2014-01-14 / Кадры МСУ
Приветствуя переподготовку муниципальных служащих, можно было бы практиковать имеющийся наработанный опыт в реформировании этой службы в передовых странах,с приглашением лучших практиков. Итоги обучения можно было бы оценивать как промежуточную аттестацию, с включением его оценок в аттестации, проводимые ГКС, согласно требованиям закона.
Мы много говорим в последнее время о необходимости повышения качества муниципальной службы, что, безусловно, является приоритетом государства. Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах данной проблемы.При поступлении на муниципальную службу, согласно существующему закону, желающие должны пройти через конкурс, который в свою очередь включает несколько этапов. 1-й этап – тестирование в региональном отделении кадровой службы.Здесь конкурсанту на компьютере предлагаются различные варианты вопросов и, соответственно,несколько ответов на каждый из них. При подготовке к конкурсу желающие могут на сайте кадровой службы ознакомиться с вопросами, которые будут входить в программу тестирования. Как показывает практика и живое общение с теми, кто прошел через тестирование, – это огромный объем вопросов (около 500), включающих в себя знание основных законов, нормативно-правовых актов по вопросам государственного устройства, муниципальной и государственной службы, экономики и социального развития. Представьте себе среднестатистического конкурсанта (18-35 лет) и его возможности осилить этот объем вопросов. Может быть, пора ограничить количество вопросов и включить самые необходимые? Считаю, что действительная, а не мнимая и формальная конкуренция будет служить делу подбора достойных кадров. Как известно, весомую долю в формировании кадрового потенциала вносит Государственная кадровая служба (ГКС). Молодые люди, начинающие работу в органах местного самоуправления,набрав опыта, затем переходят в другие структуры – НПО, коммерческие структуры, госслужба и др. В этом нет ничего плохого, но вопрос в том,что, уйдя в другие сферы, отличные от муниципальной службы, они выпадают из поля зрения. Поэтому считаю, что вопросы становления муниципального служащего – от поступления на службу и дальнейшая его карьера, включая поощрения, взыскания и т.д.
– должны оставаться в поле зрения ГКС. Возникает необходимость создания единой базы данных муниципальных служащих. Это будет способствовать новым возможностям улучшения подбора и расстановки кадров местного самоуправления и повышению престижа муниципальной службы.Теперь о повышении квалификации и различных курсов. В последние годы этому вопросу стали уделять внимание (хотя бы чаще говорить). Хотелось бы заострить внимание читателей на качестве. Приветствуя переподготовку муниципальных служащих, можно было бы практиковать имеющийся наработанный опыт в реформировании этой службы в передовых странах,с приглашением
лучших практиков. Итоги обучения можно было бы оценивать как промежуточную аттестацию, с включением его оценок в аттестации, проводимые ГКС, согласно требованиям закона.
Хорошим подспорьем для тех, кто улучшает свои знания на курсах, стало бы предметное обучение разрешению конфликтов, различных проблемных ситуаций, деловые игры, лучший зарубежный опыт, чтобы человек, который приехал на курсы,оставив все дела, вернулся с определенным багажом знаний. Неплохо было бы приглашать на эти курсы первых руководителей отраслей, регионов,представителей аппаратов Правительства и Президента страны.Для повышения знаний неплохо было бы практиковать обмен опытом между органами местного самоуправления разных регионов, особенно имеющих наработанный лучший опыт в проведении реформ и освоении передовых методов. Положительный эффект могло бы дать проведение стажировок муниципальных служащих в министерствах,ведомствах, агентствах, где они могли бы приобрести неплохой опыт для последующего использования его в своей повседневной деятельности.Как известно, в 2013 году повысили заработную плату муниципальным служащим. Конечно, это позволило работникам данной категории в некоторой степени улучшить свое материальное положение.В Положении, утвержденном правительством, есть пункты, касающиеся ежегодной оценки деятельности муниципальных служащих и, соответственно,повышения или понижения пошаговой надбавки к заработной плате. Внимательное знакомство с этим документом показывает, что мизерная надбавка за добросовестную и качественную работу никак не будет стимулировать работника.
На мой взгляд, можно было бы в рамках существующего штатного расписания дать больше полномочий руководителям органов местного самоуправления по формированию структуры аппарата и поощрению наиболее отличившихся работников.Многие проблемы, обозначенные в письмах и заявлениях, поступающих в центральные органы власти, можно и нужно решать на местах. Положительному решению данных вопросов способствовало бы укрепление финансовой самостоятельности местных органов власти. Например, большее расщепление налоговых отчислений, вместо того чтобы перераспределять их из Министерства финансов.
Вся страна сейчас переживает и проводит реформы. Мы отходим от старого, отжившего, ненужного. Избавляемся иногда медленно, мучительно,больно. Строим новое общество, учимся уважать права человека, говорим открыто о наших проблемах и ошибках, учимся говорить правду о себе.Всякое общество двигает вперед его самая передовая, лучшая часть. Муниципальная служба и его носители – муниципальные служащие – являются представителями этой части общества,на них лежит ответственность за судьбу страны и за ее будущее. Сумеем провести реформы в этой важнейшей сфере, намного, а может даже в решающей степени, ускорим обновление нашего государства. Уверен, что муниципальные служащие,являющиеся представителями элиты страны, сделают все для построения нового, демократичного Кыргызстана.
А.КЫПЧАКОВ,
заведующий отделом экономики и привлечения
инвестиции мэрии г.Кызыл-Кии