Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
24 мая 2024 года в Бишкеке Проект "Улучшение услуг на местном уровне" подвел промежуточные итоги II фазы проекта (2019–2024 гг.). Данный проект значительно улучшил качество услуг муниципалитетов в Кыргызстане: сбора и вывоза мусора, питьевого водоснабжения, благоустройства, озеленения, уличного освещения и многих других.
ВКЛАД В УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ
Проект УУМУ (самостоятельно и в партнерстве с другими проектами развития) содействовал устранению барьеров в законодательстве для улучшения предоставления услуг на местном уровне:
- утвержден Порядок предоставления целевых трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам (постановлением Кабинета Министров КР от 8 апреля 2022 года № 201);
- утверждено Типовое положение о порядке выдачи и привлечения бюджетных ссуд из одного местного бюджета другому местному бюджету (приказом Министерства финансов КР № 111-П от 3.07.2022 г.);
- утверждены стандарты Базового реестра муниципальных услуг (приказом Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики от 20.03.2024 г. № 02);
- из Базового реестра муниципальных услуг исключены муниципальные услуги, не соответствующие законодательству (постановлением Кабмина от 16 ноября 2022 года № 632);
- утверждены Правила организации закупок муниципального предприятия (приказом ГАГСМСУ от 8.02.2024 г. № 01-25/39);
- утверждено Положение о списании муниципального имущества (приказом ГАГСМСУ от 25.12.2023 г. № 358);
- принята Программа развития местного самоуправления на 2024-2028 годы (постановлением Кабмина от 22 февраля 2024 г. № 80);
- утверждена Методика разработки Программ социально-экономического развития (ПСЭР) муниципалитетов и районов (приказом Министерства экономики и коммерции КР от 9.04.2024 г. № 01-25/114).
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ МСУ И ПОСТАВЩИКОВ МЕСТНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Всего при поддержке Проекта УУМУ проведено 895 мероприятий с участием 29 098 человек, включая 11 503 женщин (40%). Состоялось 97 видов тренингов для депутатов местных кенешей и сотрудников АО по организации услуг, в ходе которых обучено 1617 человек (688 женщин), в том числе 707 депутатов местных кенешей. В муниципалитетах внедрены инструменты управления, которые ранее не использовались:
- единые реестры муниципального имущества;
- правила благоустройства;
- правила списания муниципального имущества;
- субсидии по оплате коммунальных услуг для социально уязвимых слоев населения.
В муниципальных предприятиях внедрены инструменты управления, которые ранее не использовались:
- бюджет, ориентированный на результат;
- производственная программа;
- амортизационные отчисления и амортизационные фонды;
- реестры имущества муниципальных предприятий;
- правила проведения закупок муниципальным предприятием;
- уплата налога на имущество, переданное муниципальному предприятию в хозяйственное ведение.
ВКЛАД В УКРЕПЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ПОДОТЧЕТНОСТИ ОРГАНОВ МСУ
С помощью Проекта УУМУ проведены 240 общественных слушаний с участием 18 285 человек, включая 7 948 женщин (43%). Мероприятия, которые создали платформу для совместных решений населения и органов МСУ, были посвящены обсуждению местного бюджета (170), обсуждению тарифов (33), обсуждению приоритетов развития, в том числе в рамках местных программ социально-экономического развития (ПСЭР) (37). Созданы 122 группы совместного (органов МСУ и населения) мониторинга и оценки, общей численностью 746 человек (328 женщин), которые разработали 150 рекомендаций для АО и поставщиков услуг по улучшению качества и доступности услуг.
ВКЛАД В ОРГАНИЗАЦИЮ УСЛУГ
При экспертной поддержке Проекта УУМУ разработано 17 экономически обоснованных тарифов на чистую питьевую воду и 34 тарифа на сбор, вывоз и утилизацию ТБО. Утверждены местными кенешами 26 дополнительных перечней муниципальных услуг, включающих 260 услуг. Выдано более 96 400 000 сомов в качестве грантовой помощи муниципалитетам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
В 134 муниципалитетах улучшены и предоставляются 120 различных услуг (на февраль 2024 года) для 498 500 бенефициариев, включая 265 100 женщин (53%).
В 23 муниципалитетах предоставляются 12 услуг в рамках межмуниципального сотрудничества; 14 поставщиков услуг экономически эффективны (после АТР – 10).
