Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Положение о порядке обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Кыргызской Республики

2023-05-15 / Новости Законодательства
Положение о порядке обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Кыргызской Республики

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение регулирует порядок обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (далее – служащие), занимающих административные должности, и направлено на улучшение эффективности и действенности государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Настоящее Положение распространяется также на лиц, занимающих политические государственные должности и политические муниципальные должности.

2. Обучение служащих – целенаправленный, систематически и планомерно организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками для профессионального развития служащего, осуществляемый в соответствии с потребностями государственных органов и органов местного самоуправления.

3. Обучение служащих осуществляется в двух формах – переподготовка и повышение квалификации.

Переподготовка служащих – обучение, осуществляемое в целях приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, изучения отдельных учебных дисциплин, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, расширения квалификации служащих для обеспечения их адаптации к изменившимся экономическим и социальным условиям.

Повышение квалификации служащих – обучение, осуществляемое в целях обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков в сфере деятельности служащих для эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей, освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

4. Переподготовка служащих осуществляется при изменении должностных и функциональных обязанностей служащего.

5. Повышение квалификации служащего проводится в рамках одной группы должностей не реже одного раза в 3 года.

6. Обучение включает в себя два направления – общее и ведомственное.

Общее направление – это обучение на регулярной системной основе для исполнения служащими общих типовых квалификационных требований к соответствующей должности или группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, независимо от сферы деятельности.

Общее направление осуществляется (реализуется) через государственный заказ на обучение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (далее – Госзаказ) по государственным программам обучения.

Ведомственное (отраслевое) направление – это обучение для исполнения служащими специальных ведомственных квалификационных требований на основе потребностей государственного органа и органа местного самоуправления.

Ведомственное (отраслевое) направление осуществляется (реализуется) через ведомственный заказ на обучение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (далее – ведомственный заказ) по ведомственным программам обучения или программам обучения образовательных организаций, исполняющих ведомственный заказ.

7. Уполномоченный государственный орган  по делам государственной службы и местного самоуправления (далее – уполномоченный государственный орган) в части обучения государственных и муниципальных служащих:

  • разрабатывает и согласовывает нормативные правовые акты и другие документы в сфере обучения служащих;
  • готовит предложения Президенту Кыргызской Республики по формированию и размещению государственного заказа на обучение служащих;
  • осуществляет координацию реализации государственного заказа на обучение служащих, оценку эффективности и результативности обучения;
  • формирует статистическую отчетность в сфере обучения служащих;
  • осуществляет мероприятия по реализации дистанционной формы обучения служащих;
  • взаимодействует с различными организациями на национальном и международном уровнях по вопросам обучения служащих;
  • обеспечивает информационную доступность в решении кадровых вопросов по обучению государственным органам и органам местного самоуправления за счет поддержки ведомственного веб-сайта и печатного издания;
  • оказывает консультативную, методическую и информационную помощь государственным органам, органам местного самоуправления, гражданам по вопросам обучения служащих;
  • осуществляет мониторинг работы государственных органов и органов местного самоуправления по соблюдению законодательства в части обучения служащих;
  • осуществляет мониторинг, анализ и оценку функционирования государственной, муниципальной службы и местного самоуправления в части обучения для принятия решений по их совершенствованию;
  • координирует вопросы повышения квалификации и переподготовки служащих и лиц, состоящих в резервах кадров;
  • координирует донорскую помощь в сфере обучения служащих.

Уполномоченный государственный орган для реализации указанных выше полномочий имеет право:

  • организовывать комплексное проведение обучения и повышения квалификации служащих;
  • запрашивать и получать от государственных органов и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц находящиеся в их ведении сведения, в пределах предоставленных полномочий;
  • осуществлять другие полномочия.

8. Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики имени Жусупа Абдрахманова (далее – Академия) обеспечивает научно-аналитическое обеспечение деятельности Администрации Президента Кыргызской Республики, а также уполномоченного государственного органа и органов местного самоуправления в части обучения служащих.

9. Финансирование обучения осуществляется:

  • по общему направлению – в рамках исполнения государственного заказа посредством включения отдельной строкой в бюджет Академии в размере, предусмотренном при утверждении государственного заказа;
  • по ведомственному направлению – в рамках исполнения ведомственного заказа посредством включения отдельной строкой в бюджет государственного органа или бюджет органа местного самоуправления, из расчета не менее одного процента средств, предусмотренных для финансирования деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.

10. Реализация государственного заказа, ведомственного заказа проводится в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 17 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках».

11. Дополнительными источниками финансирования обучения могут быть средства, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.

II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖАЩИХ

12. Обучение служащих по общему направлению может проводиться с отрывом от производства, с частичным отрывом от производства и без отрыва от производства.

13. Продолжительность обучения по общим направлениям составляет:

  • курсы повышения квалификации служащих в рамках общего направления обучения – в объеме от 36 до 72 часов;
  • курсы обучения по темам, определяемым в соответствии с национальными программами и другими стратегическими документами – в соответствии с программой обучения.

14. Продолжительность обучения по ведомственному направлению составляет:

  • переподготовка служащих (курсы, семинары, тренинги и другие) – в общем объеме не менее 72 часов, в соответствии с программами обучения;
  • повышение квалификации (курсы, семинары, тренинги и другие) – в общем объеме не менее 36 часов, в соответствии с программами обучения с учетом накопительного принципа в системе повышения квалификации.

15. Продолжительность курсов обучения для лиц, занимающих политические государственные должности и политические муниципальные должности – в соответствии с программой обучения.

16. Преимущественное право на прохождение обучения имеют служащие, находившиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, или по уходу за больным.

17. Служащий направляется на обучение решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления по инициативе: 1) служащего; 2) руководителя государственного органа, органа местного самоуправления.

18. При отсутствии служащего по неуважительным причинам на курсах, семинарах, тренингах и других программах обучения информация в письменном виде доводится до сведения руководителя государственного органа или органа местного самоуправления для принятия соответствующих мер.

19. Ответственность за процесс организации обучения государственных гражданских служащих государственного органа несут заместитель руководителя или руководитель аппарата, муниципальных служащих органов местного самоуправления – руководитель аппарата или ответственный секретарь.

20. Прохождение переподготовки и повышение квалификации подтверждается соответствующим документом.

21. Служащий, направляемый на обучение сроком более 3 месяцев, заключает с государственным органом, органом местного самоуправления договор об обязательствах по отработке определенного срока в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления и возмещении затрат, связанных с обучением, если служащий прекращает службу по собственному желанию.

22. Служащий после завершения обучения обязан:

  • при сроке обучения свыше трех месяцев – отработать на государственной гражданской службе или муниципальной службе не менее одного года, если иное не установлено договором;
  • при сроке обучения свыше одного года – отработать на государственной гражданской службе или муниципальной службе не менее двух лет, в том числе не менее одного года в государственном органе, органе местного самоуправления, направившем его на обучение, если иное не установлено договором;
  • при сроке обучения два года и более – отработать на государственной гражданской службе или муниципальной службе не менее трех лет, в том числе не менее одного года в государственном органе, органе местного самоуправления, направившем его на обучение, если иное не предусмотрено договором.

23. Обучение служащих имеют право проводить образовательные организации, имеющие лицензию на деятельность по дополнительному профессиональному образованию.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖАЩИХ

24. Задачами общего направления обучения являются:

  • 1) усиление кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления в целях повышения эффективности системы государственного управления;
  • 2) повышение кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления в целях эффективногоисполнения служащими своих должностных обязанностей;
  • 3) профессиональное развитие и карьерный рост служащих.

25. Общее направление обучения реализуется в форме курсов повышения квалификации.

26. Академия является уполномоченным учебным заведением по вопросам обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, формирования и размещения Госзаказа, а также его реализации.

27. Госзаказ представляет собой план обучения служащих на календарный год в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на эти цели.

28. Этапы организации общего направления обучения служащих:

  • 1) определение потребностей в обучении служащих;
  • 2) формирование и утверждение Госзаказа;
  • 3) размещение Госзаказа;
  • 4) проведение обучения служащих;
  • 5) контроль, мониторинг и оценка обучения;
  • 6) составление отчета по итогам обучения.

29. Обучение служащих осуществляется на основе потребностей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с типовыми квалификационными требованиями по группам административных должностей и средств, предусмотренных в государственном бюджете.

30. Формирование и размещение Госзаказа осуществляется в соответствии с Положением о государственном заказе на обучение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

31. Государственные органы и органы местного самоуправления по запросу уполномоченного государственного органа проводят оценку воздействия полученных знаний и навыков служащих на исполнение ими должностных обязанностей и на служебное продвижение служащих, прошедших обучение.

32. Академия вправе проводить оценку обучения с использованием средств Госзаказа с привлечением независимых экспертов и организаций.

33. Академия представляет уполномоченному государственному органу ежегодный отчет о проведении обучения по общему направлению, который публикуется на официальных сайтах уполномоченного государственного органа и Академии. Форма отчетности утверждается уполномоченным государственным органом.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖАЩИХ

34. Задачами ведомственного направления обучения являются:

  • 1) повышение кадрового потенциала государственного органа и органа местного самоуправления в целях эффективного исполнения их ведомственных функций, программ и проектов;
  • 2) профессиональное развитие служащих для эффективного исполнения должностных обязанностей.

35. Ведомственное направление обучения реализуется в форме курсов повышения квалификации и переподготовки.

36. Этапы организации ведомственного направления обучения служащих:

  • 1) оценка потребностей в обучении служащих;
  • 2) формирование и утверждение ведомственного заказа на обучение;
  • 3) размещение ведомственного заказа на обучение;
  • 4) проведение обучения служащих;
  • 5) контроль, мониторинг и оценка обучения;
  • 6) отчет по итогам обучения.

37. Ведомственный заказ представляет собой план обучения служащих по ведомственному направлению на один календарный год в пределах средств, предусмотренных в бюджете соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления на эти цели.

38. Обучение служащих осуществляется на основе потребностей государственных органов и органов местного самоуправления, связанных с исполнением, изменением их ведомственных функций, программ и проектов.

В рамках ведомственного заказа на обучение могут обучаться также лица, занимающие политические государственные и муниципальные должности.

39. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно формируют план проведения обучения по ведомственному направлению.

40. Заместитель руководителя или руководитель аппарата государственного органа, руководитель аппарата или ответственный секретарь органа местного самоуправления формирует проект ведомственного заказа на обучение и направляет на утверждение руководителю государственного органа или органа местного самоуправления.

41. Государственные органы, органы местного самоуправления осуществляют обучение по ведомственному направлению в образовательной организации государственного органа (при наличии), образовательной организации, создаваемой ассоциацией, союзом органов местного самоуправления самостоятельно либо совместно с другими организациями, в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 17 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», либо в иных образовательных организациях.

42. Государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют мониторинг и контроль процесса проведения обучения, а также оценку результативности обучения служащих по ведомственному направлению.

43. Ежегодно государственные органы и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному государственному органу отчет о проведении обучения по ведомственному направлению, который публикуется на официальном сайте уполномоченного государственного органа. Форма отчетности утверждается уполномоченным государственным органом.