Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
А ваше мнение важно для местных властей?
Общественные слушания по утверждению тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (Кластер «Кызыл-Суу», Джеты-Огузский район)***Кластер «Кызыл-Суу» по сбору и вывозу твердых бытовых отходов – это результат межмуниципального сотрудничества айылных аймаков Кызыл-Суу, Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна, которые объединились для совместной организации услуги.
Шербек ДОСУЕВ, консультант проекта УУМУ
Общественные слушания – это механизм, который позволяет активно вовлекать население в процессы обсуждения и принятия важных решений, затрагивающих жизнь и интересы местного сообщества. Слушания представляют собой эффективный инструмент для сбора мнений и предложений граждан по разнообразным вопросам и служат ценным информационным и коммуникационным каналом для местных властей и общественности. Чаще всего слушания проводятся по вопросам формирования местного бюджета на следующий год, вместе с тем слушания эффективны и полезны также по вопросам процесса управления муниципальной собственностью и работы коммунальных предприятий1.
Примером успешно проведенных общественных слушаний являются общественные слушания по утверждению тарифа на вывоз твердых бытовых отходов в кластере «Кызыл-Суу». На основе межмуниципального сотрудничества айылные аймаки Кызыл-Суу, Саруу, Даркан, Оргочор и Светлая Поляна объединились в кластер «Кызыл-Суу», приняли совместный план действий по улучшению услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. В кластере «Кызыл-Суу» Джети-Огузского района услугу по вывозу твердых бытовых отходов оказывает муниципальное предприятие «Кызыл-Суу Тазалык». На сегодня предприятие оказывает услугу 6880 домохозяйствам, где живет 43167 человек.
Для обеспечения экономической устойчивости услуги был разработан экономически обоснованный тариф на размещение отходов в сумме 90 сомов в месяц за каждое домовладение. Тариф на услугу сбора и вывоза мусора рассчитывался в соответствии с требованиями Положения о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством, утвержденного постановлением Правительства КР от 18 февраля 2013 года № 83.
Стремясь к обеспечению справедливости и учитывая изменения рыночных цен, тариф пересматривается каждый год. Динамику изменения тарифов можно наблюдать на диаграмме 1 ниже.
После разработки тариф необходимо было согласовать с населением всех пяти айылных аймаков, участвующих в кластере «Кызыл-Суу». Общественные слушания состоялись в сельских клубах муниципалитетов в феврале-марте 2023 г. и привлекли активное участие 374 человек, включая 154 женщин.
Диаграмма 1. Динамика изменения тарифа на услугу сбора и вывоза твердых бытовых отходов в кластере «Кызыл-Суу»
Интересно, что каждое общественное слушание имело свою особую динамику. Например, в Кызыл- Суйском айылном аймаке участники слушания одобрили новый тариф без возражений в силу того, что данная услуга предоставляется уже около десяти лет.
Таблица 1. Размеры субсидий органов МСУ в адрес уязвимых групп, в разрезе муниципалитетов-участников кластера «Кызыл-Суу»
В других айылных аймаках, где услуга по вывозу твердых бытовых отходов оказывается только третий год, обсуждение тарифа проходило более интенсивно, и некоторые высказывали беспокойство относительно увеличения тарифа по сравнению с предыдущим годом.
Основной посыл, который звучал на этих общественных слушаниях, заключался в необходимости утверждения справедливой и обоснованной стоимости тарифа для обеспечения устойчивости услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Руководители аймаков, ответственные за организацию слушаний, смогли найти общий язык с жителями, обращая внимание на то, что услуга будет предоставляться своевременно, и что из местных бюджетов предусмотрены субсидии для уязвимых слоев населения. Благодаря этим субсидиям жители могут оплачивать тариф без проблем, что способствует доступности и качеству данной услуги (см. таблицу 1).
Жаналы АКМАТОВ, депутат АК: «Мы должны поддержать тариф на вывоз мусора. Смотрите сами – чисто стало в нашем селе, предприятие “Тазалык” убирает наш мусор. Мы должны уделять чистоте села первостепенное значение. Уязвимым слоям населения выделяются субсидии с местного бюджета, поэтому они не пострадают от увеличения тарифа».
Чынара ШАКИРЖАНОВА, квартальный села Саруу: «В прошлом году айыл окмоту тоже помогал многим, выделяя субсидии. В этом году выделят 40 сомов из местного бюджета, а 50 сомов будете платить сами – это справедливо. Но со временем мы сами должны полностью оплачивать тариф».
Каныбек БОЛУКБАЕВ, житель села Саруу: «Мы подтверждаем – услуга оказывается регулярно, на улицах не валяется мусор, как раньше. Но стоимость горюче-смазочных материалов растет, экономика предприятия требует устойчивости, поэтому мы должны поддержать новый тариф в сумме 90 сомов».
Проведенные общественные слушания в кластере «Кызыл-Суу» олицетворяют демократический принцип и служат важном элементом в системе участия сообщества в принятии решений, а также эффективным механизмом взаимодействия между гражданами и органами власти. Эти слушания играют существенную роль в решении важных вопросов, связанных с обеспечением экологической и экономической устойчивости региона.
1 Общественные слушания: методы и опыт в Кыргызской Республике: Практ. учеб. пособие
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти