Муниципалитет Научно-популярный журнал

11 (157) 9 Декабря 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Выдержки из сборника актуальных вопросов и ответов о деятельности муниципальных предприятий

2024-11-12 / Юридическая консультация для муниципальных предприятий

О реорганизации муниципальных предприятий после административно-территориальной реформы; о передаче муниципальному предприятию функции управления пастбищными угодьями; о передаче муниципальному предприятию имущества СООППВ; о праве собственности на муниципальное имущество, находящееся у муниципального предприятия

Выдержки из сборника актуальных вопросов и ответов о деятельности муниципальных предприятий1 под общей редакцией

  • БАЗАРБАЕВА К. Б., директора Государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее – ГАГСМСУ);
  • ОРОЗБАЕВА Б. И., директора Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики (далее – Союз МСУ);
  • АЙТБАЕВА Д. С., заместителя директора Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики.

Ответы на вопросы подготовлены

  • МАМАСАЛИЕВОЙ Т. Э., заведующей отделом функции и полномочий местного саомуправления ГАГСМСУ;
  • САЯКБАЕВОЙ Г. С., экспертом Союза МСУ по муниципальным предприятиям;
  • ТЕМУРМАЛИКОВОЙ У.Т., экспертом Союза МСУ по правовым вопросам.

__________ 

1 Сборник включает в себя 100 вопросов и ответов, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники муниципальных предприятий и органов местного самоуправления Кыргызской Республики. Вопросы собраны в ходе работы Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики в рамках Проекта "Улучшение услуг на местном уровне”, финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого Хельветас и Институтом политики развития, направленного на повышение качества предоставляемых услуг органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями. 

? Можно ли оставить без изменения муниципальные предприятия (по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов либо по поставке питьевой воды), созданные разными айылными аймаками после объединения этих органов МСУ в результате административно-территориальной реформы?

Нет, оставить без изменения такие муниципальные предприятия нельзя. Согласно Гражданскому кодексу Кыргызской Республики, вопросы создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц относятся к полномочиям его учредителя, т. е. исполнительному органу местного самоуправления с учетом экономической эффективности, доступности оказываемых услуг.

По итогам объединения органы местного самоуправления осуществляют действия по реорганизации (слиянии, присоединение), либо ликвидации одного или всех предприятий, и созданию одного либо нескольких комплексных муниципальных предприятий согласно вышеуказанному Указу Президента Кыргызской Республики.

Какие действия должен предпринять директор вновь созданного муниципального предприятия при объединении нескольких муниципальных предприятий? 

При объединении нескольких муниципальных предприятий директору необходимо провести оптимизацию текущей структуры с учетом технических требований и производственных нужд. Оптимизация муниципального предприятия при его объединении включает СЕМЬ следующих ключевых шагов.

  • 1. Анализ текущей структуры и функционирования – всесторонний анализ всех подразделений и процессов предприятия для выявления слабых мест и потенциала для улучшений.
  • 2. Определение стратегических целей и задач, которые будут задавать новую организационную структуру и операционные процессы.
  • 3. Разработка новой организационной структуры – создание оптимальной организационной структуры, учитывающей требования объединенных предприятий, и выстраивание эффективной системы управления.
  • 4. Оптимизация производственных процессов: подготовка и внедрение новых производственных и технологических решений для улучшения производственной эффективности и удовлетворения потребностей клиентов.
  • 5. Кадровая оптимизация: оценка потребностей в персонале, реорганизация структуры персонала и перераспределение обязанностей для оптимизации рабочих процессов.
  1. 6. Внедрение информационных технологий: внедрение современных ИТ-решений и автоматизация бизнес-процессов для повышения операционной эффективности и управляемости.
  • 7. Мониторинг и оценка результатов: внедрение системы мониторинга и оценки результатов оптимизации с целью регулярного контроля и корректировки стратегий в соответствии с достигаемыми целями.

Такой комплексный подход к оптимизации позволяет максимально эффективноиспользовать ресурсы и потенциал объединенных муниципальных предприятий для достижения лучших результатов в условиях новой организационной структуры.

? Каким образом в период административно-территориальной реформы передаются функции управления пастбищными угодьями в муниципальное предприятие?

Согласно постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики «О порядке предоставления права управления и пользования государственными пастбищными угодьями органами местного самоуправления, охваченными административно-территориальной реформой на уровне айылных аймаков в пилотном режиме» от 29 декабря 2023 года № 735, органам местного самоуправления рекомендовано расторгнуть Договор о делегировании полномочий по управлению пастбищами объединениям пастбищепользователей (далее – ОПП), для этого необходимо выполнить следующие шаги:

  • Шаг 1. Айыл окмоту расторгает договор о делегировании полномочий по управлению и пользованию пастбищами с ОПП. Действующие ОПП проводят инвентаризацию для уточнения границ пастбищ.
  • Шаг 2. Айыл окмоту производит прием-передачу всего имущества и необходимых документов ОПП на основании акта приема-передачи (государственный акт обязателен) согласно постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики «О порядке предоставления права управления и пользования государственными пастбищными угодьями органами местного самоуправления, охваченными
    административно-территориальной реформой на уровне айылных аймаков в пилотном режиме» от 29 декабря 2023 года № 735.
  • Шаг 3. Орган местного самоуправления, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики «О порядке предоставления права управления и пользования государственными пастбищными угодьями органами местного самоуправления, охваченными административно-территориальной реформой на уровне айылных аймаков в пилотном режиме» от 29 декабря 2023 года № 735, передает право управления и предоставления в пользование пастбищ муниципальному предприятию на основании Договора.
  • Шаг 4. Исполнительный орган местного самоуправления заключает Договор о делегировании полномочий и согласно Закону Кыргызской Республики «О пастбищах», постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики «О порядке предоставления права управления и пользования государственными пастбищными угодьями органами местного самоуправления, охваченными административно-территориальной реформой на уровне айылных аймаков в пилотном режиме» от 29 декабря 2023 года № 735, а также постановлению Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики «О пастбищах» от 19 июня 2009 года № 386.
  • Шаг 5. В Устав муниципального предприятия вносятся соответствующие изменения и утверждается решением айыл окмоту. 

____________________________

Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 29 декабря 2023 года № 735 «О порядке предоставления права управления и пользования государственными пастбищными угодьями органами местного самоуправления, охваченными административно-территориальной реформой на уровне айылных аймаков в пилотном режиме»

4. Рекомендовано органам местного самоуправления:

  • расторгнуть договоры о делегировании полномочий по управлению и использованию пастбищ с ОПП;
  • в установленном порядке произвести прием-передачу всего имущества и необходимых документов ОПП;
  • осуществлять управление пастбищами;
  • делегировать право управления и предоставления в пользование пастбищ муниципальным предприятиям; 
  • при предоставлении права управления и пользования пастбищами руководствоваться вышеуказанным Временным положением;
  • обеспечить контроль за соблюдением порядка управления и предоставления права пользования пастбищами муниципальными предприятиями.

______________________________ 

? Каким образом имущество, принадлежащее сельскому общественному объединению потребителей питьевой воды (СООППВ), передается муниципальному предприятию?

Постановлением Правительства Кыргызской Республики «О передаче систем сельского водоснабжения с баланса сельских общественных объединений потребителей питьевой воды на баланс органов местного самоуправления» от 2 февраля 2010 года № 59, сельским общественным объединениям потребителей питьевой воды, имеющим на своем балансе объекты сельского водоснабжения, рекомендовано передать их в установленном порядке безвозмездно со своего баланса на баланс айыл окмоту аильных округов и поселковых управ поселков и с момента передачи системы сельского водоснабжения в собственность органов местного самоуправления, последние передают их в управление сельским общественным объединениям потребителей питьевой воды. Передача в управление происходит на основании Соглашения.

Следовательно, в случае если СООППВ переданы вопросы управления системы сельского водоснабжения для их передачи в муниципальное предприятие необходимо:

  • Шаг 1. Айыл окмоту расторгает Соглашение об управлении системой сельского водоснабжения с СООППВ.
  • Шаг 2. Айыл окмоту производит прием-передачу муниципального имущества и необходимых документов СООППВ на основании акта приема-передачи (государственный акт обязателен) согласно требованиям, установленным настоящим Соглашением.
  • Шаг 3. Орган местного самоуправления закрепляет за муниципальным предприятием муниципальное имущество на правах хозяйственного ведения по Договору.
  • Шаг 4. В устав муниципального предприятия вносятся соответствующие изменения и утверждается решением айыл окмоту.

В случае если объекты системы сельского водоснабжения находятся в собственности СООППВ, последние решают вопрос о передаче своей собственности в муниципальную собственность самостоятельно. Органы МСУ не вправе вмешиваться в данный процесс.

На какой срок предоставляются пастбищные угодья в целях организации туристических баз?

На срок не более пяти лет. Срок предоставления пастбищных угодий в иных целях – «организация туристических баз» установлены Типовым Положением о порядке предоставления права пользования пастбищными ресурсами в иных целях, не связанных с выпасом скота, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 сентября 2013 года № 515, и не должен превышать 5 лет.

Является ли муниципальное предприятие собственником муниципального имущества, переданного ему органом местного самоуправления на праве хозяйственного ведения?

Муниципальное предприятие не может быть собственником муниципального имущества.

Согласно статье 224 Гражданского кодекса КР «Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям». Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статья 227 Гражданского кодекса КР). Аналогичную норму содержит статья 1 Закона КР «О муниципальной собственности на имущество», согласно которой «муниципальная собственность – собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления …». Таким образом, вышеназванные нормативные правовые акты не предусматривают права владения муниципальной собственностью за другими субъектами, кроме органов местного самоуправления. 

? В случае приобретения муниципальным предприятием нового имущества, в чьей собственности оно будет находиться?

Любое имущество, приобретенное муниципальным предприятием, является муниципальной собственностью и принадлежит органу местного самоуправления. 

Имущество, созданное, полученное или приобретенное муниципальным предприятием за счет доходов от собственной финансово-хозяйственной деятельности или других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики, является муниципальной собственностью. 

Муниципальное предприятие осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в установленном гражданским законодательством Кыргызской Республики порядке, соответствуя уставным целям и предмету деятельности (статья 230 Гражданского кодекса Кыргызской Республики).

Может ли муниципальное предприятие распоряжаться движимым или недвижимым имуществом?

Муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определенных частью 3 статьи 230 Гражданского кодекса Кыргызской Республики. 

Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада (пая) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом. Муниципальное предприятие распоряжается принадлежащим на праве хозяйственного ведения движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики.