы.

Экономически обоснованный тариф позволяет покрывать расходы предприятия на амортизацию, ремонт техники и текущие расходы. Благодаря проведенным общественным обсуждениям тарифа, население с пониманием относится к его размеру, представляя, из чего он складывается. Это, в свою очередь, позволяет повысить собираемость платы за вывоз ТБО. Муниципальное предприятие также оказывает дополнительные услуги в рамках вопросов местного значения. К примеру, благоустройство и озеленение мест общественного пользования. 

В рамках реализации ПДУУ на предприятии «Кызыл-Суу Тазалык» увеличилась абонентская база, путем включения в нее жителей Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светло-Полянского айылных аймаков, и составляет 6938 дворов или 43167 жителей. Для облегчения нагрузки оплаты тарифов в каждом айылном аймаке были предусмотрены жилищные субсидии, утвержденные местными кенешами. Выделение жилищных субсидий участниками ММС также позволяет снизить риски по устойчивости тарифа среди населения.

Закон КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» уточняет и детализирует формы сотрудничества с другими органами МСУ. В статье 67 настоящего Закона устанавливается, что «органы местного самоуправления могут сотрудничать с другими органами местного самоуправления для обеспечения более эффективного и оперативного  предоставления услуг местному сообществу». Благодаря Проекту «Улучшение услуг на местном уровне», айылные аймаки успешно решили самую актуальную проблему для всего аймака - сбор и вывоз ТБО. 

Разработаны и подписаны договора: 1) «О межмуниципальном сотрудничестве»; 2) «Об оказании возмездных услуг по вывозу твердых бытовых отходов» - (между поставщиком услуг МП «Кызыл-Суу Тазалык» Кызыл-Сууйского АА и ОМСУ Кызыл-Суу, Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна); 3) «Абонентский» (между поставщиком МП и жителями). 

Межмуниципальное сотрудничество Кызыл-  Сууйского и Сарууйского, Дарканского, Оргочорского и Светло-Полянского айылных аймаков позволило наладить эффективное управление организацией и вывозом твердых бытовых отходов (ТБО) в муниципалитетах, тем  самым расширяя перечень предоставляемых услуг местного значения и полностью удовлетворяя потребности местного населения вышеуказанных айылных аймаков в данной услуге. В настоящее время услуга по вывозу мусора отлажена и осуществляется строго по утвержденному графику и маршруту муниципального предприятия «Кызыл-Суу Тазалык».

Благодаря этим действиям, были решены проблемы санитарно-эпидемиологического состояния сел. Проявленная инициатива и настойчивость в оказании услуги повысила доверие местных жителей к органам МСУ, а также развивает потенциал по экологической грамотности участников. 

Предоставление данной межмуниципальной услуги стало возможно благодаря финансовой, методической и консультационной поддержке Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемого Правительством Швейцарии. 

Следующим этапом развития отрасли управления отходами предприятием является переход на самоокупаемость, запуск которого запланирован на начало 2023 года.