Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Особые правила ведения бухгалтерского учета в муниципальных предприятиях – новая сфера знаний и предмет регулирования
Гульнара САЯКБАЕВА, эксперт Проекта УУМУ
Обычно под бухгалтерским учетом понимают рутинную и нудную работу по документированию движения денег, которые заработали другие люди, но тратят почему-то другие… Но на самом деле финансовое управление, основой которого является бухгалтерский учет, увлекательное действо, и если оно выполнено профессионально, вдумчиво, то финансовый результат управления может быть гораздо более позитивным, чем ожидалось. В Кыргызской Республике насчитывается более 500 муниципальных предприятий разной спецификации и направлений. Каждое из них уникально своими уставными задачами и месторасположением. Каждое из них имеет свой собственный бухгалтерский учет. Но не каждое ведет свою бухгалтерию так, как этого требует законодательство Кыргызской Республики в сфере финансов и бухгалтерского учета, и как это нужно собственникам и руководителям предприятий.
Простыми словами, бухгалтерский учет – это непрерывный процесс оборота денежных средств в производстве, влияющего на конечный результат поставленных целей. От работы бухгалтера зависит, как выглядит предприятие или бизнес со стороны. Бухучет формирует картину финансового положения компании для всего внешнего окружения: от государства до кредиторов и инвесторов. Собственники и менеджмент тоже пользуются бухгалтерскими данными для принятия управленческих решений. Если в предприятии это не так, то либо бухгалтер не формирует нужную информацию, либо руководители не спрашивают1. Поэтому бухгалтерский учет муниципального предприятия – это сфера, в которой нужно разбираться и собственнику – органу МСУ, и – тем более – руководителю предприятия.
В открытых источниках сведений о том, какой должна быть идеальная бухгалтерия или бухгалтерский учет муниципального предприятия, ничтожно мало, да и те не отражают всей сути и не позволяют раскрыть существующую систему учета. Требование о необходимости ведения бухгалтерского учета каждым субъектом, осуществляющим какую-либо деятельность, установлено Бюджетным кодексом Кыргызской Республики, Налоговым кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете».
Многие муниципальные предприятия в Кыргызстане ведут учет в рамках бюджетной системы, иные по смешанному принципу, при этом такую политику для них устанавливает сам учредитель, игнорируя правовую и хозяйственную природу предприятия.
1 По материалам ИВАНОВ А. Е. Бухгалтерия для небухгалтеров. Перевод с бухгалтерского на человеческий / Алексей ИВАНОВ. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 352 с. С. 10.
Если для всех отраслей страны, начиная с государственного управления и заканчивая субъектами малого предпринимательства, имеются регламентирующие нормативные акты по ведению бухгалтерского учета, то для муниципальных предприятий таких регуляторов нет. Причина выпадения кроется в нормах Гражданского кодекса Кыргызской Республики, который установила, что свою деятельность муниципальное предприятие строит по согласованию с учредителем.
Поэтому в данной статье мы попробуем дать развернутую информацию о том, каким должен быть бухгалтерский учет в муниципальном предприятии Кыргызской Республики на примере муниципального предприятия «Достук-Тазалык» Ноокенского района Джалал-Абадской области.
Орган местного самоуправления Достукского айылного аймака Ноокенского района Джалал-Абадской области является партнером Проекта УУМУ, который успешно работает с муниципалитетом, помогая тому усовершенствовать процесс организации и предоставления услуг, развивать деятельность по решению вопросов местного значения, а также распространять знания и навыки по организации услуг по всей стране. В рамках работы с Достукским айылным аймаком Проект УУМУ помогает оптимизировать, в том числе управленческие процессы, осуществляемые муниципальным предприятием «Достук-Тазалык».
Эволюция отношений между Проектом УУМУ и муниципальным предприятием, как и другими 26 предприятиями-партнерами, привела к моменту, когда вопрос разработки и внедрения документа, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета муниципальным предприятием, стал неотложным.
За основу регламентирования процесса были взяты Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, утвержденные постановле- нием Правительства Кыргызской Республики от 11 ноября 2013 года № 609. При поддержке независимого эксперта на базе Правил, учитывая требования законодательства, разработаны Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в муниципальных предприятиях. Правила описывают весь процесс движения денежных средств, начиная от планирования до их использования, с правильным документальным оформлением. Также Правила содержат необходимые приложения, применяемые в учете. Но самой важной частью является План счетов муниципального предприятия, который обеспечивает точность проводимых операций. Например, МП «Достук-Тазалык» не применяло никаких планов счетов, вообще отсутствовало подобное понимание. Следует отметить, что многие муниципальные предприятия страны применяют бюджетный (казначейский) план счетов, что является финансовым нарушением.
За основу регламентирования процесса были взяты Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, утвержденные постановле- нием Правительства Кыргызской Республики от 11 ноября 2013 года № 609. При поддержке независимого эксперта на базе Правил, учитывая требования законодательства, разработаны Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в муниципальных предприятиях. Правила описывают весь процесс движения денежных средств, начиная от планирования до их использования, с правильным документальным оформлением. Также Правила содержат необходимые приложения, применяемые в учете. Но самой важной частью является План счетов муниципального предприятия, который обеспечивает точность проводимых операций. Например, МП «Достук-Тазалык» не применяло никаких планов счетов, вообще отсутствовало подобное понимание. Следует отметить, что многие муниципальные предприятия страны применяют бюджетный (казначейский) план счетов, что является финансовым нарушением.
Правила устанавливают ведение бухгалтерского учета в строгом соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики в части правильного оформления и документирования регистров учета. Установлены организационные аспекты бухгалтерского учета, планирование и распределение себестоимости, учет запасов, учет основных средств.
Одним из главных разделов документа является раздел, посвященный учету основных средств, инвентаризации, амортизационной политике, износу и переоценке имущества, который отражает весь путь основного средства от закупки до его уничтожения или утилизации. Если раньше муниципальному имуществу не присваивались инвентарные номера, а имущество учитывалось просто по порядковым номерам, то в документе установление индивидуальных номеров для всех категорий приобретений теперь носит обязательный характер.
Запуск бухгалтерского учета раскрыл многие недостатки в управлении. Так, у рассматриваемого в статье предприятия не был определен налоговый режим и ставки по налогам и отчислениям. Учет на предприятии проводился по схеме «пришло- ушло», применялся наличный прием денежных средств, отчетность существовала в виде справок без подтверждающих атрибутов.
После разработки Правил сотрудники айыл окмоту прошли обучение по ведению бухгалтерского учета в муниципальном предприятии. Работники предприятия также повысили свой потенциал в учетной политике. На сегодняшний день предприятие ведет учет материалов, поступающих от поставщиков, на основе всех необходимых сопроводительных документов. Предприятие прошло регистрацию в системе регистрации электронных товаротранспортных накладных (ЭТТН) и электронных счетов-фактур (ЭСФ), приобрело контрольно-кассовые машины. Также предприятие перешло на безналичную форму движения денежных средств. За время внедрения учетной политики доходы предприятия выросли в среднем на 35%, улучшилась корпоративная среда в коллективе, местное население стало более охотно оплачивать стоимость услуг, что говорит о росте доверия общественности к предприятию. Конечно, впереди еще много предстоит сделать, но первые шаги по финансовой грамотности муниципального предприятия успешно пройдены.
Бухгалтерский учет муниципального предприятия – это отражение хозяйственных процессов, их результатов и использованных ресурсов в денежной форме. Неверно установленный и применяемый бухгалтерский учет не может отражать прозрачную деятельность предприятия, впоследствии приводящий к плачевным последствиям. Успешное пилотирование данного документа позволит унифицировать учетную политику муниципальных предприятий через распространение среди всех предприятий страны.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти