Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (160) 28 Февраля 2025

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Ноокат – небольшой город с большим будущим, но и немалыми проблемами

2025-03-03 / Как живешь, район?
Ноокат – небольшой город с большим будущим, но и немалыми проблемами

ДАНИЯР уулу Мансур, директор Департамента муниципального имущества мэрии города Нооката - молодой и амбициозный. Он сам выдвинул свою кандидатуру на должность, когда осознал готовность управлять процессами развития города. Выпускник Академии управления при Президенте КР стал участником подготовки Программы социально-экономического развития (ПСЭР) Ноокатского района на 2024-2026 годы, являясь членом рабочей группы и Координационного совета. Он рассказал, каким видит будущее города и почему особое внимание нужно обращать на потребности молодежи.

– Как шел процесс подготовки программы, чем документ отличается от предыдущего? 

– Раньше не было районных программ социально-экономического развития. Трехлетние ПСЭР существовали на уровне айылных аймаков, которые создавались согласно требованиям Бюджетного кодекса. По правде говоря, они не дали ожидаемых результатов, поскольку главным документом был бюджет, а не ПСЭР. А на районном уровне не было ни бюджетов, и ПСЭР, и роль районной государственной администрации в развитии была недостаточно четко определена. 

Очень важно, чтобы программы развития не просто «поглощали» средства, но и инициировали процессы, которые оправдывают вложенные ресурсы. В этом смысле районные программы имеют преимущества, поскольку направлены на долгосрочное развитие.

Форма, по которой готовят ПСЭР, удобна и для исполнения, и для мониторинга мероприятий. Это позволяет оценивать статус действий, вносить изменения. К примеру, по результатам наблюдений неэффективные механизмы заменяются на более успешные.

– Какие предложения в программу района внесли лично вы?

– Я предложил идею сделать Ноокат туристическим хабом. Несмотря на отсутствие в самом городе историко-культурных объектов, в районе расположены природные достопримечательности – водопад Абшыр-Ата, парк Кыргыз-Ата, зона отдыха Сахаба. Именно из Нооката туристы могли бы планировать поездки, нанимать гидов, получать нужную информацию. На данный момент такие преимущества получает Ош, через который гости приезжают к нашим турообъектам. И мне всегда казалось, что мы упускаем что-то важное.

Конечно, вначале будет сложно конкурировать с областным городом, куда обычно направляются туристы. Но мы, местные, хорошо знаем менталитет, традиции, ландшафт, нам есть что рассказать, чем удивить, и мы со временем сумеем организовать здесь индустрию гостеприимства.

Мое предложение обсуждалось на Координационном совете и было поддержано. Сейчас разрабатываем туристическую карту с описанием зон, маршрутов, логистики. Одновременно проводится анализ, какие объекты нужно строить. Очевидно, в первую очередь, нужно начинать с гостиниц, которых в Ноокатском районе нет ни одной. Привлекаем предпринимателей, чтобы бизнес претворял эту идею в жизнь, сотрудничаем с айылными аймаками и фондами развития. 

– Каким образом руководимое вами ведомство может влиять на выполнение ПСЭР?

– Наш департамент управляет муниципальным имуществом, находящимся в собственности города, чтобы вести жизнедеятельность города. 

Департамент был создан в 2011 году, когда Ноокат стал городом. До этого такой структуры не существовало, но до 2019 года происходило становление работы подразделения, а после 2019 года случился качественный рывок, в том числе благодаря поддержке международного проекта развития удалось существенно улучшить нормативную правовую базу департамента, разработать все необходимые документы, положения1. Было понятно, что экономическая эффективность управления имуществом существенно влияет на общую эффективность мэрии, так как грамотное управление движимым и недвижимым имуществом создает условия для выполнения мероприятий, предусмотренных в ПСЭР. Общественный транспорт, освещение, сбор и утилизация отходов, доступ к чистой питьевой воде – эти услуги также организуются при участии департамента.

Город влияет на развитие всего района, потому что здесь находятся основные социальные объекты, сосредоточен бизнес, административные здания, рынки, магазины. Сейчас, например, мы добились возвращения автовокзала, который ранее был передан в частные руки, в собственность муниципалитета. Это нужно, чтобы упорядочить транспортные маршруты, создать удобства для жителей города и приезжающих жителей района.

В прошлом году в результате схода селевых потоков по указанию правительства была создана специальная комиссия, куда вошли представители МЧС, города и других заинтересованных сторон, которые провели работу по профилактике повторения последствий от подобных чрезвычайных ситуаций. В ходе работы комиссии были выялены незаконные коммерческие строения, которые представители бизнеса добровольно убрали. Но в итоге женщины с детьми, обремененные кредитами, остались без источника дохода. Дальнейшая судьба предпринимателей, чей бизнес был демонтирован, не была продумана. Например, в Оше предпринимателей с берегов Ак-Буры переселяют на новый рынок, создавая условия для продолжения бизнеса. У нас, чтобы защитить интересы предпринимателей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, подобные инициативы из-за отсутствия свободных земель становятся практически невозможными.

В Мирмахмудовском айылном аймаке Ноокатского района строится новый рынок в рамках государственно-частного партнерства, но там места будут продаваться, что делает их недоступными для пострадавших предпринимателей. В городе свободных мест для торговли нет, но в районе их можно было бы найти. 

Кроме того, из-за того, что в городе катастрофически не хватает свободной земли, решение основных инфраструктурных задач значительно затруднено. Например, для устройства системы канализации мы вынуждены рассматривать вариант аренды земель у соседнего айылного аймака. Аналогичная проблема возникает с проектами строительства многоэтажных домов. Государственная ипотечная компания готова приступить к реализации своих инициатив, однако отсутствие земельных участков останавливает этот процесс.

Соседние айылные аймаки, такие как Кок-Жар и Он-Эки-Бел, объединились в рамках административно-территориальной реформы и за счет этого у них появились дополнительные возможности. Сам город Ноокат, к сожалению, остался вне этой реформы и многолетние проблемы продолжают оставаться актуальными.

Также я придерживаюсь теории, что, если численность населения города достигает 50 тысяч человек, он становится более экономически устойчивым. Сейчас в Ноокате проживает около 15 тысяч человек. Нам просто необходимо рассматривать варианты расширения территории города для достижения экономической устойчивости.

Тем более, Ноокат имеет генеральный план развития на период с 2022 по 2040 годы, в котором предусмотрена возможность включения соседних айылных аймаков в состав города. 

– Ноокат получил статус города более 20 лет назад, насколько удалось за эти годы урбанизировать условия жизни и развития людей? 

– Ноокат получил статус города в 2003 году, и мы заметили оживление. Это привлекло внимание, в том числе журналистов, которые стали чаще сюда приезжать. Благоприятно повлияла реконструкция автодороги Бишкек-Ош-Баткен. Появились новые требования к объектам вдоль трассы: кафе, коммерческие заведения должны теперь соответствовать определенному дизайну, улучшено освещение, особенно в городе. Очевидно, что, если бы не эта инициатива «сверху», таких изменений не было бы. Мы начали меняться, потому что появились стандарты и требования. Неизвестно, сколько бы мы еще оставались в прежнем состоянии без этого толчка. 

Как административный центр Ноокат влияет на развитие всего района, и для меня очень важно, чтобы наш город соответствовал статусу. Ноокат – это не только базар, где люди заняты одной только торговлей. Город должен иметь свое лицо, места для развития и досуга. Без библиотек, культурных центров, молодежных площадок город не выполняет свою функцию.

– А как вы оцениваете участие молодежи в жизни города и в выполнении ПСЭР? Ведь это инклюзивная программа, учитывающая мнение разных групп населения. 

– Когда я стал руководителем, заметил, что в Ноокате молодых людей почти нет в городском активе. Когда ездил с обменными визитами в другие области Кыргызстана, увидел, насколько активны молодые люди там. Если молодежь участвует в процессе принятия решений, это не считается чем-то необычным – их воспринимают как часть общества, которые доносят свои идеи. У нас ситуация другая, существует устоявшаяся иерархия: старшие и младшие. Даже если молодой человек является экспертом в своей области, он зачастую вынужден молчать, когда высказываются старшие. Ему сложно проявить знания и инициативу, чтобы «не выглядеть умнее».

Говорят, будущее в руках молодежи. Каким оно будет – предсказать невозможно, но ясно одно: мы обязаны работать над пробуждением интереса и мотивацией молодого поколения. Только так сможем им дать возможность стать активными участниками развития общества.

Благодаря моей инициативе в Ноокате началось строительство молодежного центра. Как член Координационного совета я предложил провести собрания с участием молодежи, в ходе которых молодые жители Нооката определили приоритетной проблемой отсутствие места для организации встреч и досуга молодежи. Решение этой проблемы было включено в ПСЭР, и началась работа по привлечению средств для строительства молодежного центра. Мэрия выделила 1 миллион сомов, а 10 миллионов предоставила ПРООН. Центр будет оформлен в национальном стиле, с главным зданием в форме юрты, корпусом для конференций и встреч, а также офисом для молодежного комитета. Планируем сдать центр в эксплуатацию к 1 мая 2025 года. Если нам удастся мобилизовать молодежь города, думаю, это привлечет и ребят из районов.

В Ноокате нет высших учебных заведений, которые формировали бы студенческое сообщество и, возможно, способствовали бы активности молодых жителей района. Чтобы эффективно вовлекать молодежь в процесс принятия решений, важно, чтобы у молодых граждан был необходимый минимальный уровень образования, развитый кругозор, тогда появится конкуренция и соревновательность, умение ставить цели и желание их добиваться. Но молодые активисты в Ноокате все же есть. Например, удалось найти ребят, которые писали сайты для государственных органов. Мы их привлекли для разработки сайта госадминистрации, сам аким встречался с веб-разработчиками. Они тоже были рады, что делают вклад в развитие города. В целом, хотим больше привлекать к общественной работе «айтишников», в частности, последние два года работаем для внедрения в Ноокате республиканского проекта «Безопасный город». 

– Учитывая возрастную иерархию, о которой вы сказали выше, как вы пришли к должности директора? Вы ведь весьма молодой руководитель.

– Я стал директором по своему желанию. Когда предыдущий руководитель ушел с должности, предложил свою кандидатуру. До этого работал руководителем аппарата мэрии города, а также в молодежном отделе, где можно было проявить себя творчески и получить хороший опыт. 

Я закончил бакалавриат по государственному и муниципальному управлению в Ошском государственном университете, магистратуру по этой же специальности – в Академии управления при Президенте КР в Бишкеке. Выбрал эту специальность по результатам общереспубликанского тестирования, так как была бюджетная квота, хотя ранее хотел стать военным или юристом. Но изучив специфику работы, вникнув в профессию, понял, что не ошибся с выбором. 

– Желаю вам исполнения всех ваших планов и успехов!

___________ 

1 Читайте также: «Как единый реестр муниципального имущества открывает городу глаза на расходы, связанные с управлением имуществом, и помогает экономить средства местного бюджета», «Город Ноокат научился новым, более эффективным методам муниципального управления», выпуск журнала за май 2021 года, http://www.municipalitet.kg/ru/archive/full/195.html 

Похожие материалы: