Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Договорные отношения как инструмент реализации вопросов местного значения

2024-06-06 / Новости Законодательства

Бакыт БАЙСАКОВ, Проект USAID «Успешный аймак 2»

По результатам административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике, вызвавшей реорганизацию местных услуг, партнерские муниципалитеты Проекта USAID «Успешный аймак 2» обращаются с просьбой предоставить консультации по организации деятельности муниципального предприятия и правильному составлению договоров по управлению муниципальным имуществом. Ниже консультанты Проекта USAID «Успешный аймак 2», выполняемого Институтом политики развития, отвечают на запрос органов МСУ в отношении консультации по организации договорных отношений в процессе реализации вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения и выполнении делегированных государственных полномочий обладают полномочиями, связанными с управлением государственной и муниципальной собственностью, предоставлением различных услуг населению и обеспечением социально-экономического развития. При осуществлении этих полномочий используются различные договоры.

Понятие договора закреплено в пункте 1 статьи 381 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, в соответствии с которой договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Под договорами в сфере местного самоуправления следует понимать договоры, заключаемые органом МСУ для решения воз-ложенных на них задач, функций и полномочий с частной, государственной или муниципальной организацией, а также частными лицами.

Гражданский кодекс Кыргызской Республики устанавливает определенные общие требования к договору, но органам МСУ при составлении договоров следует принять во внимание специфику деятельности местного самоуправления и особенности некоторых типов договоров.

Основные требования к договору:

  • Идентификация сторон. В договоре необходимо четко определить участников сделки так, чтобы лица (физические и юридические) были однозначно идентифицированы без возможности путаницы.
  • Предмет договора. В договоре следует подробно описать суть сотрудничества. Например, в случае договора услуг необходимо определить характер, объем, условия предоставления услуги и т.д.
  • Срок договора. Важно указать в договоре определенный временной период, в рамках которого будет действовать договор.
  • Оплата. Стороны должны описать в договоре методы оплаты или другие формы вознаграждения, а также установить размеры и график платежей.
  • Ответственность сторон. Должно быть четкое понимание того, какие последствия возникнут, если какая-либо из сторон не выполнит свои обязательства по договору.
  • Процедура расторжения. Условия договора должны содержать информацию о возможности расторгнуть его, как по обоюдному согласию, так и в одностороннем порядке.
  • Форс-мажорные обстоятельства. В договоре стоит предусмотреть порядок действий каждой стороны в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могут временно или окончательно помешать выполнению условий договора.

Особенно важно при составлении договора убедиться, что его содержание не противоречит нормам законодательства. Иначе договор можно аннулировать, а сделку по этому договору признать недействительной.

Основные типы договоров,  используемые в местном самоуправлении

В практике работы органов МСУ встречается большое число типов и видов договоров, однако в укрупненном виде можно сформировать три типа или группы: договоры в сфере управления муниципальной собственностью; договоры, обеспечивающие реализацию функций и полномочий; договоры, связанные с инвестиционной деятельностью органа МСУ (см. таблицу 1).

Рассмотрим схему выстраивания договорных отношений при организации услуг в рамках решения вопросов местного значения.

Для правильного выстраивания правовых отношений при организации услуг местного значения (сбор и вывоз твердых бытовых отходов, питьевое водоснабжение, ирригация, организация спортивных секций и кружков) возможно использование следующих видов договоров:

  • договор поставки услуг;
  • договор на пользование имуществом;
  • абонентский договор.

Например, в случае организации услуги сбора и вывоза твердых бытовых отходов (далее – ТБО), питьевого водоснабжения, ирригации, спортивные секции или кружки, орган МСУ может организовать услугу различными способами, с использованием различных типов договоров (см. таблицу 2).

Предложенная схема применима для всех услуг в рамках решения вопросов местного значения.

При заключении договоров с поставщиками услуг необходимо учесть требования законодательства в сфере государственных закупок услуг, трудовое законодательство и законодательство по управлению муниципальной собственностью.

Орган МСУ вправе предоставить муниципальное имущество (земельный участок, здание, сооружение, оборудование, транспортное средство) частному поставщику (физическое или юридическое лицо) только через проведение конкурса или аукциона, разместив объявление в средствах массовой информации за 30 календарных дней до проведения конкурса.