Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Муниципальное предприятие «Бостери Тазалык» успешно заботится о чистоте, здоровье людей и туристической привлекательности Иссык-Кульского района
Кайрат КУЛЧАЕВ, коучер Проекта УУМУ
Проблема
Бостеринский айылный аймак Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области расположен в курортной зоне, где сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) имеет первостепенное значение, чтобы сохранить туристическую привлекательность местности и не нанести ущерба окружающей среде. Вопрос вывоза ТБО здесь стоял всегда остро, поскольку кроме местного населения, отходы также формируются в результате работы курортно-рекреационных объектов. До недавнего времени работу по сбору и вывозу ТБО вело муниципальное предприятие «Бостери Тазалык». Несмотря на то, что предприя-тие является муниципальным, его деятельность финансировалась из республиканского бюджета, в нарушение норм законодательства КР. При этом Бостеринский муниципалитет имеет законный полигон, оформленный согласно всем требованиям.
В соседнем Кумбельском АА ситуация с организацией услуги сбора и вывоза ТБО была не лучше, у муниципалитета имелась спецтехника по сбору и вывозу ТБО и мусорный полигон. Но имеющийся мусорный полигон образовался стихийно, не имел экологического паспорта. Для получения разрешительных документов на мусорный полигон, отвечающий всем требованиям, необходимы большие финансовые расходы и временные ресурсы.
Расположенный недалеко Темировский АА состоит из двух сел и является дотационным айыл окмоту. В Темировском айылном аймаке услуга по сбору и вывозу ТБО отсутствовала совсем. Мусор вывозился жителями стихийно и сваливался в не предназначенных для этого местах, зачастую в непосредственной близости от жилых домов.
Положение в сфере уборки, вывоза и утилиза-ции ТБО во всех названных муниципалитетах сложилось достаточно серьезное, из-за чего требовалось немедленное принятие решительных мер со стороны органов МСУ.
Что сделано?
Поскольку самостоятельная организация услуги по сбору и вывозу ТБО у Бостеринского, Кумбельского и Темировского айылных аймаков вызывала большие трудности, муниципалитеты решили искать новые способы организации услуги и решения проблемы. Обстоятельства сложились так, что в это же время Проект «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемый Правительством Швейцарии, предоставлял поддержку пилотным инициативам межмуниципального сотрудничества, в том числе по вопросам ТБО. Бостеринский, Кумбельский и Темировский айыл окмоту провели обсуждение с гражданами, которые из большого числа проблем выделили самую приоритетную и болезненную – сбор и вывоз бытового мусора. Население выразило готовность на должном уровне оплачивать услугу, при условии, что услуга будет стабильной и качественной. Муниципалитеты решили обратиться к проекту за помощью в организации межмуниципального сотрудничества в сфере управления ТБО.
Далее была создана рабочая группа из представителей Бостеринского, Кумбельского и Темировского айылных аймаков, которая разработала План действий по улучшению услуги в рамках межмуниципального сотрудничества (далее – ПДУУ ММС), включая перечень мероприятий по решению проблем, определение источников финансирования (вклад каждого айылного аймака) и сроки исполнения.
В рамках межмуниципального сотрудничества были заключены договоры между органами МСУ, договоры между заказчиком и поставщиком и, соответственно, между поставщиками услуг и абонентами. МП «Бостери Тазалык» стал обслуживать население Темировского АА, а между МП «Бостери Тазалык» и Кумбельским АО заключен договор об использовании полигона для утилизации отходов на основе которого МП «Таза аймак» Кумбельского АА начал вывозить ТБО на мусорный полигон в Бостери (см. схему).
Результат
В результате реализации Плана действий по улучшению услуги в рамках межмуниципального сотрудничества, удалось наладить работу МП «Бостери Тазалык», который расширил абонентскую базу и улучшил свое финансовое положение, поскольку теперь, кроме сел Бостери и Бактуу-Долоноту (численность жителей составляет почти 13 тысяч человек), входящих в состав Бостеринского АА, стал также обслуживать жителей и объекты Темировского АА, численность населения которого составляет более 9 тысяч человек.
Теперь муниципальное предприятие успешно обеспечивает чистоту и порядок на территории одного из крупных туристических регионов Иссык-Кульского района. А в летнее время объем работы удваивается в связи с большим потоком туристов. Оборудование и спецтехника, которые требовались для организации услуги согласно ПДУУ, приобретены, завершены строительные работы по водоснабжению и электроснабжению мусорного полигона.
Садыр АКУНОВ, житель села Темир: «Из-за того, что в Темировском АА не оказывались услуги по сбору и вывозу ТБО, на улицах выбрасывались и сжигались полиэтиленовые пакеты (целлофаны), все это разносилось ветром, при этом села и поля наполнялись мусором. Мусор также разбрасы-вался домашними животными, дети играли с отходами, что приводило к распространению инфекционных заболеваний. Сейчас ситуация изменилась, сотрудники МП «Бостери Тазалык» своевременно собирают и вывозят мусор. Самое главное, органы МСУ нашли пути решения проблем во благо жителей сел, учитывают мнение жителей села и основных потребителей услуг».
Финансовая устойчивость
Важной задачей в рамках межмуниципального сотрудничества стало изменение финансовых принципов работы муниципального предприятия «Бостери Тазалык», а именно переход со сметного принципа финансирования на финансирование по объему работ (хозрасчет). Проведены мероприятия по изменению работы муниципального предприятия, которые включали в себя разработку производственной программы; составление Реестра имущества МП; доработку Устава муниципального предприятия «Бостери Тазалык».
Для того чтобы, предприятие успешно функционировало, необходимо было обеспечить его финансовую устойчивость, то есть создать ситуацию, при которой доходы предприятия покрывали бы его производственные, трудовые и накладные расходы. Для этого необходим был правильный и своевременный учет всех доходов и расходов предприятия и повышение их эффективности. Работу следовало начать с анализа и упорядочения финансово-хозяйственной деятельности МП «Бостери Тазалык», с более детального раздельного учета доходов и расходов. Для точного анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе производственной программы произведен общий свод доходов и расходов по результатам акта выполненных работ за каждый месяц и в целом за год.
Каждый из трех органов МСУ (Бостеринский, Кумбельский и Темировский айыл окмоту), воспользовавшись предложенной проектом методикой расчета стоимости услуг, рассчитал тарифы на услугу сбора и вывоза ТБО, преставленные в таблице.
В 2020 году до начала реализации межмуниципального сотрудничества МП «Бостери Тазалык» собираемость тарифа от населения составляла 24%, и убытки муниципального предприятия субсидировались из бюджета АО в размере 4,7 млн сомов, то по итогам 2022 года собираемость выросла почти в три раза и составила 63%, при этом АО уже не субсидирует МП, но обеспечивает муниципальный заказ по обслуживанию мест общественного пользования на сумму 3,8 млн сомов, что позволяет муниципальному предприятию быть устойчивым. В 2023 году работа по повышению собираемости тарифа будет продолжена.
МП «Бостери Тазалык» продолжает стремиться обеспечить рентабельную деятельность и в будущем, показывая хорошие результаты и пример другим муниципальным предприятиям, поскольку именно в МП «Бостери Тазалык» впервые в республике проведена такая успешная работа по детализации экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти