Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Практика реализации государственного социального заказа в Чуйской области – полигон для новых знаний работников муниципалитетов

2014-10-09 / ПИЛОТ в Кыргызстане. Хроника реализации
Практика реализации государственного социального заказа в Чуйской области – полигон для новых знаний работников муниципалитетов

Как работает социальный заказ на опыте Министерства социального развития (МСР) изучали представители 12 пилотных муниципалитетов Кыргызстана, которые уже в августе 2014 года проведут конкурсы среди НПО по решению социальных проблем. Для изучения опыта МСР в Бишкеке и Чуйской долине была организована учебная поездка для представителей муниципалитетов и НПО из Баткенской, Джалал-Абадской и Таласской областей.

Двенадцати муниципалитетам предстоит в ближайшем будущем заказать у неправительственных организаций решение самых «больных» для этих сообществ социальных проблем на общую сумму 12 миллионов сомов. Проблемы были определены в ходе специальных исследований, организованных силами местного самоуправления на территориях муниципалитетов. Проблемы сложные.Вопросов у муниципалитетов много: как организовать процесс муниципального социального заказа таким образом, чтобы все требования законодательства были выполнены? как учесть потребности
социальных групп, нуждающихся в помощи? как правильно организовать финансирование? как не ошибиться в выборе НПО – исполнителя заказа? Чтобы узнать практику реализации госсоцзаказа и получить ответы хотя бы на часть этих вопросов,была организована данная поездка.Участники поездки получили возможность изучить работу городского реабилитационного центра г. Бишкека по интеграции людей с ограниченными возможностями; социальной деревни «Манас» и Национального общества Красного Полумесяца по поддержке центров, оказывающих социальные услуги детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (детский кризисный центр).Эти организации в разное время стали победителями конкурса на реализацию государственного социального заказа, проводимого МСР, хорошо знают плюсы и минусы подобной практики. «Первый опыт привлечения некоммерческих организаций к выполнению социально-значимых программ у нас состоялся в 2004 г., – рассказывает Саида АСАНБАЕВА, главный специалист отдела социального обслуживания Департамента соцобеспечения МСР КР. – Цель этой инициативы – выявление, поддержка и привлечение новых сил в решение социальных проблем и объединение усилий НКО, работающих в данной сфере. За последние годы объем финансирования социальных проектов неправительственных организаций резко возрос – с 4,3 миллиона сомов в 2009 году до почти 14 миллионов в 2013-м. 12 миллионов сомов, которые будут потрачены на ГСЗ через муниципальные бюджеты,внесут существенный вклад в развитиет социального заказа, и мы надеемся, что муниципалитеты получат успешный опыт и будут применять социальный заказ в своей практике ежегодно».В первый день учебной поездки представители Министерства социального развития КР и эксперты Проекта представили вниманию участников успешные примеры реализации государственного социального заказа, ознакомили с законодательством в сфере государственного социального заказа и обязанностями органов МСУ в проведении конкурса социальных проектов.Участники поездки интересовались содержательной частью работы организаций, выполняющих государственный социальный заказ, а также процедурами, через которые пришлось пройти НПО.Среди наиболее часто задаваемых вопросов были вопросы о помощи со стороны муниципалитета и государства для содержания реабилитационного центра, социальной деревни и детского кризисного центра. По словам руководителей учреждений, существенной помощи со стороны государства не оказывается, на ежедневно необходимые нужды постоянно приходится зарабатывать собственными усилиями сотрудников и воспитанников, например, изготавливая ремесленные изделия.Вторым по частоте вопросом стал процесс приема детей в учреждения. Так, к примеру, если в городском реабилитационном центре есть условие, что дети с ограниченными возможностями должны быть бишкекчанами, то в двух других центрах таких ограничений нет. Однако нельзя забывать и о том, что в каждом из центров, несмотря на желание помочь детям и взрослым с ОВЗ, мест для всех не хватает.Многие участники, представители пилотных айыл окмоту, пришли к выводу о том, что дальнейшая реализация муниципального социального заказа будет под силу только недотационным аймакам, где есть на это собственные средства. Второй, но не менее важной задачей учебной поездки стала консультативная помощь муниципалитетам в организации и проведении конкурса социальных проектов среди НПО. Для пилотного проекта критически важно, чтобы этот конкурс прошел максимально прозрачно, справедливо и стал примером,который может быть повторен в других муниципалитетах. Помимо изучения опыта, участники поездки знакомились с процедурами конкурса для НПО, который им предстоит провести в начале августа, составляли графики и «оттачивали» документы.Поэтому второй день обменного визита был посвящен нормам законодательства о размещении,исполнении, мониторинге государственного социального заказа, а также зарубежному опыту на примере Болгарии. Представители муниципалитетов приняли активное участие в практической работе по проведению конкурса по отбору проектов на тему «Создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями». Участникам был презентован оценочный лист с индикаторами оценки проектных предложений. По результатам работы в группах участники получили практические навыки по проведению заседания конкурсной комиссии и оценке проектных предложений. Бурно обсуждалась финансовая сторона государственного социального заказа: каким образом финансы будут предусмотрены в местном бюджете, поступят ли средства в этом году, есть ли необходимость деления траншей-платежей на все четыре квартала, если отобранный проект длится 3-5 месяцев и т.д. По возможности организаторы пытались дать развернутые ответы, однако на многие вопросы ответы еще только предстоит найти.Баймурат БЕКМУРАТОВ, глава Сумбула АА Баткенской области: «Мы давно хотим заняться решением социальных проблем, но нам постоянно не хватает ни времени, ни денег. В приоритетах всегда оказывается инфраструктура – мусор,дороги, вода, а потребности самых слабых – детей, лиц с ограниченными возможностями, духовные и культурные нужды часто остаются за бортом местного бюджета и вне фокуса внимания органов МСУ. Теперь, при поддержке GIZ (Германского общества по международному сотрудничеству), у нас появилась возможность опробовать новый механизм – муниципальный социальный заказ. При этом поддержка заключается не только в деньгах, которые мы через местный бюджет потратим на социальные проблемы, но и в том,что мы учимся привлекать к решению социальных проблем неправительственные организации,которые обладают большим творческим и созидательным потенциалом. В моем понимании,гражданское общество – это не те, кто кричит о политике, а те, кто занимается самыми сложными общественными проблемами».Айгуль ЖАНТАЕВА, координатор проекта в Терек-Сайском АА, Джалал-Абадской области: «Реализовать муниципальный социальный заказ не просто, нужно много знать, разработать сложные процедуры и выполнить их, учесть интересы разных социальных групп и НПО. Раньше никому в местном самоуправлении Кыргызстана делать этого не приходилось, мы, с одной стороны, гордимся тем, что оказались в числе первопроходцев, с другой – чувствуем большую ответственность за результат. Учебная поездка придала нам уверенности в своих силах, мы верим, что муниципальный социальный заказ станет как хорошим инструментом решения проблем на муниципальном уровне, так и эффективным каналом взаимодействия органов местного самоуправления и организаций гражданского общества». М