Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Юридическая консультация для муниципальных предприятий
Закупки, совместительство, права работников
Выдержки из сборника актуальных вопросов и ответов о деятельности муниципальных предприятий1 под общей редакцией
-
БАЗАРБАЕВА К. Б., директора Государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее – ГАГСМСУ);
-
ОРОЗБАЕВА Б. И., директора Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики (далее – Союз МСУ);
-
АЙТБАЕВА Д. С., заместителя директора Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики.
Ответы на вопросы подготовлены
- МАМАСАЛИЕВОЙ Т. Э., заведующей отделом функции и полномочий местного саомуправления ГАГСМСУ;
- САЯКБАЕВОЙ Г. С., экспертом Союза МСУ по муниципальным предприятиям;
- ТЕМУРМАЛИКОВОЙ У. Т., экспертом Союза МСУ по правовым вопросам.
Какая ответственность предусмотрена для должностных лиц за нарушение требований процедур закупок, осуществляемых муниципальными предприятиями?
Действующее законодательство устанавливает ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов и процедур закупок, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей, проявление конфликта интересов и аффилированности при осуществлении государственных закупок, ограничение конкуренции между участниками закупок, заключение заведомо невыгодного для государства контракта, злоупотребление должностным положением, получение взятки, служебный подлог и другие правонарушения. Так, Уголовным кодексом Кыргызской Республики установлена ответственность за заключение заведомо невыгодного контракта, злоупотребление служебным положением, служебный подлог и др. Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» дает наименования правонарушений в области закупок. Закон Кыргызской Республики «О конфликте интересов» определяет конфликт интересов, выявленный среди лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, руководителями предприятий и организаций, деятельность которых финансируется из бюджета бюджетной системы. Статья 10 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», гласит, что при проведении закупок запрещены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Также к ответственности, в рамках законодательства о правонарушениях, привлекаются лица, виновные в нарушении антимонопольного законодательства.
Может ли директор муниципального предприятия быть председателем конкурсной комиссии в процессе закупок?
Директор муниципального предприятия может быть председателем конкурсной комиссии, поскольку ограничений не установлено в Типовом порядке организации и осуществления закупок государственными и муниципальными предприятиями, хозяйственными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, включая их дочерние хозяйственные общества, утвержденном постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 июня 2022 года №301 (в редакции постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 30 апреля 2024 года №216).
Сколько человек должно быть в конкурсной комиссии, созданной для проведения конкурса по закупке товаров, работ и услуг муниципального предприятия?
Конкурсная комиссия – коллегиальный рабочий орган, формируемый из числа работников заказчика, созданный для проведения конкурса по закупке товаров, работ и услуг. Типовой порядок организации и осуществления закупок государственными и муниципальными предприятиями, хозяйственными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, включая их дочерние хозяйственные общества, утвержден-ный постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 июня 2022 года №301 (в редакции постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 30 апреля 2024 года №216) не устанавливает ограничений по численности состава конкурсной комиссии.
Имеет ли право участник подать жалобу на требования конкурсной документации муниципального предприятия?
Да, имеет. В соответствии с пунктом 60 Типового порядка организации и осуществления закупок государственными и муниципальными предприятиями, хозяйственными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 июня 2022 года № 301 (в редакции постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 30 апреля 2024 года № 216), участник конкурса имеет право подать жалобу заказчику относительно требований конкурсной документации не позднее двух рабочих дней до даты окончательного срока подачи конкурсных заявок, а после проведения оценки по конкурсу – не позднее двух рабочих дней после определения победителя в системе.
Если жалоба не может быть рассмотрена в установленный срок, поставщику направляется уведомление с указанием нового срока рассмотрения в соответствии с пунктом 61 вышеуказанного типового порядка.
Согласно пункту 32 вышеуказанного типового порядка, в случае несогласия с решением заказчика (муниципального предприятия), поставщик имеет право обратиться в исполнительный орган местного самоуправления (айыл окмоту). В случае несогласия с решением исполнительного органа местного самоуправления (айыл окмоту), поставщик может обратиться в судебные органы Кыргызской Республики.
Право участника подавать жалобу на конкурс-ную заявку установлено в пункте 60 Типового порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 июня 2022 года № 301 (в редакции постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 30 апреля 2024 года № 216).
Обязан ли специалист по закупкам муниципального предприятия иметь сертификат соответствия государственного образца?
Согласно действующему законодательству, наличие сертификата у специалиста по закупкам муниципального предприятия не требуется. При этом директор муниципального предприятия вправе установить квалификационное требование специалисту по закупкам, предусматривающее наличие сертификата по закупкам.
Могут ли работать на муниципальном предприятии работники, если им исполнилось 65 лет?
Трудовой кодекс Кыргызской Республики не устанавливает какие-либо требования к предельному возрасту работников в организациях, независимо от организационно-правовой формы. Такие нормы предусмотрены Законом Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» для административных служащих в государственных органах и органах местного самоуправления. Однако работники муниципальных предприятий не являются государственными и муниципальными служащими. Следовательно, решение указанного вопроса должно осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики.
Может ли директор муниципального предприятия одновременно работать на другой оплачиваемой работе?
Может, если получит разрешение учредителя – органа МСУ. Согласно статье 324 Трудового кодекса Кыргызской Республики, руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, собственника имущества организации или уполномоченного собственником лица (органа). Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
Согласно статье 332 Трудового кодекса Кыргызской Республики, продолжительность рабочего времени, устанавливаемого работодателем для лиц, работающих по совместительству, не может превышать 4 часов в день и 20 часов в неделю.
Может ли женщина работать водителем грузового автомобиля, грузоподъемностью свыше 5 т или самосвалов грузоподъемностью 2,5 т?
Нет, не может. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 марта 2000 года № 158 утвержден Перечень производств, работ, профессий и должностей с вредными и(или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин.
Вышеуказанным Перечнем женщинам запрещено работать водителем автомобиля на междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше 14, и грузовых автомобилей, грузоподъемностью свыше 5 тонн, самосвалов – 2,5 тонны.
Подотчетно ли муниципальное предприятие местному кенешу?
Нет, муниципальное предприятие напрямую подотчетно исполнительному органу МСУ. Согласно статье 230 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, учредителем муниципального предприятия является исполнительный орган местного самоуправления, что устанавливает прямую подотчетность между муниципальным предприятием и указанным органом.
Одновременно с этим, в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления», постоянные комиссии местного кенеша по вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать руководителей и сотрудников муниципальных предприятий и учреждений.
___________
1 Сборник включает в себя 100 вопросов и ответов, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники муниципальных предприятий и органов местного самоуправления Кыргызской Республики. Вопросы собраны в ходе работы Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики в рамках Проекта “Улучшение услуг на местном уровне”, финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого Хельветас и Институтом политики развития, направленного на повышение качества предоставляемых услуг органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями.
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Выдержки из сборника актуальных вопросов и ответов о деятельности муниципальных предприятий