Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Усилен статус устава местного сообщества, внесены поправки в процесс формирования органов МСУ

2014-11-05 / Новости Законодательства

21 ноября 2014 года Президентом Кыргызской Республики А.Ш. АТАМБАЕВЫМ подписан Закон КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики». Подписанный закон разработан в целях совершенствования отдельных норм законов КР «О выборах депутатов местных кенешей» и «О местном самоуправлении».

  • 1. В законе КР «О выборах депутатов местных кенешей», в связи с последними изменениями законодательства, внесены изменения редакционно-технического характера, т.е. словосочетание «группы избирателей» в различных падежных и числовых формах по всему тексту закона исключены, а также внесен ряд изменений организационного характера, направленный на усовершенствование избирательной системы.
  • 2. Изменения, внесенные в Закон КР «О местном самоуправлении», подготовлены в целях совершенствования и приведения в соответствие некоторых положений закона с иными нормативными правовыми актами, а также устранения пробелов и противоречий, наличествующих в законе:
  • 1). Принятым законом усилен статус основополагающего документа местного населения – Устава местного сообщества. Уточнены понятие и назначение Устава местного сообщества и повышен его статус до нормативного правового акта, тогда как раньше устав имел статус правового акта, согласно его определению.
Впредь устав местного сообщества, согласно новому определению (часть 2 статья 15 Закона),регламентирует основные принципы и правила внутренней жизнедеятельности местного сообщества, предусматривает права и обязанности членов местного сообщества, определяет порядок взаимоотношений местного сообщества и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, включая участие местного сообщества в бюджетном процессе и другие вопросы деятельности местного самоуправления, не урегулированные законодательством Кыргызской Республики.Теперь можно сказать, что правовая база для устава местного сообщества имеется в полном объеме, так как устав местного сообщества, согласно закону, должен регламентировать ряд серьезных вопросов, таких, как: право на установление и определение порядка реализации местной нормотворческой инициативы членами местного сообщества (ст. 14 Закона о МСУ); на установление нормы представительства делегатов курултая, порядок его проведения и реализации решений курултая в соответствии с нормативными правовыми актами республики (ч.3 ст. 59 Закона о МСУ); на установление, изменение и прекращение вопросов местного значения (ч.1 ст. 17 Закона о МСУ); на установление порядка взаимоотношения органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 17 Закона о МСУ) и другие.В целом, уставами местного сообщества должны быть установлены участие граждан в осуществлении местного самоуправления, взаимодействие местного сообщества с органами местного самоуправления в выявлении существующих проблем села и их решение совместным трудом, а также ряд других норм и правил, направленных на решение внутренних локальных вопросов, связанных с традиционными, межэтническими, географическими и иными особенностями того или иного населенного пункта.
 
  • 2). Результаты последних выборов депутатов местных кенешей также выявили множество недостатков в Законе КР «О местном самоуправлении». Одним из них является положения статьи 37, где наиболее проблемным оказалось выдвижение кандидатуры на должность председателя городского кенеша.
Часть 1 статьи 37 предыдущей редакции Закона КР о МСУ давала возможность депутатам избирать председателя городского кенеша исключительно из числа фракций большинства или коалиции фракций большинства, в то время как депутаты фракций меньшинства или коалиции фракций меньшинства оставались без права выдвижения кандидатов на должность председателя городского кенеша, что грубо противоречило основополагающим конституционным нормам - избирать и быть избранным гражданам в органы местного самоуправления.Теперь, в соответствии с новой редакцией статьи 37, право на выдвижение кандидатуры на должность председателя городского кенеша имеет каждая фракция или каждая коалиция фракций,однако каждый из них имеет право выдвинуть только по одному кандидату.
 
  • 3). Принимая во внимание краткосрочность (от одного до трех месяцев) пребывания лиц, назначенных премьер-министром КР исполняющим обязанности мэра города, или лиц, назначенных акимом исполняющим обязанности главы айыл окмоту, принятым законом был изменен порядок назначения и освобождения глав исполнительных органов МСУ, теперь:
  • со дня окончания срока созыва либо досрочного роспуска городского кенеша мэр города считается исполняющим обязанности мэра до дня вступления в должность вновь избранного мэра города;
  • в случае досрочного освобождения мэра города от должности, обязанности мэра возлагают-ся на первого вице-мэра до избрания мэра города.В случае отсутствия должности первого вице-мэра, обязанности мэра возлагаются на вице мэра;
  • со дня окончания срока созыва либо досрочного роспуска айылного кенеша глава айыл окмоту считается исполняющим обязанности главы айыл окмоту до дня вступления в должность вновь избранного главы айыл окмоту;
  • в случае досрочного освобождения главы айыл окмоту от должности, обязанности главы айыл окмоту возлагаются на заместителя главы айыл окмоту до избрания главы айыл окмоту. В случае отсутствия должности заместителя главы айыл окмоту, обязанности главы айыл окмоту возлагаются на ответственного секретаря айыл окмоту.