Протестированы четыре модели межмуниципального сотрудничества: модель межмуниципального сотрудничества по сбору и вывозу ТБО; модель межмуниципального сотрудничества по утилизации ТБО (совместного использования мусорного полигона); модель по межмуниципальному обеспечению бесперебойного питьевого водоснабжения; модель по межмуниципальному содержанию и обслуживанию муниципальных дорог.
Уровень удовлетворенности населения услугами на местном уровне вырос по стране с 48% в 2019 году до 56% в октябре 2023 года. А в проектных муниципалитетах удовлетворенность услугами у женщин выросла с 52% в 2019 году до 63% в 2023 году (октябрь). У мужчин: с 55% в 2019 году до 67% в октябре 2023 года.
ИНКЛЮЗИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Проект УУМУ придавал большое значение поддержке органов МСУ в их усилиях по обеспечению условий для развития уязвимых групп:
-
47 муниципалитетов разработали Программы социально-экономического развития, учитывающие социальные и гендерные аспекты,
-
8 муниципалитетов получили поощрительные гранты на сумму 1 000 000 сомов,
-
2 муниципалитета получили возможность реализовать инклюзивные меры, направленные на расширение доступа для уязвимых слоев населения к услугам дошкольного образования на сумму 500 000 сомов.
Напрямую Проект УУМУ поддерживал расширение возможностей женщин принимать более активное участие в развитии своих муниципалитетов. Проведена Школа лидерства для 65 женщин-кандидатов в депутаты местных кенешей, из них 34 женщины (61%) стали депутатами местных кенешей.
Для распространения принципа «Не оставить никого позади», для инклюзивного развития местного самоуправления, создан сборник инклюзивных мер из программ социально-экономического развития МСУ. Представленные меры способствуют повышению инклюзивности и гендерной чувствительности ПСЭР.
Было проведено 10 тренингов для 382 сотрудников (181 женщина) из 69 органов МСУ, задействованных в разработке ПСЭР, где они обучались основным принципам инклюзивного развития и их применение в разработке ПСЭР, через практические упражнения изучали влияние инклюзивного развития на развитие в целом.
Подготовлены и выпущены 5 видеороликов (в том числе короткометражных фильмов) о сокращении неоплачиваемого труда женщин. Видеопродукты набрали почти полтора миллиона просмотров в социальных сетях и на Youtube.
Проведен конкурс с хештегом «Сонун үй-бүлө» на создание коротких видеороликов по перераспределению домашнего труда. В результате отобраны ролики-победители, которые в последующем набрали около 4 500 просмотров в Facebook и Instagram.
Разработан инструмент «Инклюзивная линза» ввиде пл аката об инклюзивном развитии, который содержит ряд вопросов, отвечая на которые орган МСУ может оценить, создает ли он условия для развития уязвимых групп.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И УЛУЧШЕНИИ УСЛУГ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
Силами АМУЦА и Союза МСУ при поддержке Проекта УУМУ проведено более 160 мероприятий о обучению (включая обменные визиты), в которых приняли участие более 4000 участников.
Разработано 4 учебно-методических комплекса для органов МСУ и поставщиков услуг: организация предоставления услуг на местном уровне, основы организации услуг на местном уровне для депутатов местных кенешей, разработка программ социального-экономического развития, правила организации закупок муниципальными предприятиями.
На Портале лучшей практики МСУ опубликовано:
-
более 120 лучших практик муниципалитетов (18 муниципалитетов получили малые гранты в качестве призов во время конкурса лучших практик на сумму 1 380 000 сомов);
-
9 видеоуроков в сфере организации и улучшения услуг на местном уровне;
-
6 методических материалов: методическое руководство по разработке планов действий по улучшению услуг (ПДУУ); практическое руководство по улучшению услуг в сфере ТБО; практическое руководство по улучшению услуг в сфере питьевого водоснабжения; практическое руководство по улучшению услуг через муниципальный заказ; методика по улучшению услуг через межмуниципальное сотрудничество; методика вовлечения частного сектора в оказание услуг на местном уровне.
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ
Союз МСУ укрепил свой авторитет среди органов местного самоуправления:
- уровень удовлетворенности органов МСУ поддержкой и услугами Союза МСУ вырос с 49% в 2019 году до 75% в октябре 2023 года;
- количество органов МСУ, которые считают, что рамочные условия для предоставления на местном уровне стали лучше, выросло с 46% в 2019 году до 67% в октябре 2023 года.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 P2P Кочкор: кружки английского языка и комуза