Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Комментарии к Закону КР «О переводе (трансформации) земельных участков»

2013-10-25 / Новости Законодательства

Принятый закон предусматривает ограничительные нормы в отношении городов республиканского значения.

Проект Закона КР «О переводе (трансформации) земельных участков», разработанный Правительством, был внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша КР 5 октября 2011 года. Спустя два года, после долгих обсуждений и доработок, он был принят Жогорку Кенешем КР только 30 мая 2013 года и подписан Президентом КР 15 июля 2013 года. Принятый Закон определяет правовые основы, условия и порядок перевода (трансформации) менее ценных видов сельскохозяйственных угодий в более ценные виды сельхозугодий, а также равноценных видов сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой.
 
Вместе с этим были внесены небольшие дополнения в Земельный кодекс Кыргызской Республики (в статью 15) и Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» (в статью 9), согласно которым к компетенции районной государственной администрации относят перевод менее ценных сельскохозяйственных угодий в более ценные виды угодий, равноценных видов сельскохозяйственных угодий – из одного вида в другой.
 
В связи с чем возникла необходимость принятия данного закона?
 
Учитывая, что земля является особым, наиболее ограниченным и дефицитным ресурсом государства, регулирование правовых основ, условий и порядка перевода (трансформации) земельных участков из одной категории земель в другую или из одного вида угодий в другой является актуальной проблемой, требующей государственного регулирования.
 
Однако в нормативно-правовом регулировании процесса перевода земель и в практике применения нормативных правовых актов сложилась достаточно сложная ситуация, приведшая к ослаблению государственного контроля за процессом перевода земель.
 
Более того, в соответствии с Земельным кодексом в компетенцию правительства входил перевод более ценных сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, залежь, культурные пастбища, сенокосы и пастбища коренного улучшения) в другие, менее ценные виды угодий, или другую категорию земель.
 
При этом Земельным кодексом применение вышеуказанных норм по отношению к земельным участкам, находящимся в частной собственности и переводимым из менее ценных сельскохозяйственных угодий в более ценные виды угодий, равноценных видов сельскохозяйственных угодий – из одного вида в другой, не было предусмотрено.
 
В связи с этим в установленном порядке по поручению правительства был разработан вышеуказанный закон, в целях совершенствования государственного регулирования вопросов перевода земель, с установлением конкретных, прозрачных и упрощенных процедур перевода, ясных правил при осуществлении мероприятий перевода, а также четким определением полномочий государственных органов.
 
Новшества принятого закона
 
Согласно принятым законодательным нормам, политика государства по переводу земель должна измениться в сторону сбалансированного учета интересов всех участников процесса, поскольку рассмотрение заявлений о переводе земель осуществляется по принципу «единого окна».
 
Функции по подготовке землеустроительных материалов по переводу земель осуществляет специально уполномоченный государственный орган.
 
Инициатором перевода земель под индивидуальное жилищное строительство выступает в установленном порядке орган местного самоуправления.
 
Четко разделены компетенции государственных органов по переводу земель.
 
Правительство Кыргызской Республики:
 
- переводит особо ценные сельскохозяйственные угодья (пашня, земли, занятые многолетними насаждениями, залежь, сенокосы коренного улучшения, пастбища коренного улучшения) в другие, менее ценные, виды угодий или другие категории земель;
 
- переводит земли лесного фонда в другие категории земель;
 
- переводит земли водного фонда в другие категории земель;
 
- переводит земли особо охраняемых природных территорий в другие категории земель;
 
- утверждает порядок использования средств, поступающих от возмещения сельскохозяйственных и лесохозяйственных потерь.
 
Местная государственная администрация (далее – МГА) с согласия органов местного самоуправления, где расположены земельные участки:
 
- переводит менее ценные сельскохозяйственные угодья в более ценные виды угодий, равноценные виды сельскохозяйственных угодий - из одного вида в другой;
 
- переводит земли населенных пунктов в другие категории земель;
 
- переводит земли запаса в другие категории;
 
- переводит земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, за исключением земель, предоставленных для строительства и обслуживания объектов обороны и транспорта, в другие категории земель;
 
- дает согласие на перевод более ценных сельскохозяйственных угодий и земельных участков лесного, водного фонда и особо охраняемых природных территорий, земель запаса в другие категории земель в виде решения и вносит его в установленном порядке в Правительство Кыргызской Республики.
 
С принятием нового нормативного акта в бюджет страны поступят денежные средства от возмещения сельскохозяйственных потерь, которые в свою очередь могут быть предусмотрены на гидромелиоративные и восстановительные мероприятия.
 
Так, согласно положениям нового закона, при переводе (трансформации) сельскохозяйственных угодий из категорий земель сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фонда и запаса в другие категории земель или виды угодий, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным производством, выплачиваются суммы стоимости возмещения потерь и упущенной выгоды новыми землепользователями и собственниками.
 
Но имеется исключение, согласно которому потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства не возмещаются при переводе земель, для:
 
- строительства мелиоративных систем, предназначенных для орошения и осушения земель сельскохозяйственного назначения;
 
- строительства жилых домов, предоставляемых на безвозмездной основе специально уполномоченным государственным органом;
 
- строительства объектов здравоохранения, школ и детских дошкольных, социальных учреждений, сферы культуры и искусства, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и кладбищ;
 
- строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, производимых за счет республиканского и местного бюджетов;
 
- строительства линий электропередачи, нефтепроводов и иных трубопроводов, производимого за счет республиканского и местного бюджетов;
 
- строительства объектов военного, природоохранного и историко-культурного назначения (заповедников, лесохозяйственных учреждений, природных, мемориальных, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, памятников природы, археологических и историко-архитектурных погребений).
 
Средства от возмещения сельскохозяйственных и лесохозяйственных потерь поступают в республиканский бюджет. Средства от возмещения упущенной выгоды - в местный бюджет.
 
Также одним из важных новшеств закона является четкое установление порядка, сроков подготовки документов и рассмотрение заявлений о переводе земель.
 
Так, для осуществления перевода земель (за исключением перевода в категорию «Земли населенных пунктов» под индивидуальное жилищное строительство) физические или юридические лица подают заявление о переводе земель в местную государственную администрацию района.
 
В заявлении указываются сведения о праве на земельный участок, категория и размер переводимого земельного участка, обоснование перевода земель из одной категории в другую или из одного вида угодий в другой. К заявлению прилагаются копии соответствующих документов, перечисленных в законе.
 
Далее по запросу МГА специально уполномоченный государственный орган формирует материалы на земельный участок и направляет в течение 10 рабочих дней землеустроительное дело на рассмотрение районной комиссии, которая создается МГА.
 
Районная комиссия создается с участием представителей органа местного самоуправления, где расположен переводимый земельный участок, заявителя, местных служб: архитектуры и строительства (при переводе земель в категорию «Земли населенных пунктов»), охраны окружающей среды и лесного хозяйства (при переводе из земель лесного фонда или в категории земель лесного фонда, особо охраняемых природных ресурсов), сельского и водного хозяйства, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, энергетики, инспекции по контролю за использованием и охраной земель.
 
Районная комиссия в течение 10 рабочих дней представляет в МГА заключение о возможности или невозможности перевода земельного участка.
 
После получения положительного заключения районной комиссии специально уполномоченный государственный орган формирует землеустроительное дело на перевод земель, которое вносится на рассмотрение в орган местного самоуправления.
 
Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней выносит свое решение. Решение органа местного самоуправления поступает на рассмотрение МГА, которая в свою очередь рассматривает материалы по переводу земель в срок не более 10 рабочих дней и принимает решение о переводе или о согласии на перевод земель.
 
После чего, МГА:
 
- направляет в специально уполномоченный государственный орган решение о переводе земель, принятое в рамках компетенции;
 
- направляет в Правительство Кыргызской Республики решение о согласии на перевод земель, принятое в рамках компетенции, вместе с материалами.
 
Решение о переводе земельного участка либо об отказе в переводе земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.
 
Помимо того, закон подробно описывает особенности перевода:
 
- земельных участков сельскохозяйственного назначения;
 
- земельных участков особо охраняемых территорий;
 
- земельных участков лесного фонда;
 
- земель водного фонда;
 
- земельных участков промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
 
- земельных участков из состава земель запаса;
 
- земельных участков, на которых имеются месторождения полезных ископаемых;
 
- земельных участков, находящихся в частной собственности.
 
Например, согласно особенностям перевода земель, отныне земельные участки, находящиеся в частной собственности, переводятся под индивидуальное жилищное строительство, после изъятия их органом местного самоуправления, на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов.
 
Кроме этого, следует отметить, что принятый закон предусматривает ограничительные нормы в отношении городов республиканского значения. То есть закон в заключительной части дает поручение правительству приостановить перевод земель сельскохозяйственного назначения, не подпадающих под действие Закона КР «О введении моратория на
перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий», в другие категории земель и виды угодий в пригородных зонах, включенных в генеральные планы развития городов Бишкек и Ош, до законодательного урегулирования особых статусов этих городов.
 
Бектур ОРОЗБАЕВ,
юрист Проекта
«Голос граждан и подотчетность органов МСУ:
бюджетный процесс»,
финансируемого Правительством Швейцарии
и выполняемого Институтом политики развития