Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Комментарий ИПР: новая редакция Конституции Узбекистана – это большой вклад в формирование бренда центрально-азиатской человекоцентричной и правовой системы государственности!

2023-06-07 / Новости Коалиции МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Комментарий ИПР: новая редакция Конституции Узбекистана – это большой вклад в формирование бренда центрально-азиатской человекоцентричной и правовой системы государственности!

Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития, www.dpi.kg, главный редактор журнала «Муниципалитет», www.municipalitet.kg

В сегодняшнем нестабильном, турбулентном мире вызовы и непредсказуемое развитие событий провоцируют усиление общественного запроса на безопасность. На этом фоне многие граждане более склонны согласиться с ограничениями прав и свобод взамен на гарантии защиты и помощи. И только очень сильная страна и уверенное в себе правительство могут в такой ситуации идти по пути расширения прав и свобод гражданина, сумев при этом предложить нации больше социальных, правовых и экономических гарантий. Об этом новая редакция Конституции Узбекистана. 

Я занимаюсь местным самоуправлением и местным развитием в Кыргызской Республике почти четверть века и, конечно, именно эта тема в редакции основного закона больше всего привлекла мое внимание. Нельзя не приветствовать появление в Конституции определения самоуправления как права и действительной способности граждан самостоятельно и в рамках закона решать вопросы местного значения, исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций. Это определение соответствует истинной сути самоуправления, близко по форме к международно признанному трактованию самоуправления. Но бросается в глаза, радует и вдохновляет смелая и актуальная локализация этого определения: «исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций». Мой личный опыт развития местного самоуправления говорит о том, что такая локализация, самобытность должна стать тем звеном, которого до сих пор не хватало странам региона для подлинного успеха в развитии местного самоуправления. Если с самого начала создавать свою, локализованную модель самоуправления, близкую, понятную людям, органически врастающую в ткань политики, практики и быта, тогда самоуправление принесет обильные плоды в виде разделения ответственности власти с гражданами, более оптимального использования ресурсов, более быстрого сокращения бедности и роста благосостояния и даже сокращения государственных расходов. С появлением самоуправления в Конституции у Узбекистана появляется реальная возможность обобщить лучшие практики самоуправления в регионе, интегрировать их в региональный контекст, избежать ошибок и воспользоваться успехами соседей, создав адаптированную региональную модель самоуправления.

Сильный позитивный ответ вызывают и многие другие новеллы основного закона: запрет смертной казни и пыток, защита персональных данных, реальная защита права на жилье, право граждан на доступ к Интернету, гарантия достаточности минимального размера оплаты труда, защита прав женщин, права на отдых – список впечатляет. Это не просто правовая редакция, это исторический переход от самоценности власти к самоценности гражданина, государственной философии человекоцентричности.

Большая работа предстоит Олий Мажлису Республики Узбекистан. Новая редакция Конституции повлечет изменение целого массива законодательства, потому что вводимые новые нормы и условия должны синхронизированно и гармонично «выстрелить» в пользу граждан, не вызывая при этом сбоев в системе исполнительной власти. И помимо изменения буквы закона потребуется внутренняя перестройка государственных служащих в рамках нового духа основного закона страны, согласно которому Узбекистан, словами новой Конституции, осознанно ставит в центр целей государственного управления благополучие человека и его интересы. И только так, совместными усилиями: народа, который будет голосовать за новую редакцию основного закона; Олий Мажлиса, который будет вслед реформировать законодательство; исполнительной власти, которая будет менять и улучшать практику управления в интересах гражданина, – новая редакция Конституции позитивно отразится на жизни каждого гражданина страны.

Для других стран Центральной Азии новая редакция Конституции крупной соседней державы – это не просто изменение правового поля. Это очень ясный сигнал о том, что в регионе формируется собственная модель, собственный бренд Центрально-Азиатской человекоцентричной и правовой системы государственности. Конечно, наши страны обладают собственной историей, судьбой, традициями и ресурсами, отличаются в правилах и практиках управления, но вместе с тем, есть и единая региональная судьба, культурные коды и общие проблемы. И проблемы эти имеют общие культурно-исторические, природно-географические, структурные и климатические корни. Единая государственная философия человекоцентричности, которая теперь будет отражена в конституциях большинства стран региона, будет способствовать сближению политик и практик управления, укреплению регионального единства, осознания региональной общности и более эффективного и рационального совместного использования ресурсов, которыми наш регион одновременно и богат, и беден.

И нет сомнений в том, что экзамен на уверенность в себе и зрелость, который представляет собою предстоящий референдум, Узбекистан сдаст на «отлично»! 

Похожие материалы: