Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Тариф на воду творит чудеса: грамотная организация управления финансами может увеличить поступления оплаты за услугу водоснабжения на 70%

2023-07-01 / Услуги МСУ
Тариф на воду творит чудеса: грамотная организация управления финансами может увеличить поступления оплаты за услугу водоснабжения на 70%

Нурболот МАДЫМАРОВ, Проект USAID «Успешный аймак 2», региональный координатор по Джалал-Абадской области

Услуга питьевого водоснабжения – настоящая головная боль для многих органов МСУ в Кыргызстане. Казалось бы, затрачены большие средства на реабилитацию сетей, бурение и восстановление скважин, многие доноры и проекты рапортовали об инвестициях в водоснабжение, государство также регулярно отчитывается о километрах проложенных сетей. Однако питьевая вода по-прежнему остается проблемой во многих селах, более того, приобретает некий «возвратный» характер. Вроде все восстановили и реабилитировали, вода пошла, создали предприятие по управлению или оформили договор с СООППВ, но через какое-то время … сети пришли в упадок, скважина засорилась, оборудование выходит из строя, воды снова нет, люди недовольны. Что за «заколдованная» услуга, наладить которую на устойчивой основе многим так и не удалось? Никакого «колдовства» не существует, ответ кроется в финансовой стороне вопроса. Ни одна услуга, не будучи своевременно и полностью оплаченной, не будет устойчивой. Поэтому никакие миллиарды инвестиций в инфраструктуру не помогут, если в содержание этой инфраструктуры и уход за ней не вкладывать должный объем финансирования. Но где взять деньги? Опять доноров просить или бесконечно субсидировать услугу из местного или государственного бюджета? Ответ еще проще – «счастье» кроется в экономически обоснованном тарифе, включающем в себя весь состав затрат, и собираемости платежей. И больших вложений в налаживание, настройку этого процесса не требуется. Нужны знания и опыт, а также политическая воля органа местного самоуправления. Сочетание этих факторов позволило всего за 10 месяцев нарастить сборы за услугу водоснабжения в Акманском айылном аймаке Джалал-Абадской области, что дает его муниципальному предприятию по водоснабжению обоснованную надежду на долгое и успешное функционирование. Как это сделано?

Проект USAID «Успешный Аймак 2», выполняемый Институтом политики развития, гордится результатами работы с целевыми муниципалитетами, где удается существенно улучшить качество и доступность, укрепить устойчивость важной для населения услуги, не затрачивая при этом значительных средств из местного бюджета. Одним из примеров такого сотрудничества стала работа по организации питьевого водоснабжения для жителей Акманс-кого айылного аймака, расположенного в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области. В состав Акманского айылного аймака входят населенные пункты Жараке, Кош-Коргон, Жаны-Акман, Колот, Кайырма и Таш-Булак. Количество домохозяйств составляет 3019, а численность населения достигает почти 20 тысяч человек.  

Сотрудничество с проектом началось для органов местного самоуправления аймака с попытки найти ответ, какая услуга или проблема является для граждан самой востребованной, самой актуальной (что в теории означает, что за эту услугу люди готовы платить). Орган МСУ провел ряд встреч с местным населением, в ходе которых самой актуальной проблемой, требующей скорейшего решения, оказался дефицит (нехватка) питьевой воды. Питьевое водоснабжение осуществлялось нерегулярно, с перебоями и только в двух населенных пунктах. В сутки подача воды производилась только в течение двух часов. Жители, которые не успевали своевременно запастись водой, были вынуждены самостоятельно покупать привозную воду по цене от 500 до 800 сомов за один рейс водовоза. Отсутствие достаточного и полноценного доступа к питьевой воде вызывало справедливое недовольство среди населения, в результате чего многие отказывались платить за услугу, оказываемую муниципальным предприятием «Акман Таза-Суу». Нехватка финансовых ресурсов у муниципального предприятия затрудняла проведение ремонта инфраструктуры водопроводных сетей, а также полноценную оплату труда персонала предприятия, что порождало постоянную высокую текучесть кадров. А устаревшие водопроводные линии, подающие воду глубинные скважины и насосное оборудование, которые построены более 30 лет назад, во времена Советского Союза, продолжали деградировать и не справлялись с нагрузкой, что приводило к продолжающемуся ухудшению качества и доступности услуги. Замкнутый круг. 

При технической поддержке Проекта, решением главы Акманского айыл окмоту Марселя КОКОНОВА была создана рабочая группа для решения злободневной проблемы нехватки питьевой воды и был разработан План организации услуг. Согласно утвержденному главой Плану, члены рабочей группы рассчитали экономически обоснованный тариф на услугу питьевого водоснабжения, график подачи воды и совместно с айыл окмоту провели общественное обсуждение тарифа в размере 20 сомов за 1м3. После согласования с населением, тариф был утвержден решением депутатов айылного кенеша. На общественных слушаниях по тарифу населению были рекомендованы методы эффективного и экономного расходования воды, например, установка водомеров. 

Для полноценной организации предоставления услуги и повышения потенциала поставщика услуги, Акманский АО передал на баланс муниципального предприятия «Акман Таза Суу» водопроводные линии, технику и оборудование на основании договора хозяйственного ведения. Проект оказал содействие органу МСУ в разработке и внедрении форм сервисного и абонентского договоров. В результате, с начала оказания технической помощи со стороны проекта, орган местного самоуправления смог заключить 1405 абонентских договоров.  Заключение договора выступает важным фактором повышения уровня доверия между местной властью и местным сообществом.  Другим фактором стала цифровизация процесса оплаты услуги. Для упрощения оплаты за услугу и увеличения уровня доступа к услуге в здании айыл окмоту был установлен платежный терминал, чтобы деньги поступали напрямую на счет муниципального предприятия. Установка терминала также благоприятно повлияла на уровень доверия к поставщику услуги – муниципальному предприятию «Акман Таза Суу», у которого появились деньги для обновления и содержания инфраструктуры. Поставщик услуги за счет поступления денег от абонентов в виде оплаты за услугу, отремонтировал систему водоснабжения в селе Колот. Стало повышаться качество услуги – стала расти оплата со стороны населения. До начала сотрудничества с Проектом USAID «Успешный аймак 2» уровень сбора оплаты за услугу питьевого водоснабжения составлял порядка 600,0 тыс. сомов в год. В результате сотрудничества органа местного самоуправления с Проектом, буквально через 10 месяцев, с сентября 2022 года по апрель 2023 года, поступление денежных средств за услугу превысило 1,0 млн сомов. Увеличение поступлений денежных средств в качестве оплаты за питьевую воду составило около 400,0 тысяч сомов (почти на 70%), что в свою очередь создает условия для повышения качества предоставляемой услуги населению. 

Увеличив денежные поступления, нарастив способность управлять услугой, муниципальное предприятие смогло отремонтировать систему водоснабжения в селе Колот, что существенно улучшило условия жизни жителей. Если раньше, до сотрудничества с проектом, питьевая вода подавалась в двух селах – Жаны-Акман и Жараке, то весной 2023 года подача воды дополнительно осуществляется еще в двух новых населенных пунктах – Колот и Таш-Булак по 8-10 часов в сутки. Местный житель Батыр КАРИМОВ радостно делится новостью, что увеличение продолжительности подачи воды позволило улучшить жилищные условия. Появилась возможность пользоваться холодной и горячей водой, устанавливать стиральные машины-автоматы и получить другие блага, которые раньше были недоступны. 

Марсель КОКОНОВ, глава Акманского айыл окмоту так формулирует «секрет» реформы водоснабжения в аймаке: «Главное условие – взаимная ответственность поставщика и потребителя, органа МСУ и поставщика. Чтобы ответственность понималась и принималась, необходимо правовое оформление отношений. Муниципальное предприятие как поставщик услуги должно чувствовать больше ответственности за свою материальную базу – оборудование, технику, сети – чтобы содержать их надлежащим образом, понимая, что это основные средства производства предприятия. Поэтому нужно было оформить отношения в виде договора хозяйственного ведения. То же справедливо и в отношении получателей услуги, граждан, с которыми также были оформлены договоры на поставку воды, в которых указана ответственность как поставщика, так и потребителя. Другое важное условие – упрощение процедуры и усиление прозрачности процесса оплаты услуги. Здесь большую роль сыграл платежный терминал: во-первых, оплатить легко в любое время, во-вторых, платеж безналичный и совершенно точно поступает на счет поставщика, а не в карман контролеру или сборщику. В целом практика сотрудничества с проектом помогла снова убедиться в том, что одной инфраструктуры мало, необходимо грамотное управление услугой, точный расчет и взаимная ответственность. И методы решения проблемы доступны каждому муниципалитету, вне зависимости от размера бюджета».

Также аймак получили поддержку со стороны Государственной программы «Таза Суу» для реабилитации объектов инфраструктуры питьевого водоснабжения в неохваченных водоснабжением двух населенных пунктах – Кош-Коргон и Кайырма. Поэтому в планах Акманского айыл окмоту на 2024 год – окончание реконструкции водопровода в указанных селах, где уже идет строительство нового водозабора на сумму 22 млн сомов, финансируемое из республиканского бюджета. После завершения строительства водозабор будет передан в управление муниципальному предприятию «Акман Таза-Суу». Решением органа местного самоуправления в айылном аймаке создана Группа совместного мониторинга и оценки, члены которой осуществляют системный и объективный мониторинг за своевременностью и качеством подачи питьевой воды.  

 

Похожие материалы: