Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Тридцать муниципалитетов из Чуйской и Таласской областей получат грантовую поддержку для организации услуг

2023-11-07 / Услуги МСУ

Кенешбек ЭРГЕШОВ, менеджер по грантам, мониторингу и оценке Проект «Улучшение услуг на местном уровне»

В сфере организации и предоставления услуг есть немало проблем, включая ограниченность финансовых ресурсов, низкий потенциал органов МСУ, отсутствие практики планирования процесса организации и предоставления услуги, отсутствие или низкий потенциал поставщиков услуг, плюс – отсутствие или слабая система мониторинга со стороны населения и др.

Организация услуг на уровне муниципалитетов – это один из самых важных приоритетов и обязательство местной власти перед населением. Ведь уровень качества жизни граждан напрямую связан с обеспечением доступа к качественной, устойчивой услуге. Соответственно, требования населения в отношении качества и доступности услуг с каждым годом растут, и это ожидаемо. Органам МСУ все сложнее удовлетворять потребности граждан. Это требует от муниципалитетов много усилий для поиска новых решений в организации услуг при ограниченных ресурсах и возможностях местного бюджета. Одной из таких возможностей для органов МСУ является привлечение донорских, грантовых средств в процесс организации и улучшения услуг на местном уровне.

В 2022 году полномочные представительства Президента Кыргызской Республики в Таласской и Чуйской областях обратились в Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики c просьбой о включении муниципалитетов двух областей в число муниципалитетов, получающих экспертную и техническую помощь по вопросам организации услуг населению.

По просьбе Союза МСУ КР, Проект УУМУ принял решение об объявлении открытого конкурса на грантовую программу для муниципалитетов Таласской области и муниципалитетов Кеминского, Иссык-Атинского и Чуйского районов Чуйской области. Программа должна была поддержать Планы действий по улучшению услуги (ПДУУ), определенных совместно местным сообществом и органами местного самоуправления как приоритетные проблемы местного значения.

Грантовая программа Проекта была направлена на достижение следующих целей:

  • улучшение системы организации и оказания конкретной услуги;
  • содействие органам местного самоуправления в организации услуги и укреплении навыков планирования, распределения и эффективного управления финансовыми средствами, в частности, капитальными вложениями;
  • улучшение межмуниципального сотрудничества в целях совместного оказания качественных и доступных услуг;
  • улучшение качества услуги и доступа к ней на местном уровне.

Средства гранта на улучшение услуги используются для финансирования проектов, направленных на улучшение конкретной услуги в соответствии с отобранными конкурсной комиссией планами действий по улучшению услуги.

В феврале 2023 года были проведены два вводных семинара для представителей муниципалитетов Таласской области и для муниципалитетов Кеминского, Чуйского и Иссык- Атинского районов Чуйской области, в ходе которого была дана детальная информация о целях и задачах Проекта УУМУ, объявлено начало открытого конкурса и приема заявок на участие в нем.

Для участия в конкурсе поступили заявки от 81 айыл окмоту из двух областей, из них были отобраны 54 органа МСУ.

Для всех отобранных айыл окмоту были организованы обучающие семинары, тренинги по разработке и реализации планов действий по улучшению услуги. Эффективность методики по разработке планов действий по улучшению услуги в том, что упор делается не на инфраструктуру, а на улучшение системы управления конкретной услугой. На тренингах консультанты Союза МСУ КР обучили представителей органов МСУ тому, как отбирать приоритетную услугу на местном уровне, какие инструменты можно применить, актуальности проведения фокус-групп для выявления проблем и их приоритетизации, инструментам согласования решений с населением (сельские сходы и общественные слушания). Детально были представлены процесс разработки плана действий по улучшению услуги; важность правильного отбора и планирования услуги; значимость эффективного управления ресурсами, в том числе человеческими и финансовыми; необходимость правильного отбора поставщика услуги; вопросы качества и доступности услуг жителям муниципалитета. Также была представлена информация о целях, задачах, требованиях и условиях грантовой программы.

После проведенных семинаров муниципалитеты Чуйской и Таласской областей приступили к разработке планов действий по улучшению услуги, которые были внесены на рассмотрение грантовой комиссии. В общей сложности на рассмотрение грантовой комиссии поступили 94 плана от 54 айыл окмоту. Из них 89 планов были составлены муниципалитетами индивидуально, включали те услуги, которые планировалось улучшить на территории одного села или одного айыл окмоту. А пять планов носили характер межмуниципального сотрудничества, где одну и ту же услугу планировалось улучшить на территории двух и более муниципалитетов. Планы действий были направлены на улучшение услуг в различных сферах: культуры, молодежи, муниципальных дорог, питьевого водоснабжения, организации сбора и вывоза мусора, спорта, досуга, организации и обеспечения работы сельских библиотек, освещения мест общего пользования, благоустройства территорий и других.

Во время подготовки планов действий улучшения услуг у органов МСУ были разного рода трудности, в самом начале почти все айыл окмоту думали только о получении гранта, потому как многим кажется, что главным элементом в организации и предоставлении услуг являются финансы и наличие хорошей инфраструктуры. Но мало кто задумывается о том, кто будет оказывать услугу, есть ли поставщики услуг? сколько это будет стоить? рассчитан ли тариф на услугу? почему именно такой тариф? из чего состоит тариф? какие расходы были включены в расчете тарифа? с кем этот тариф согласовали? был ли утвержден тариф и кем? кто будет финансировать оказание услуги? каковы источники финансов? как будет обслуживаться инфраструктура? кто и как будет управлять? есть ли стандарт услуги? и еще множество вопросов. На многие из этих вопросов ответов у муниципалитетов нет, и они действуют по принципу «сперва построим, а потом будем решать эти вопросы».

Но в условиях ограниченных возможностей органов МСУ очень важно акцент делать на управленческих аспектах, чтобы максимально эффективным способом обеспечить организацию предоставления той или иной услуги. А для эффективной организации процесса предоставления услуг, муниципалитеты должны иметь четкий план действий улучшения услуг, где есть ответы на все вышеперечисленные вопросы.

Грантовая комиссия по отбору лучших планов действий по улучшению услуг включала представителей Проекта УУМУ, Государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики, Аппарата полномочного представителя Президента в областях и Союза МСУ КР. Комиссия рассмотрела все заявки и отобрала 44 плана, которые получили грантовую поддержку на общую сумму более 14 миллионов сомов. Почти девять миллионов получили «индивидуальные» планы действий по улучшению услуг, более пяти миллионов – планы на основе межмуниципального сотрудничества.

В ходе реализации грантов возникли трудности в отношении процесса государственных закупок. Особенность грантовой программы в рамках Проекта УУМУ в том, что все грантовые средства перечисляются на специальный расчетный счет айыл окмоту и становятся автоматически средствами местного бюджета. Согласно Закону Кыргызской Республики «О государственных закупках», органы МСУ должны приобретать товары, работы и услуги, финансируемые полностью или частично за счет местного бюджета, в соответствии с требованиями данного закона. Трудность в том, что в регионах, особенно отдаленных, возникают проблемы с выполнением процедурных требований Закона ввиду отсутствия поставщиков услуг, особенно если суммы закупок небольшие, у потенциальных поставщиков проблемы с электронными счет-фактурами, вследствие чего приходится проводить закупки неоднократно.

Необходимо отметить, что для всех пилотных муниципалитетов, получивших грантовую поддержку со стороны национального партнера Проекта – Союза МСУ, оказываются консультации и практическое сопровождение в процессе госзакупок, координация и сопровождение пилотных айыл окмоту в процессе реализации Планов действий улучшения услуг.

 

Похожие материалы: