Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Новая страница в истории муниципальной службы: решены вопросы организации ведомственного обучения муниципальных служащих

2023-05-15 / Новости Законодательства
Новая страница в истории муниципальной службы: решены вопросы организации ведомственного обучения муниципальных служащих

Важная новость, которая касается всего многотысячного корпуса муниципальных служащих, – восполнен пробел в нормативной базе, который не позволял должным образом организовать повышение квалификации по ведомственному направлению. Теперь государственные органы и органы МСУ получили точные и исчерпывающие указания в отношении организации повышения квалификации по ведомственному направлению, решены также некоторые вопросы в сфере повышения квалификации по общему направлению, в частности, упорядочены взаимоотношения в рамках государственного заказа на обучение. Эти изменения стали возможными с принятием Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 18 апреля 2023 года № 209, которое утвердило долгожданное Положение о порядке обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Кыргызской Республики. Для разработки проекта документа с учетом интересов органов МСУ, Институт политики развития, совместно с Союзом МСУ, в течение двух лет предоставлял консультационную помощь Государственному агентству по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики (Госагентство).

Заместитель директора Госагентства Мурат БАЙДЫЛДАЕВ уверен, что постановление открыло новую страницу в истории развития муниципальной службы:

«Организация услуг по ведомственному направлению повышения квалификации муниципальных служащих – сложная задача, которую государство старалось решить в течение многих лет. Особая трудность заключалась в том, что в муниципальной сфере есть большое количество вопросов, направлений, задач, специализаций, по которым органы МСУ по отдельности организовать профессиональную подготовку просто не в состоянии. Это отличие муниципальных органов от государственных. Госорган, например, министерство, обладает потенциалом не только разработать программу обучения по своему ведомственному направлению, но и открыть собственный учебный центр. Но такая форма недоступна, например, отдаленному айылному аймаку. Требовалось принципиально иное решение. Такое решение было найдено путем объединения усилий государства в лице Госагентства, органов местного самоуправления в лице муниципальной ассоциации – Союза МСУ и негосударственной организации – Института политики развития. Все вместе мы сначала построили единую инфраструктуру для организации ведомственного обучения, создав Академию местного управления Центральной Азии (АМУЦА), а затем обеспечили правовые условия для органов МСУ, чтобы они могли сэкономить издержки за счет эффекта масштаба и организовать обучение централизованно, через Союз МСУ. Но это ни в коем случае не означает возникновения некой монополии – если возникнет другое образовательное учреждение, обладающее необходимыми для обучения муниципальных служащих интеллектуальными ресурсами и лицензиями, то Союз МСУ вправе  выбирать. В целом проделанная работа и полученный результат в виде правовых условий  и инфраструктуры предоставления услуг в сфере ведомственного направления повышения квалификации – это выдающийся пример трехстороннего партнерства государства, местного самоуправления и частного сектора. А институт муниципальной службы в целом получил новую перспективу развития профессиональных навыков».

Бектурган ОРОЗБАЕВ, директор Союза местных самоуправлений КР, высоко оценивает принятое постановление, но в то же время объективно рассматривает готовность сторон к реализации инноваций:

«Действительно, со стороны Госагентства, МСУ и ИПР было сделано много: мы создали необходимые условия для полноценного повышения квалификации по ведомственному направлению. Но для получения практического результата необходимы дальнейшие усилия, в том числе со стороны органов МСУ. Чтобы направить своих сотрудников на повышение квалификации по специфическим вопросам местного развития, мало иметь такую возможность. Нужно целенаправленно изучить необходимость в обучении каждого сотрудника, иметь необходимые финансовые ресурсы, разработать собственную программу повышения квалификации муниципальных служащих. То есть теперь следующий шаг должны сделать органы МСУ. Со своей стороны мы организованно, совместно с АМУЦА, уже предоставляем консультации о том, как это лучше сделать».

 

Со стороны ИПР работу координировал член правления Бекболот БЕКИЕВ в паре с консультантом Нурдином КУМУШБЕКОВЫМ. Вот как они комментируют результаты работы:

«Госагентство, Союз МСУ и ИПР предприняли массу усилий, чтобы создать инфраструктуру оказания услуг обучения по ведомственному направлению повышения квалификации. Была создана Академия местного управления Центральной Азии, получены соответствующие лицензии Министерства образования и науки КР, разработан объемный пакет учебных модулей, подготовлены преподаватели и разработано расписание курсов. Однако фактическое начало обучения задерживалось по причине отсутствия простого механизма финансирования услуги из местного бюджета. В законодательстве о государственных закупках не были отражены некоторые собенности, «тонкости» организации закупок подобных услуг, что создавало определенные трудности в их организации. Положение, утвержденное постановлением № 209, решило эти вопросы. Вместе с Союзом МСУ мы гордимся результатами слаженной и качественной работы с юристами Госагентства». 

Объемная и профессиональная работа сотрудников агентства в партнерстве с консультантами ИПР и Союза МСУ позволили, наконец, решить важный вопрос в сфере организации государственных закупок услуг обучения.

Теперь дело за АМУЦА, которая, по заверению директора академии Асель КУРМАНАЛИЕВОЙ, уже демонстрирует высокий уровень готовности:

«Разработаны три программы повышения квалификации. Готовы полтора десятка самых востребованных учебных модулей по программам и краткосрочным курсам, подобраны преподаватели-практики, обнародовано расписание, по окончании обучения выдается сертификат. Мы уже получили ряд заявок со стороны органов МСУ, и запуску мешали только сложности в сфере закупок. С принятием постановления этот барьер преодолен, и уже в первом полугодии 2023 года начнется обучение. Мы ждем муниципальных служащих, руководителей органов МСУ, депутатов местных кенешей, а также местных активистов на наших курсах! По всем вопросам нужно обращаться к Жылдыз КЕРИМОВОЙ по адресу электронной почты  j.kerimova@lga.kg».