Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Влияние качества предоставления услуг на уровень собираемости платежей

2023-07-18 / Услуги МСУ
Влияние качества предоставления услуг на уровень собираемости платежей

Куштарбек ТАШКУЛОВ, Проект USAID «Успешный аймак 2», региональный координатор

Проект USAID «Успешный аймак 2», выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект), провел исследование влияния качества предоставления услуг на уровень собираемости платежей за услуги. Для оценки были отобраны две основные услуги услуга питьевого водоснабжения и услуга сбора и вывоза твердых бытовых отходов в целевых муниципалитетах Проекта. Для определения динамики изменений были выбраны два ключевых показателя (что с чем сравнивать?): данные об уровне собираемости платежей за услугу ДО начала сотрудничества с Проектом USAID «Успешный аймак 2», и соответствующие показатели уровня собираемости платежей за услуги питьевого водоснабжения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов ПОСЛЕ улучшения услуги в рамках сотрудничества с Проектом.

В каждом целевом муниципалитете была изучена текущая ситуация, определены проблемы в сфере организации указанных услуг. Рабочая группа айыл окмоту составила список приоритетных услуг, требующих улучшения, и определила необходимые для этого меры. Результаты были оформлены и утверждены приказом главы айыл окмоту в виде Плана организации услуг, содержащего сроки реализации мер и определяющего ответственных лиц. Рабочая группа совместно с группой совместного мониторинга и оценки следили за исполнением мер, определенных в Плане организации услуг.

В процессе реализации Планов организации услуг удалось достичь хороших показателей улучшения качества услуг, а средний уровень сбора платежей за вывоз мусора увеличился на 60%, за питьевое водоснабжение – на 11%.

Результаты анализа свидетельствуют, что люди готовы и хотят платить за услуги даже если их стоимость выше, чем была раньше, но при этом качество услуги должно быть высоким. Низкие тарифы и плохое качество услуг являются главной причиной низкого уровня сбора платежей на услуги, предоставляемые на местном уровне.

Для улучшения качества услуги айыл окмоту использовал комплексный подход, включающий работу по нескольким направлениям:

  • исследование и выявление проблем,
  • планирование;
  • вовлечение в процесс принятия решений и
  • реализацию представителей разных слоев
  • населения;
  • широкое информирование сообщества и
  • обеспечение прозрачности;
  • принятие экономически обоснованного
  • тарифа для устойчивости услуги,
  • включающей нормативную прибыль;
  • общественное обсуждение тарифа;
  • проведение открытого конкурса по отбору
  • потенциальных поставщиков;
  • заключение договоров между всеми
  • субъектами в процессе реализации услуги;
  • общественный мониторинг услуги.

По каждой отобранной услуге был произведен расчет тарифа, включающий все возможные расходы, в том числе расходы на амортизацию, а также нормативную прибыль на уровне 10-15 процентов.

Рассчитанный тариф выносился на общественное обсуждение. При этом рассматривались все статьи расходов, чтобы у населения не было сомнений в обоснованности расчета тарифа.

После одобрения тарифа, состоялся конкурс по отбору поставщика услуги, при этом объявления о проведении конкурса размещались в СМИ. С победителем конкурса были заключены договоры об организации услуги, договоры о временном предоставлении имущества (в случае необходимости) и абонентские договоры с потребителями услуг.

Созданные в каждом пилотном муниципалитете группы совместного мониторинга и оценки проводят работы по мониторингу сроков реализации мероприятий и качества оказываемых услуг.

Комплексная работа по всем перечисленным направлениям способствует улучшению услуг, повышению уровня доверия граждан и увеличению сбора платежей по услугам.

 

Похожие материалы: