Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Применение цифровых решений в организации услуг на муниципальном уровне

2023-09-07 / Услуги МСУ
Применение цифровых решений в организации услуг на муниципальном уровне

Темир КАЗЫБАЙ, координатор проектов Общественного фонда «Гражданская инициатива Интернет-политики», партнер Проекта USAID «Успешный аймак 2»

Хорошо рассчитанные тарифы являются базовым фактором устойчивости работы муниципального предприятия. Но сами по себе тарифы не имеют никакого значения, если плата по этим тарифам собирается плохо или не собирается вовсе. Тарифы – документ, а не живые деньги. Поэтому тарифы жизненно необходимы предприятиям, но служат лишь инструментом финансового управления, а сами финансы все- таки поступают от потребителя. Есть случаи, когда поставщики услуги «выбивают» деньги и без тарифов. И хотя эти случаи – исключение, но они показывают, что не менее важное значение для финансовой устойчивости поставщика услуги (особенно муниципального предприятия) имеют системы учета и сбора оплаты с абонентов. И здесь в современном управлении услугой уже не обойтись без цифровых решений. Как цифровизация управления помогает улучшать управление услугами в органах МСУ Кыргызстана, можно понять на опыте Общественного фонда «Гражданская инициатива Интернет-политики», который при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак 2» разработал специальный программный продукт, позволяющий вести точный учет абонентов, объемов поставленной услуги и улучшить собираемость платежей за услуги, ответственность за которые несут органы МСУ. Эти цифровые решения позволяют усилить контроль за собираемостью платежей, пресекают коррупцию со стороны контролеров, улучшают отношения между поставщиками и потребителями.

Решение вопросов местного значения является основной функцией органов местного самоуправления. На практике организация жилищно-коммунальных услуг и их оказание переданы в ведение муниципальных предприятий или общественных организаций, например, ассоциаций водопользователей (АВП), сельских общественных объединений потребителей питьевой воды (СООППВ). Вопрос эффективной организации услуг – процесс сложный, продолжительный, охватывает несколько этапов. Особенно сложным аспектом является устойчивость услуг, которая обеспечивается за счет качественного удовлетворения нужд пользователей и своевременного получения оплаты за оказанные услуги. Ключевым фактором устойчивости является утверждение адекватных тарифов на оказываемые услуги, в числе которых питьевое водоснабжение, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО), и с недавнего времени – системное обеспечение и распределение поливной воды фермерам, пользование пастбищами.

Правильная тарифная политика обеспечит минимальную устойчивость предприятия и позволит покрывать свои затраты на оплату труда, электроэнергию, ГСМ, офисные и иные расходы. Однако наличия одних только тарифов мало, это не гарантирует полную устойчивую деятельность предприятия, без учета фактической работы с абонентами в части оказания и сбора оплаты за услуги.

На практике, независимо от формы собственности, предприятия по вывозу ТБО, поставке питьевой воды или общественные организации, в том числе АВП и СООППВ, сталкиваются с проблемой, ограничивающей их деятельность и напрямую влияющей на достижение экономической и финансовой устойчивости.

В первую очередь это касается вопроса организации управленческой деятельности внутри предприятия и методов работы с населением.

Большинство предприятий данные об абонентах регистрируют на бумажных носителях, хранение бумажных документов со счетами осуществляется ненадлежащим образом, что ведет к потере данных и в конечном счете влияет на качество управления данными.

Отсутствует управленческий учет льгот и субсидий, финансируемых за счет местного бюджета. Нет возможности узнать о группах риска, не осуществляющих платежи. Кроме этого, данные о пользователях не обновляются на регулярной основе.

Расчеты с пользователями носят бессистемный характер, данные по расчетам не анализируются, при этом не применяются новые технологии сбора, обработки и анализа данных и информации. Сбор оплаты услуг проводится контролерами, которые по собственному усмотрению могут сдавать в кассу предприятий полученные денежные средства от пользователей услуг.

Сбор оплаты за оказанные услуги становится одной из самых трудноисполнимых задач. Муниципальные предприятия не могут организовать технологичные способы оплаты услуг вывоза мусора, оплаты поливной и питьевой воды. Они используют старый метод сбора оплаты услуг – подворовой обход пользователей услуг.

Последствиями вышеуказанных проблем также являются некачественное и неэффективное ведение договорной базы, снижение возможностей взыскивать долги. Также предприятия не располагают возможностями улучшить прием платежей, применить оплату через платежные терминалы, электронные кошельки, карты Elcart, Visa и др.

Попытки решения обозначенной проблемы организации через автоматизацию управленческой деятельности внутри предприятия и методов работы с населением предпринимались неоднократно, чаще всего на основе платформы 1С-Бухгалтерия.

Система на базе 1С частично решала проблему: заводились оцифрованная база абонентов, настраивалось начисление за услуги и печать счетов-извещений, учет показаний счетчиков.

Но контролеры как работали с бумажными носителями для фиксации информации о платежах, ведения реестра абонентов, сбора показаний счетчиков, так и по сей день работают в таком режиме. Таким образом, данная система не смогла доказать свою эффективность на рынке оказания коммунальных услуг. Проблема усугубляется необходимостью доработки 1С, так как стоимость доработок значительно выше самого внедрения системы, даже при наличии финансовой возможности оплатить доработки, сами разработчики 1С часто недоступны из-за загруженности. Более того, разработчики не заинтересованы в дальнейшей модернизации и обновлении этой системы.

Рисунок 1. Интерфейс (внешний вид) панели управления системы «Oimo Billing» в смартфоне контролера

После принятия Постановления Кабинета Министров КР от 12.03.22 г. №680/66-6 о «О приеме платежей за государственные и муниципальные услуги в безналичной форме», айыл окмоту начали требовать с муниципальных предприятий ускоренного внедрения цифровых решений в процессы оказания услуг и приема платежей в безналичной форме.

В рамках реализации указанного постановления Проектом USAID «Успешный аймак 2» Общественный фонд «Гражданская инициатива Интернет-политики» в партнерстве с ОсОО «MyCloud.kg» был реализован проект системы учета и автоматизации поставщиков коммунальных услуг. Решение основано на информационной системе «Oimo Billing» и предлагает следующие возможности:

  • ведение оцифрованной абонентской базы данных;
  • начисление оплаты за оказанные услуги с учетом потребления или количества пользователей услуг;
  • распечатку счетов-извещений для разноски абонентам;
  • прием платежей в онлайн-формате (электронные кошельки, терминалы, карты, интернет-банкинг), а также прием наличных платежей с выдачей чека;
  • личный кабинет абонента для просмотра начислений, оплат, задолженности, обратной связи с предприятием;
  • личный кабинет (мобильное приложение) контролера с возможностью доступа со смартфона к биллингу;
  • возможность сбора показаний счетчиков как через контролера, так и с помощью отправки показаний абонентам, автоматический сбор показаний со смарт- счетчиков;
  • систему опросов абонентов и аналитики по результатам опросов;
  • систему учета технических заявок от абонентов по сбоям, неисправностям;
  • учет задолженностей абонентов и работу с ними путем формирования отчетов, пересчета долга при оплате, рассылку смс, электронных писем, WhatsApp-сообщений должникам;
  • мониторинг сотрудниками органов МСУ процесса работы с абонентами;
  • ввод новых абонентов контролерами через смартфон.

Рисунок 2. Интерфейс (внешний вид) базы данных абонентов в системе «Oimo Billing»

Разработанный программный продукт позволяет вести полный учет деятельности предприятия, обеспечить прозрачность оказываемых услуг, как результат – повышение уровня доверия населения как к предприятию, так и органам МСУ. Бухгалтер предприятия получает исходные данные для своего учета: суммы начислений, суммы долгов, оплат, разбивку по типам оплат (наличные, безналичные, по банкам или кошелькам).

Внедрение системы существенно облегчает работу всего персонала муниципального предприятия и позволяет оптимизировать управление деятельностью для руководства.

Пользователи системы «Oimo Billing» за счет бизнес-модели «Аренда программного обеспечения» получают постоянную техническую поддержку и обновления программного обеспечения от ИТ-компании MyCloud.kg с учетом пожеланий заказчика.

На сегодняшний день данная система внедрена более чем в двух десятках муниципальных предприятиях по всей стране. В рамках проекта USAID «Успешный аймак 2» достигнута договоренность с 16 муниципальными предприятиями в пилотных айылных аймаках Иссык-Кульской, Джалал-Абадской, Нарынской и Ошской областей.

Успешное внедрение данного продукта будет иметь важное значение в решении вопросов оказания услуг на местах, в итоге окажет позитивное влияние в целом на развитие регионов.

 

Похожие материалы: