Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Комментарий к Закону КР «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий»

2013-10-25 / Новости Законодательства

Данный закон разработан в целях реализации статьи 113 Конституции Кыргызстана, где четко изложен принцип делегирования.

12 июля 2013 года вступил в силу долгожданный Закон «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий», который после принятия Жогорку Кенешем 6 июня 2013 года был подписан Президентом 10 июля 2013 года. Что ожидать от его принятия?
 
Инициаторами данного закона выступили депутаты Жогорку Кенеша БОКОЕВ К.С., ИСАКОВ Э.Б. и КОЧКОРБАЕВ А.К. Принятый закон разрабатывался с участием экспертов в области местного самоуправления и Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики. Немало труда вложили в процессе доработки проекта закона также эксперты Института политики развития.
 
История зарождения закона
 
Данный закон разработан в целях реализации статьи 113 Конституции Кыргызстана, где четко изложен принцип делегирования. Напомним, что, согласно норме Конституции, органам местного самоуправления могут быть делегированы государственные полномочия с передачей материальных, финансовых и иных средств, необходимых для их осуществления на основании закона или договора. По делегированным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны государственным органам.
 
Однако данный конституционный принцип не получал своего применения уже в течение 17 лет (с редакции Конституции 1996 года), в силу отсутствия правоприменительной практики, то есть порядка делегирования и отсутствия механизмов финансирования.
 
Утратившие силу законы «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (2002 г.), «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (2008г.) и действующий Закон «О местном самоуправлении» (2010 г.) предусматривали отдельную статью о делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления в порядке, изложенном в Конституции. Но эти законы не устанавливали четкого механизма осуществления делегирования и его финансирования. В результате органы местного самоуправления оставались и остаются не услышанными, бесплатно исполняя государственные функции до сегодняшнего дня.
 
Сегодня органы местного самоуправления, кроме 22-х собственных вопросов местного значения, так же исполняют 18 государственных делегированных полномочий без надлежащего оформления передачи и четкого распределения финансирования по каждому отдельному делегированному полномочию.
 
Некоторыми активно выполняемыми органами местного самоуправления государственными полномочиями на сегодня являются:
 
• ведение учетной регистрации граждан, проведение в установленном порядке прописки и выписки граждан, составление списков избирателей;
 
• регистрация актов гражданского состояния;
 
• совершение нотариальных действий;
 
• ведение первичного учета военнообязанных и призывников, принятие их на воинский учет и снятие с учета, содействие в организации призыва на воинскую службу;
 
• распределение и использование земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;
 
• ведение статистики,
 
• сбор налогов;
 
• выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты;
 
• первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности и другие.
 
Что устанавливает и регулирует принятый закон?
 
В первую очередь, принятый закон устанавливает основные принципы делегирования государственных полномочий:
 
• делегирование государственных полномочий не должно нарушать или ограничивать права и гарантии местного самоуправления, установленные законодательством Кыргызской Республики;
 
• делегирование государственных полномочий производится с целью эффективного их осуществления и качественного предоставления услуг местному сообществу с учетом возможности и реальности их осуществления органами местного самоуправления;
 
• делегируемые государственные полномочия не должны создавать препятствия для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и ухудшать социально-экономическое положение местных сообществ соответствующей территории.
 
Закон устанавливает единую унифицированную структуру договора, которая должна соблюдаться при его подготовке; раскрывает особенности делегирования государственных полномочий через законы и договоры. Определяет правовые, организационные и финансовые основы делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий, а также порядок исполнения, приостановления и прекращения исполнения делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления.
 
Отрадно отметить, что в законе четко определен порядок обеспечения органов местного самоуправления материальными, финансовыми и иными ресурсами при делегировании им государственных полномочий. Так, государственные органы одновременно с делегированием государственных полномочий должны предусмотреть материальные, финансовые или иные ресурсы, в том числе целевые трансферты (субвенции) из республиканского бюджета в местный бюджет.
 
Целевые трансферты (субвенции) включают оплату труда специалиста, командировочные расходы, расходы, связанные с повышением квалификации, и другие финансовые расходы, необходимые для выполнения делегируемых государственных полномочий.
 
Финансовые средства, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий, должны предусматриваться в республиканском бюджете отдельной статьей. Далее эти средства зачисляются и учитываются в структуре доходов и расходов местного бюджета отдельной статьей. При этом органам местного самоуправления запрещается нецелевое расходование материальных и финансовых средств, полученных для осуществления делегированных государственных полномочий.
 
Далее принятый закон регламентирует права и обязанности государственного органа при делегировании государственных полномочий; права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении делегированных государственных полномочий, а также специалиста органа местного самоуправления, исполняющего обязанности по делегированным государственным полномочиям.
 
В законе отражены основные нормы о сроках наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями; об отчетности органов местного самоуправления перед государственными органами; о порядке осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий. Установлены основания и порядок прекращения и приостановления осуществления делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления. Определен порядок разрешения конфликтов и споров, установлена ответственность за исполнение делегированных государственных полномочий.
 
В целом, принятый Закон «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий» обеспечивает работу механизма делегирования государственных полномочий. Появилась надежда, что данный Закон заставит государственные органы осмыслить существующее положение органов местного самоуправления и приступить к практическому процессу делегирования государственных полномочий в соответствии с требованиями Конституции и законодательства Кыргызской Республики.
 
Помимо того, в заключительной части настоящего Закона в связи с тем, что некоторые государственные полномочия в законодательстве страны делегированы органам местного самоуправления разными отраслевыми законами, без соблюдения требований законодательства о порядке делегирования, Правительству Кыргызской Республики поручено:
 
• подготовить и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законов, направленные на приведение действующих отраслевых законов в соответствие с настоящим Законом;
 
• утвердить типовой договор о делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
 
• определить методику расчета объема трансфертов (субвенций), предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления отдельных государственных делегированных полномочий;
 
• при разработке проекта республиканского бюджета на 2015 год и последующие годы предусмотреть в них расходы, необходимые для исполнения делегированных государственных полномочий с учетом требований настоящего Закона.
 
•Институт политики развития в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетсноть органов МСУ: бюджетный процесс» разработал первые варианты модели финансирования делегирования государственных полномочий, мы будем информировать читателей журнала «Муниципалитет» о шагах, предпринимаемых правительством для реализации данного закона.
 
Вместе с тем трудно удержаться от поздравления органов местного самоуправления с тем, что, благодаря новому закону, старый и больной вопрос о делегировании государственных полномочий получил, наконец, шанс быть успешно разрешенным.
 
Бектур ОРОЗБАЕВ,
юрист Проекта
«Голос граждан и подотчетность органов МСУ:
бюджетный процесс»,
финансируемого Правительством Швейцарии
и выполняемого Институтом политики развития