Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультант по коммуникациям АМУЦА и ИПР
В июне 2024 года Проект "Улучшение местных услуг на местном уровне", финансируемый Правительством Швейцарии и выполняемый Хельветас и Институтом политики развития (Проект УУМУ)1, поддержал Академию местного управления Центральной Азии (АМУЦА) в проведении двух поездок по обмену опытом на территории Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Целью данных поездок было усиление горизонтального взаимодействия органов местного самоуправления, распространение знаний и передового опыта в сфере местного самоуправления по организации местных услуг, а также распространение информации о работе органов местного самоуправления через Портал лучших практик МСУ www.myktyaimak.gov.kg.
Барпинский и Сузакский аймаки: Служба "Единое окно"; строительство тротуара, межмуниципальное сотрудничество
На базе Барпинского и Сузакского (Сузакский район), Масынского (Ноокенский район) и Кенешского (Базар-Коргонский район) айыл окмоту Джалал-Абадской области участники обменного тура ознакомились с деятельностью муниципальных предприятий на местах, предварительно получив полную информацию об их практике сотрудничества с Проектом УУМУ.
В мероприятии приняли участие главы и сотрудники айыл окмоту, депутаты и торага местных кенешей, руководители и сотрудники муниципальных предприятий Ноокенского, Базар-Коргонского и Сузакского районов и г. Таш-Кумыр Джалал-Абадской области, айыл окмоту Кыдыр Аке Иссык-Кульской области и городской муниципальной службы при мэрии г. Оша.
Первой локацией в программе участников обменного тура стала служба «Единое окно», которая начала функционировать с января 2024 года. По словам главы Сузакского айыл окмоту Даирбека БАКИРОВА, данная услуга облегчила жизнь многим сельчанам: «Мы объединили и разместили все службы на первом этаже нашего здания, чтобы людям не приходилось бегать по этажам и стучаться в разные двери. И справки, и консультации, и документы – все они выдаются в одном месте. Некоторые расходы, связанные с открытием «Единого окна», были профинансированы из местного бюджета, но я хочу также отметить и участие швейцарского Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», оказавшего нам грантовую помощь в процессе его создания. Начав сотрудничество с этим проектом в 2022 году через Союз МСУ КР, мы включили создание «Единого окна» в План действий улучшения услуг (ПДУУ), в результате которого сегодня уже общими усилиями мы создаем комфорт для наших жителей. На организацию работы данной службы было потрачено 463 400 сомов, из которых 300 тысяч сомов были выделены Проектом. Все закупки были осуществлены согласно законодательству КР о госзакупках».
Посещая айыл окмоту, в службе «Единое окно» жители могут обратиться к ответственному секретарю, специалисту по налогам, соцработнику, специалисту военно-учетного стола или землеустроителю. Каждое «окошко» огорожено лишь прозрачным пластиком, что снимает множество вопросов и подозрений со стороны жителей. Каждая служба обеспечена оргтехникой, канцтоварами и аксессуарами, необходимыми для эффективной работы по оказанию услуги населению, и подключена к АИС «Санарип аймак», которая на сегодняшний день интегрирована с системой электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) «Тундук», «Инфодокс» и т. д.
На территории Сузакского айылного аймака также функционирует Группа совместного мониторинга и оценки (ГСМиО), члены которой наблюдают за качеством, устойчивостью и своевременностью оказываемых услуг.
«Услугами «Единого окна» пользуются жители сел (Сузак, Достук, Арал, Садда, Камыш-Башы, Жаны-Дыйкан, Благовещенка и др.) нашего айылного аймака, численностью 51 694 человека. Все они благодарны за организацию данной службы. Успешной реализации данной практики также способствовала консультационная и техническая поддержка со стороны Проекта УУМУ, которая непрерывно предоставлялась в течение двух лет (2021-2023 гг.). Благодаря тренингам и консультациям Проекта УУМУ мы узнали много нового, в рамках проведенных обменных туров увидели множество инициатив, одна из которых – служба «Единое окно». Кроме того, мы изучили правила организации и проведения общественных слушаний по обсуждению различных вопросов местного значения, основы организации новых и улучшения существующих местных услуг, узнали правила применения электронной счет-фактуры, составления договора с абонентами и поставщиками, научились составлять гендерно-чувствительный бюджет при разработке ПСЭР», – сказала ответственный секретарь айыл окмоту.
Глава айыл окмоту поделился еще одной новой для района и области в целом практикой. Первым среди муниципалитетов области Сузакский айыл окмоту покрыл асфальт бетонным покрытием. Первый опыт был реализован в 2023 году на участке дороги протяженностью в 500 метров. Толщина покрытия составляет 18 см.
«Эту практику мы изучили во время поездки в Узбекистан и решили попробовать у себя. В первый раз мы пригласили специалистов из Узбекистана, которые показали нам все детали в процессе. Мы убедились, что по сравнению с асфальтом, толщина покрытия которым обычно составляет 6 см, бетонное покрытие обходится дешевле и получается намного прочнее. Покрытие обошлось нам примерно в 2 млн сомов. Пока мы решили понаблюдать и не продолжать. Потому что это – наш первый опыт и мы не знаем, каковы будут его последствия, как долго прослужит бетонное покрытие. Если практика будет успешной, тогда мы продолжим внедрение», – сказал глава айыл окмоту.
Глава муниципалитета также поделился информацией о работе муниципального предприятия Сузакского айыл окмоту, которое предоставляет услуги обеспечения питьевой водой, поливной водой, сбора и вывоза ТБО. Интерес участников вызвали тарифы за оказываемые услуги и методика их калькуляции.
«При калькуляции тарифа оплаты за услугу вывоза твердых бытовых отходов мы учли все расходы, включая амортизацию спецтехники. В итоге был согласован и утвержден тариф в размере 100 сомов на домохозяйство, а с каждым абонентом был составлен договор. Хочу посоветовать своим коллегам не экономить на приобретении спецтехники – вместо 2-3-х маленьких единиц приобрести сразу большую, так как в первом случае на содержание и ГСМ уйдет гораздо больше средств, нежели за 1 большую машину. Это экономически выгоднее. При этом важно также помнить и о расстоянии между селами. Нам в этом отношении повезло, так наши села расположены недалеко друг от друга, максимум – на расстоянии 10 км», – сказал он.
Следующим пунктом назначения стал Барпинский айыл окмоту, где участники ознакомились с перечнем услуг службы «Единое окно» и практикой строительства тротуара внутри села Чоко-Добо, которая вызвала особое внимание участников2.
«Село Чоко-Добо граничит с городом Джалал-Абадом, поток автотранспорта очень интенсивный. Зимой было особенно тяжело, так как не было стандартного тротуара. Школьники, пенсионеры, дети и люди с инвалидностью в дождь и снег сталкивались с трудностями, беспокоясь о своей безопасности, передвигаясь по обочине, а то и по проезжей части дороги. Наши жители не раз поднимали этот вопрос во время сходов и собраний, но решения не было, пока мы не включили его как приоритетную проблему в Программу социально-экономического развития (ПСЭР), оценив стоимость ее решения в 1 млн 101 тысяч 279 сомов. В 2022 году Союз МСУ КР в рамках Проекта УУМУ помог нам подготовить План действий по улучшению услуги (ПДУУ), после которого мы приняли участие в объявленном проектом конкурсе и выиграли грант в размере 500 000 сомов. В качестве своего вклада из местного бюджета было выделено 601 279 сомов. На эту сумму мы проложили тротуар длиной в 553 метра на ул. А. АЗИМКАНОВА. И если раньше родители были вынуждены отвозить детей в школу на своих машинах или отправлять на такси, то теперь они отправляют своих детей пешком в школу без опаски. Также для многих жителей теперь стало возможным добираться до города Джалал-Абада пешком, не тратясь на такси. Радуются и молодые мамочки, для которых тротуар решил проблему передвижения с детьми в колясках», – сказал глава Барпинского айыл окмоту Ислам МАМАТСАБИРОВ.
Масы айылный аймак: "Не человек для предприятия, а предприятие для человека". Деятельность муниципального предприятия "Масы-Тазалык" по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, практика перевода системы оплаты услуги в электронный вид через приложение "Оймо Биллинг"
На территории Д. Садырбаевского айылного аймака3 Ноокенского района функционирует множество точек общественного питания, социальных объектов, учреждений местного и районного значения, рынки, школьные и дошкольные образовательные учреждения, которые ежедневно производят большой объем бытового мусора. С момента своего создания в 2011 году муниципальный комбинат (МК) «Масы-Тазалык» (в качестве муниципального предприятия «Масы-Тазалык» прошел регистрацию в 2018 году) оказывает услугу местному населению по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и санитарному содержанию населенного пункта.
Первые годы комбинат функционировал по классическому сценарию, работая по сметному принципу, получая полное финансирование из местного бюджета. Заработная плата сотрудников предприятия была фиксированной и не зависела от его производительности, а расходы на топливо и ремонтные работы не нормировались, учет не велся; из-за недовольства со стороны местных жителей по поводу невыполнения взятых обязательств возникали конфликтные ситуации между айыл окмоту и сотрудниками предприятия. Население практически перестало оплачивать оказанные услуги и предприятие медленно, но уверенно шло к банкротству, готовясь к закрытию. В 2015 году тогда еще Масынский айыл окмоту был отобран пилотным муниципалитетом Проекта УУМУ, что стало для предприятия точкой отсчета начала перемен. Проект на постоянной основе проводил мероприятия по повышению потенциала представителей органов МСУ в сфере предоставления услуг, производства государственных закупок, разработки дополнительного реестра муниципальных услуг и исполнения муниципального заказа; провел обменные обучающие визиты в Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областях и передал 1 комплект оргтехники. В дополнительный реестр муниципальных услуг введены 5 дополнительных услуг, которые предоставляются по настоящее время. Далее, для закрепления полученных знаний и навыков, а также развития экономической устойчивости предприятия, был привлечен независимый консультант, который провел анализ и разработал индивидуальный антикризисный план. В рамках реализации антикризисного плана были разработаны необходимые механизмы для устойчивой хозяйственной деятельности предприятия:
-
разработан и введен в действие Устав муниципального предприятия,
-
в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, разработаны и введены в действие договоры между органами МСУ и предприятием, а также местным населением и предприятием,
-
разработаны и введены в действие сессией местного кенеша тарифы на услугу вывоза твердых бытовых отходов,
-
разработаны и введены в действие принципы социального партнерства на предприятии,
-
составлен бюджет, ориентированный на результат предприятия.
«Это была история становления муниципального предприятия «Масы-Тазалык», которое сегодня можно признать успешно развивающимся предприятием. Было время, когда мы даже не знали, как сделать калькуляцию за оказываемые услуги. Мы не знали, что необходимо учесть, а что нельзя включить в стоимость услуги, чтобы определить тариф; мы не знали, какие «рычаги нажать» и какой механизм использовать, чтобы эффективно и безболезненно собирать плату у населения. Консультант Проекта Гульнара САЯКБАЕВА в буквальном смысле «открыла нам глаза». Она сама выезжала на места, все изучила, разузнала, проанализировала и разработала антикризисную стратегию и технологическую карту. Сегодня на балансе предприятия имеются 4 мусоровоза; 3 экскаватора; 3 транспорта, которые ездят на газе; 1 водовоз для полива зеленых насаждений в труднодоступных местах и очистки улиц; 1 маршрутный бус, который возит учащихся из отдаленных сел, расходы на который покрываются из местного бюджета», – сказала бухгалтер МП.
В 2018 году был разработан обоснованный тариф за вывоз ТБО, который далее был обсужден в фокус-группах и общественных слушаниях с участием местных сообществ. После согласования с жителями тариф был утвержден депутатами местного кенеша в размере 63 сома за человека, из которых: 58 сомов – за сбор и вывоз ТБО, 5 сомов – за утилизацию. Из указанных 63 сомов 30 сомов платит житель, 33 сома субсидируется из местного бюджета.
«С помощью айыл окмоту и депутатов айылного кенеша мы провели большую разъяснительную работу среди населения. Айыл окмоту также организовал сельские сходы, собрания и общественные слушания, где мы каждый раз детально рассказывали, из чего состоит тариф, что туда включается, почему такая сумма выходит и т.д. Вместе с директором МП мы участвовали в сессиях местного кенеша, чтобы разъяснить тонкости депутатам. На протяжении трех лет, с 2017-го по 2022 годы, мы буквально вели борьбу, "сражались", разъясняя и объясняя каждому. В результате на сегодняшний день 70% населения оплачивает услуги вывоза ТБО, а айыл окмоту выплачивает субсидию ровно на это количество», – сказала бухгалтер МП.
В целях повышения устойчивости услуг и поставщиков услуг в начале 2022 года Проект УУМУ предложил МП «Масы-Тазалык» установить информационную систему «Оймо Биллинг»4.
К осени 2023 года была создана электронная база абонентов, состоящая из 4119 физических и 190 юридических лиц, которые включены в биллинговую систему. По состоянию на 1 апреля 2024 года заключены абонентские договоры с 2100 домохозяйствами и 190 юридическими лицами.
«Внедрение системы «Оймо Биллинг» упростило и облегчило нашу работу во многом. Все расходы автоматически высчитываются и поступают в виде уведомления абонентам. Кроме того, есть возможность и напечатать квитанции, которые потом контролеры сами вручают абонентам. Все условия, включая сроки и размеры пени, указаны в договорах. И, разумеется, когда мы напоминаем о них, наши жители уже становятся более сговорчивыми и сами идут погашать свою задолженность. Удобно и то, что оплатить можно через терминалы и мобильные кошельки. Оплата в формате онлайн растет с каждым годом. Например, в марте текущего года через систему поступило 356 508 сомов, из них онлайн – 108 238 сомов, то есть около 30%», – добавил директор МП.
Ознакомившись с текущей ситуацией в МП «Масы-Тазалык», участники обменного тура поделились и своим опытом в аналогичной сфере. Руководитель МП из Кыдыр Аке айыл окмоту Иссык-Кульской области рассказал об эффективности внедрения системы «Оймо Биллинг»: «Мы тоже внедрили эту систему и очень этому рады. Наши контролеры тоже довольны тем, что при вручении счета абоненту, если он пожелает на месте оплатить, они сразу же могут и квитанцию (чек) распечатать на термопринтере «Оймо Биллинга». Очень удобно и экономит время, так как сразу же при распечатке система фиксирует, чтоб оплата прошла, долг погашен. Но все же скажу, что необходимо проводить разъяснительные работы среди наших жителей о способах оплаты через терминалы и онлайн. Многие, к сожалению, до сих пор не понимают и не знают, как это делать».
Замирбек СЫДЫКОВ, тренер АМУЦА, коучер-консультант Проекта УУМУ также напомнил присутствующим о мерах, которые могут быть приняты в отношении граждан, нарушающих общественный порядок и не соблюдающих чистоту на принадлежащей им территории, на основании Кодекса о нарушениях5.
Кенешский айылный аймак: механизм межмуниципального сотрудничества в сфере сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов6; опыт организации услуги, ограждения территории и легализации полигона
Завершающим объектом в рамках обменного тура стал полигон муниципального предприятия «Кенеш-Тазалык», где заместитель главы айыл окмоту Уларбек САИПОВ презентовал участникам модель межмуниципального сотрудничества и его преимущества.
«Наше сотрудничество с Проектом УУМУ началось в 2016 году. Тогда же консультанты Проекта помогли нам выявить наши приоритетные проблемы, ранжировать их и разработать План действий по улучшению услуг (ПДУУ). Узнав о ситуации с мусорным полигоном, Проект УУМУ предложил техническое сопровождение и консультации на протяжении всего процесса, параллельно обучая нас. В 2018 году были завершены все процессы, связанные с легитимным оформлением документов по мусорному полигону, и мы получили эко-паспорт; Проект УУМУ помог нам поставить ограждение вокруг полигона, построить мусоросборочные навесы внутри территории, приобрести контейнеры для сел и спецтехнику. Видя наши усилия, Проект УУМУ предложил нам механизм межмуниципального сотрудничества, в рамках которого несколько муниципалитетов объединяются и решают одну проблему. В данном случае это было очень кстати для всех нас. Например, у МП «Кенеш-Тазалык» не было возможности оказывать услугу во всех селах айылного аймака, в связи с отсутствием специальной техники. И хотя полигон для утилизации твердых бытовых отходов был построен законным путем, не было возможности полноценно использовать его. В Масынском айылном аймаке работы по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов выполняло муниципальное предприятие «Масы-Тазалык», но возникла проблема их утилизации. Из-за отсутствия полигона для ТБО айылный аймак использовал стихийную, незаконную мусорную свалку, которая наносила урон населению, окружающей среде и экологии. В Бешик-Жонском айылном аймаке такой услуги и вовсе не было. Жители аймака самостоятельно вывозили твердые бытовые отходы, тем самым создавая незаконные свалки мусора, которые наносили урон экологии и окружающей среде. И тогда по подсказке Проекта мы заключили меморандум о межмуниципальном сотрудничестве (ММС)», – вспоминает Уларбек САИПОВ.
НА ЗАМЕТКУ МСУ:
- Пошаговая видеоинструкция для контролеров поставщиков услуг, использующих «Оймо Биллинг», на кыргызском языке здесь: https://drive. google.com/file/d/1JLSuIr9r4LOoWCVvYiX_ TKJPr5B0JF9_/view?usp=sharing
-
Пошаговая видеоинструкция для абонентов поставщиков услуг, использующих «Оймо Биллинг», на кыргызском языке здесь: https://drive. google.com/file/d/1GOf916- 6Esy78PEpht8Q9akkzdSq3Pc4/view?usp=sharing
-
Обзорный видеоролик, рассказывающий о технических возможностях системы «Оймо Биллинг», с интервью и графикой здесь: https://www.youtube.com/watch?v=0djMoTyH25I
Далее местным кенешем каждого айылного аймака на сессиях были рассмотрены условия и требования сотрудничества, и приняты соответствующие постановления. В рамках ММС была сформирована рабочая группа из числа сотрудников трех айылных аймаков, депутатов и сотрудников МП по вопросу сбора, транспортировки и утилизации ТБО, и они разработали ПДУУ. В рамках ПДУУ поставщиком услуг в Кенешском и Бешик-Жонском айылных аймаках было выбрано МП «Кенеш-Тазалык», а в Масынском айылном аймаке − МП «Масы-Тазалык».
В каждом айылном аймаке были разработаны тарифы на ТБО, обсуждены на общественных слушаниях и утверждены постановлениями местных кенешей на их сессиях. Тарифы на ТБО в расчете на одного жителя составили:
-
в Кенешском айылном аймаке − 19,4 сома,
-
в Бешик-Жонском айылном аймаке − 15,9 сома,
-
в Масынском айылном аймаке − 63 сома.
Были заключены договоры с МП «Кенеш-Тазалык» и МП «Масы-Тазалык», разработаны графики и стандарты вывоза ТБО, услуги оказываются по графику.
Также предусмотрены субсидии уязвимым слоям населения: в Кенешском айыл окмоту – 700 000 сомов, в Бешик-Жонском айыл окмоту – 200 000 сомов, в Масынском айыл окмоту из утвержденного тарифа (63 сома) 25 сомов оплачивает население, 38 сомов в виде субсидии оплачивает айыл окмоту. «Сложившаяся ситуация с мусором вела к опасному уровню загрязнения окружающей среды и создавала реальную угрозу здоровью населения. Жители вынуждены были выбрасывать мусор по принципу «где придется», создавая тем самым стихийные мусорные свалки. На сегодня эта проблема путем создания полигона ТБО поэтапно решается. Решая эти вопросы и обеспечивая стабильность, мы видим рост доверия местных жителей к органам МСУ», – сказал руководитель МП «Кенеш-Тазалык».
При посещении каждого объекта у участников была возможность самим увидеть процесс работы, задать интересующие вопросы сотрудникам и поделиться своим опытом в этой сфере или дальнейшими планами.
Бухгалтер МП «Акман-Тазалык» сказала, что сразу по возвращении она предложит руководству установить в их предприятии систему «Оймо Биллинг», так как во время обменного тура она наглядно увидела ее эффективность и простоту в использовании.
Айбек АЛМАНБЕТОВ, торага айылного кенеша Кыдыр Аке Иссык-Кульской области: «Я еще раз убедился, что обменные туры – очень эффективный механизм. Меня особо впечатлила практика Сузакского айыл окмоту по покрытию дороги не асфальтом, а бетоном. С экономической точки зрения это очень эффективно. Я взял все контакты. По возвращении я собираюсь детальнее изучить этот опыт и, возможно, в дальнейшем свяжемся или даже пригласим к себе для консультации».
Рустам КАНАТБЕКОВ, руководитель МП «Ак-Суу коммунальное хозяйство»: «Наш обменный тур был весьма полезным. Из презентации МП «Масы-Тазалык» я подробно узнал о методике калькуляции тарифов и преимуществах системы «Оймо Биллинг». В будущем рассмотрю возможность внедрить ее у себя».
Динара ЖОЛДОШБАЕВА, главный бухгалтер МП «Таш-Кумыр-Тазалык»: «Моя цель – собрать больше хороших практик и по возвращении адаптировать и внедрить их у себя. Потому что в настоящее время наше МП переходит на хозрасчет. Многие сотрудники у нас новички, порой опыта мало. Сегодняшний день был очень плодотворным для меня. Я сняла на видео практику МП «Масы-Тазалык» по работе в системе «Оймо Биллинг», потому что у нас большая дебиторская задолженность. Если мы внедрим эту систему, то, думаю, это принесет пользу и нам, и нашим абонентам, так как в системе они сами будут прозрачно видеть все операции по расходам, начисленным суммам согласно тарифу, сроки оплаты и пени. Уверена, она нам очень сильно поможет. По возвращении я соберу нашу команду, продемонстрирую им видео, а дальше уже будем вместе решать».
Тынар МУСАЕВА, контролер МП «Таш-Кумыр-Тазалык»: «Помимо новых знаний, я сегодня узнала о том, что нам полагаются какие-то дополнительные выплаты и тринадцатая зарплата. По возвращении хочу поднять этот вопрос перед руководством».
__________
1 Подробнее о деятельности проекта: https://dpi.kg/ru/activity/projects/full/0/73.html
2 Описание практики строительства тротуара доступно по ссылке: https://myktyaimak.gov.kg/library/best-practices/best-practice-example?lang=ru&id=364
3 Д. Садырбаевский айылный аймак был создан путем объединения Шайданского, Масынского и Аральского айылных аймаков в процессе проведения АТР.
4 Данная система является платформой автоматизации для сферы управления жилищно-коммунальным хозяйством, позволяет управлять тарифами, выставлять счета без ошибок, упрощает работу с приборами учета, дает возможность абонентам передавать показания через мессенджеры, а также пользоваться личным кабинетом, где потребитель услуги может увидеть начисления, оплаты и задолженности. Подробнее: https://www.mycloud.kg/our-products/oimo-billing-zhkh
5 https://cbd.minjust.gov.kg/111565/edition/1138400/ru
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 P2P Кочкор: кружки английского языка и комуза